Внеурочное мероприятие для 8-10 классов по теме
«История 8 марта – история феминизма»
Цели занятия:
1.Формирование ценностного отношения подростков к понятию «феминизм»;
2.Формирование представления о роли женщины в Российской империи и постреволюционной России;
3.Формирование знаний о характере взаимоотношений полов, причин и факторов существующих противоречий;
Формирующиеся ценности: справедливость, свобода, самореализация.
Основные смыслы: феминизм – это борьба с дискриминацией женщин, актуальная на протяжении многих веков. Наличие знаний о данном течении необходимо в современном мире, потому что именно благодаря феминизму произошли и до сих пор происходят многие важные изменения в обществе.
Продолжительность занятия: 60 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение.
Комплект материалов:
− сценарий,
− методические рекомендации,
− презентация.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Преподаватель заходит в класс, приветствует аудиторию и представляется. Далее объявляет тему внеурочного мероприятия и обращает внимание слушателей на презентацию (приложение 1), подготовленную для занятия. Затем учитель подчеркивает актуальность выбранной темы и задает риторические вопросы для того, чтобы заинтересовать аудиторию:
Учитель. 8 марта- праздник, который ежегодно отмечают во многих странах мира. Но задумывались ли вы когда-нибудь, какую историю он в себе заключает? Международный женский день стал для нас своеобразной традицией, мы дарим женщинам цветы и подарки, устраиваем в школах концерты и рисуем мамам открытки, но никогда не думаем о том, почему этот праздник необходим. На этот и другие вопросы по данной теме я постараюсь ответить на сегодняшнем занятии, ведь данные знания очень важны в контексте активного развития феминизма по всему миру.
Далее необходимо перейти к теоретической части мероприятия. На данном этапе предполагается обсуждение нескольких вопросов, связанных с историей феминизма. Первой темой для обсуждение становится«Зарождение Международного женского дня». Начинает учитель с вопроса к слушателям, необходимого для оценки осведомленности подростков в данном вопросе:
Учитель. Наверно многие из вас уже знают некоторые факты о данном празднике. Давайте проверим ваши знания. Как вы думаете, как зародился Международный женский день?
Ответы обучающихся.
Часть 2. Основная
Второй этап мероприятия предполагает изложение теоретического материала.
Учитель. Условным началом истории Международного женского дня считается 8 марта 1857 года. В этот день в Нью-Йорке состоялся "марш пустых кастрюль", организованный женщинами, трудящимися в текстильной промышленности.
Далее задается еще один наводящий вопрос: как вы думаете за что боролись женщины того времени?
Ответы обучающихся
Учитель. Таким образом они хотели привлечь внимание властей к тяжелым условиям труда и низким зарплатам и открыто выступить за равноправие. Именно этому дню впоследствии дадут название "женский день".
Уже гораздо позднее, в 1908 году, история повторилась. Женщины предъявляли все те же требования, что и 50 лет назад: иметь избирательное право и работать в достойных условиях. Случилось это в последний день февраля. Демонстрация закончилась столкновением с полицейскими, которые разогнали митингующих холодной водой.
Еще через год, в 1909 году, в Женский день снова были организованы демонстрации и забастовки, а уже в 1910 году они состоялись практически во всех крупных городах Соединенных Штатов Америки.
А далее состоялась международная конференция в Копенгагене, на которой Клара Цеткин предложила выбрать один день в году, когда женщины будут открыто привлекать внимание к своим проблемам не только внутри своих городов и стран, но и во всем мире. Впоследствии женский день отмечался в разные даты, но в 1975 нынешняя дата празднования закрепилась навсегда.
После завершение разговора о появлении 8 марта, педагог переходит к следующей теме, звучащей как «Появление 8 марта в России».
Учитель.Как вы думаете, когда данный праздник пришел в Россию?
Ответы обучающихся
Учитель. Впервые праздник пришелся на 8 марта в 1914 году. В Российской империи 8 марта 1917 года в Петрограде прошла крупная демонстрация - женская манифестация, которая положила начало дальнейшей революции. Позже, в 1921 году, праздник будет учрежден именно в эту дату в честь всех женщин, принявших участие в демонстрации. А в 1965 году Международный женский день стал государственным праздником.
Но история феминизма имеет намного более глубокие корни в нашей стране. Первые шаги к улучшению положения женщин были сделаны еще в 18 веке, но радикальный характер феминистическое движение в России приобрело лишь в конце XIX - начале XX века. Толчком к этому послужило то, что в XIX веке российские женщины не имели паспортов. Сведения о женщинах вписывались либо в паспорт отца, либо в паспорт мужа. Чтобы уехать из дома для получения образования женщины вступали в фиктивные браки. Эти обстоятельства вызывали недовольства в обществе, ведь они полностью ограничивали весь женский пол в автономном развитии.
У истоков женского движения в России стояли дамы из высших и средних слоев общества. Они имели возможность заниматься благотворительной, культурно-просветительской и социальной работой. Среди них были Анна Философова, Мария Трубникова, Надежда Стасова и Евгения Конради.
Активная борьба женщин началась вместе с реформами и либеральным движением 1860-х. Основными требованиями были предоставление прав на обучение и оплачиваемую работу. Первыми возможными местами работы для женщин были конторы, библиотеки, читальни, типографии и книжные магазины.
Следующим вопросом для обсуждения становится «Необходимость женского движения в контексте ограниченности прав женщин в дореволюционной России и СССР». Данная тема включает следующий материал:
Учитель. Чтобы понять необходимость женского движения в Российской империи давайте рассмотрим какими правами обладали женщины в нашей стране.
Еще Петр 1 начал делать первые шаги по улучшению положения женщины, он запретил превращать женщин в домашних затворниц и обязал своих приближенных брать с собой жен и дочерей на увеселительные мероприятия при дворе (ассамблеи).
К середине XIX столетия девушки Российской империи, особенно из дворянских и купеческих семей, стали требовать права получать высшее образование наравне с мужчинами. В 1863 году женщинам разрешали слушать лекции в российских университетах (но не становиться полноправными студентками). В 1869 году открылись первые Высшие женские курсы, дававшие образование, которое приравнивалось к университетскому.
С 1860-х годов российских женщин стали принимать на работу в книжные магазины, библиотеки, типографии.
Женщины России имперского периода, в отличие от женщин Западной Европы того времени, пользовались большей юридической свободой: они могли владеть недвижимым собственностью, участвовать в судебных процессах, заключать договоры. Но в личных правах женщины сохраняли полную зависимость от мужчин. Так, Свод законов