Клуб знатоков химии.
1 задание
Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ:
Ba(NO3)2 Na2SO4 CuSO4 K2SO4
Болельщики сочиняют клятву химика.
2задание
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
1) Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).
2) Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).
3) Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).
4) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).
5) Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).
6) С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).
7. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
(Недосол на столе, пересол на голове).
Болельщики поддерживают свою команду.
3 задание.
Расшифровать фразы:
Конкурс агент 007
Команда должна расшифровать послание агента 007 с помощью ПСХЭ Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клетки под цифрами первые буквы их названий
1 команда:
Ответ: Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!
17 | 77 | 33 | 77 | 63 | 16 | 19 | 77 | 63 | 44 | 63 | 13 | 19 | 22 | 77 | 23 | 28 | 13 | 23 | 19 | 92 | 16 | 84 | 44 | 76 | 56 | 76 | 23 | 13 | 22 | 28 | 63 | 3 | 79 | |||||||||||
ч | ы | ь | ь | я | ! |
2 команда:
Тушить спиртовку необходимо накрыв ее колпачком!
22 | 92 | 77 | 22 | 16 | 84 | 77 | 44 | 22 | 76 | 23 | 19 | 92 | 28 | 63 | 76 | 56 | 108 | 76 | 105 | 77 | 33 | 76 | 28 | 13 | 19 | 44 | 23 | 63 | 63 | 19 | 76 | 3 | 84 | 13 | 19 | 76 | 33 | ||||||||||
ш | ь | ы | ч | ! |
3 команда:
76 | 84 | 22 | 84 | 44 | 76 | 23 | 76 | 105 | 77 | 22 | 22 | 76 | 3 | 19 | 76 | 23 | 77 | 16 | 22 | 76 | 16 | 92 | 17 | 76 | 84 | 76 | 16 | 92 | 105 | 63 | ||||||||||||||
ы | ы | ь | ь | ч | й | й | ! |
Опыты проводить только в чистой, сухой посуде.
Параллельно конкурс капитанов: Используя слово "ХРОМАТОГРАФИЯ" составляют слова.
Для болельщиков: Загадки
1)Я – Фарфоровая чашка,
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут.
Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через Воронку,
Можно будет фильтровать.
Я – Шпатель, наблюдаю строго,
Чтоб веществ не брали много.
Довольно горстку зачерпнуть,
Потом водицей сполоснуть.
Фитилек мой зажигай
И что хочешь нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня Спиртовка.
2)Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам Химический Стакан.
Химик капает раствор
Аккуратно, очень метко.
А помощница ему –
Я – стеклянная Пипетка.
Химикам известно многим:
Целым будет реактив
В их пробирке, ведь, как ноги,
У пробирок есть Штатив.
Загадки: О каком элементе идет речь в загадке.
Предупреждаю вас заранее:
Я не пригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
(Азот)
Я не горюю, а горю, и воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град –
Я напоить природу рад.
(Водород)
Я – коварный поджигатель.
Вы огня хотите – нате!
Я – всесильный окислитель.
(Кислород)
Вы со мной уже встречались –
Я – космический скиталец.
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я – любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
(Водород)
Иду на мелкую монету,
В колокола люблю звенеть.
Мне ставят памятник за это
И знают имя мое – …
(Медь)
В честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь.
(Золото)
Из меня состоит все живое,
Я – графит, антрацит и алмаз.
Я – на улице в поле и дома.
Я – в деревьях и в каждом из вас.
(Углерод)
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу,
Служу на кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
(Алюминий)
4 Задание.
Отгадать кроссворд.
Болельщики: песни где говорится о воде в любых агрегатных состояниях.
5 Задание. О каком веществе идет речь?
ВОДА | ЗОЛОТО | АЛЮМИНИЙ |
1. Это сложное распространенное вещество. | 1.Это простое вещество - металл. | 1.Это простое вещество - металл. |
2. Это вещество необходимо всем живым организмам.. | 2. Это очень пластичный металл, используемый человеком. | 2. Это очень пластичный металл, широко используемый человеком. |
3. 3/4 планеты Земля занято этим веществом. | 3. Находится в природе в чистом виде. | 3. Находится в природе в виде соединений. |
4.Может одновременно находиться во всех трех агрегатных состояниях. | 4. Используется для изготовления ювелирных изделий. | 4. Используется для изготовления электрических проводов. |
5. Формула этого вещества - Н2О. | 5. Химический знак, который образует данное простое вещество - Аu. | 5. Химический знак, который образует данное простое вещество - Аl. |
Выкатить:
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения: | Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения: | Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения: |
1) Не все то аурум, что блестит. | 1) Не все то аурум, что блестит. | 1) Не все то аурум, что блестит. |
2) Белый, как карбонат кальция. | 2) Белый, как карбонат кальция. | 2) Белый, как карбонат кальция. |
3) Куй феррум, пока горячо. | 3) Куй феррум, пока горячо. | 3) Куй феррум, пока горячо. |
4) Слово - аргентум, а молчание - аурум. | 4) Слово - аргентум, а молчание - аурум. | 4) Слово - аргентум, а молчание - аурум. |
5) Стойкий станумный солдатик. | 5) Стойкий станумный солдатик. | 5) Стойкий станумный солдатик. |
6) Много оксида водорода утекло с тех пор. | 6) Много оксида водорода утекло с тех пор. | 6) Много оксида водорода утекло с тех пор. |
7. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. | 7. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. | 7. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. |
Вопросы кроссворда: | Вопросы кроссворда: | Вопросы кроссворда: |
1. Газ, которым мы дышим. | 1. Газ, которым мы дышим. | 1. Газ, которым мы дышим. |
2. Используют для нагревания веществ. | 2. Используют для нагревания веществ. | 2. Используют для нагревания веществ. |
3. Наука о веществах и их свойствах. | 3. Наука о веществах и их свойствах. | 3. Наука о веществах и их свойствах. |
4. Нота, которую мы "едим". | 4. Нота, которую мы "едим". | 4. Нота, которую мы "едим". |
5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. | 5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. | 5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. |
6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. | 6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. | 6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. |
7. Сосуд в котором проводят химические опыты. | 7. Сосуд в котором проводят химические опыты. | 7. Сосуд в котором проводят химические опыты. |
8. Самое распространенное вещество на Земле. | 8. Самое распространенное вещество на Земле. | 8. Самое распространенное вещество на Земле. |
9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. | 9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. | 9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. |
Вопросы кроссворда: | Вопросы кроссворда: | Вопросы кроссворда: |
1. Газ, которым мы дышим. | 1. Газ, которым мы дышим. | 1. Газ, которым мы дышим. |
2. Используют для нагревания веществ. | 2. Используют для нагревания веществ. | 2. Используют для нагревания веществ. |
3. Наука о веществах и их свойствах. | 3. Наука о веществах и их свойствах. | 3. Наука о веществах и их свойствах. |
4. Нота, которую мы "едим". | 4. Нота, которую мы "едим". | 4. Нота, которую мы "едим". |
5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. | 5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. | 5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. |
6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. | 6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. | 6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. |
7. Сосуд в котором проводят химические опыты. | 7. Сосуд в котором проводят химические опыты. | 7. Сосуд в котором проводят химические опыты. |
8. Самое распространенное вещество на Земле. | 8. Самое распространенное вещество на Земле. | 8. Самое распространенное вещество на Земле. |
9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. | 9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. | 9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. |
1 команда:
17 | 77 | 33 | 77 | 63 | 16 | 19 | 77 | 63 | 44 | 63 | 13 | 19 | 22 | 77 | 23 | 28 | 13 | 23 | 19 | 92 | 16 | 84 | 44 | 76 | 56 | 76 | 23 | 13 | 22 | 28 | 63 | 3 | 79 | |||||||||||
ч | ы | ь | ь | я | ! |
2 команда:
22 | 92 | 77 | 22 | 16 | 84 | 77 | 44 | 22 | 76 | 23 | 19 | 92 | 28 | 63 | 76 | 56 | 108 | 76 | 105 | 77 | 33 | 76 | 28 | 13 | 19 | 44 | 23 | 63 | 63 | 19 | 76 | 3 | 84 | 13 | 19 | 76 | 33 | ||||||||||
ш | ь | ы | ч | ! |
3 команда:
76 | 84 | 22 | 84 | 44 | 76 | 23 | 76 | 105 | 77 | 22 | 22 | 76 | 3 | 19 | 76 | 23 | 77 | 16 | 22 | 76 | 16 | 92 | 17 | 76 | 84 | 76 | 16 | 92 | 105 | 63 | ||||||||||||||
ы | ы | ь | ь | ч | й | й | ! |
ВОДА | ЗОЛОТО | АЛЮМИНИЙ |
1. Это сложное распространенное вещество. | 1.Это простое вещество - металл. | 1.Это простое вещество - металл. |
2. Это вещество необходимо всем живым организмам.. | 2. Это очень пластичный металл, используемый человеком. | 2. Это очень пластичный металл, широко используемый человеком. |
3. 3/4 планеты Земля занято этим веществом. | 3. Находится в природе в чистом виде. | 3. Находится в природе в виде соединений. |
4.Может одновременно находиться во всех трех агрегатных состояниях. | 4. Используется для изготовления ювелирных изделий. | 4. Используется для изготовления электрических проводов. |
5. Формула этого вещества - Н2О. | 5. Химический знак, который образует данное простое вещество - Аu. | 5. Химический знак, который образует данное простое вещество - Аl. |
Клятва химиков:
Мы, юные химики, перед лицом своих товарищей торжественно клянемся:
1. Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.
2. Знать все 118 элементов периодической системы наизусть.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Задание болельщикам
| Задание болельщикам
2.Добавьте одну букву в название химического элемента и получите название парнокопытного животного. 3.Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса. 4.В название которого важнейшего для жизни растений соединения, придающего растениям зеленый цвет, входит название химического элемента? 5.Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? 6.В название какого химического элемента входят два животных? ( 7.В название какого хвойного элемента входит хвойное растение? 8.Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе? | Задание болельщикам 1.Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента. 2.Добавьте одну букву в название химического элемента и получите название парнокопытного животного. 3.Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса. 4.В название которого важнейшего для жизни растений соединения, придающего растениям зеленый цвет, входит название химического элемента? 5.Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? 6.В название какого химического элемента входят два животных? 7.В название какого хвойного элемента входит хвойное растение? 8..Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе? |
Для ЖЮРИ.
1 задание.
2 задание. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
1) Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).
2) Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).
3) Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).
4) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).
5) Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).
6) С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).
7. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
(Недосол на столе, пересол на голове).
4 задание.
Вопросы кроссворда: |
1. Газ, которым мы дышим. (Кислород) |
2. Используют для нагревания веществ.( Спиртовка) |
3. Наука о веществах и их свойствах.(Химия) |
4. Нота, которую мы "едим". (Соль) |
5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. (Кислоты) |
6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. ( Серебро) |
7. Сосуд в котором проводят химические опыты. ( Пробирка) |
8. Самое распространенное вещество на Земле. (Вода) |
9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. (Оксиды) |
5 задание: О каком веществе идет речь?
ВОДА | ЗОЛОТО | АЛЮМИНИЙ |
1. Это сложное распространенное вещество. | 1.Это простое вещество - металл. | 1.Это простое вещество - металл. |
2. Это вещество необходимо всем живым организмам.. | 2. Это очень пластичный металл, используемый человеком. | 2. Это очень пластичный металл, широко используемый человеком. |
3. 3/4 планеты Земля занято этим веществом. | 3. Находится в природе в чистом виде. | 3. Находится в природе в виде соединений. |
4.Может одновременно находиться во всех трех агрегатных состояниях. | 4. Используется для изготовления ювелирных изделий. | 4. Используется для изготовления электрических проводов. |
5. Формула этого вещества - Н2О. | 5. Химический знак, который образует данное простое вещество - Аu. | 5. Химический знак, который образует данное простое вещество - Аl. |
3 задание.
1 команда:
Ответ: Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!
17 | 77 | 33 | 77 | 63 | 16 | 19 | 77 | 63 | 44 | 63 | 13 | 19 | 22 | 77 | 23 | 28 | 13 | 23 | 19 | 92 | 16 | 84 | 44 | 76 | 56 | 76 | 23 | 13 | 22 | 28 | 63 | 3 | 79 | |||||||||||
х | и | м | и | ч | е | с | к | и | е | р | е | а | к | т | и | в | ы | н | а | в | к | у | с | п | р | о | б | о | в | а | т | ь | н | е | л | ь | з | я | ! |
2 команда:
Тушить спиртовку необходимо накрыв ее колпачком!
22 | 92 | 77 | 22 | 16 | 84 | 77 | 44 | 22 | 76 | 23 | 19 | 92 | 28 | 63 | 76 | 56 | 108 | 76 | 105 | 77 | 33 | 76 | 28 | 13 | 19 | 44 | 23 | 63 | 63 | 19 | 76 | 3 | 84 | 13 | 19 | 76 | 33 | ||||||||||
т | у | ш | и | т | ь | с | п | и | р | т | о | в | к | у | н | е | о | б | х | о | д | и | м | о | н | а | к | р | ы | в | е | е | к | о | л | п | а | ч | к | о | м | ! |
3 команда:
Опыты проводить только в чистой, сухой посуде.
76 | 84 | 22 | 84 | 44 | 76 | 23 | 76 | 105 | 77 | 22 | 22 | 76 | 3 | 19 | 76 | 23 | 77 | 16 | 22 | 76 | 16 | 92 | 17 | 76 | 84 | 76 | 16 | 92 | 105 | 63 | ||||||||||||||
о | п | ы | т | ы | п | р | о | в | о | д | и | т | ь | т | о | л | ь | к | о | в | ч | и | с | т | о | й | с | у | х | о | й | п | о | с | у | д | е | ! |
«Заживление раны»
На столе три пузырька: «йод», «спирт», «живая вода».
На сцену приглашают самого смелого мальчика. Ваткой смазывают руку «йодом», по руке проводят тупым ножом, смоченным в «спирте». На руке видна «рана» и «кровь». Затем смазывают место пореза «живой водой», рана исчезает.
«йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.
Фараоновы змеи
просеянный песок;
95% спирт;
сахарную пудру;
пищевую соду.
Из песка насыпаем небольшую горку, пропитанную спиртом, на вершине этой горки делаем небольшое углубление. Затем смешиваем чайную ложку сахарной пудры и четверть ложки соды. Полученную смесь засыпаем в «кратер».
Поджигаем спирт (это может занять некоторое время). Постепенно смесь начнет превращаться в черные шарики, а после того как весь спирт прогорит, смесь резко почернеет и из неё начнет выползать фараонова змея!
6.
НЕШУТОЧНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус.
Реактивы – не арбуз:
Слезет кожа с языка,
И отвалится рука.
Задавай себе вопрос,
Но не суй в пробирку нос.
Будешь кашлять и чихать,
Слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу –
Вот ответ на все вопросы.
С веществами неизвестными
Не проводи смешивания неуместные:
Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай,
Не сливай в одну посуду, не мешай, не поджигай.
Если ты работаешь с твердым веществом,
Не бери его лопатой
и не вздумай брать ковшом.
Ты возьми его немножко –
одну восьмую чайной ложки.
При работе с жидкостью
каждый должен знать:
Мерить надо в каплях –
ведром не наливать.
Если на руку тебе кислота попала
Руку быстро ты водой промой из крана.
И, чтоб осложнений себе не доставить,
Не забудь учителя в известность поставить.
Клятва химика Я. Юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
|
Клятва химиков:
Мы, юные химики, перед лицом своих товарищей торжественно клянемся:
1. Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.
2. Знать все 118 элементов периодической системы наизусть.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.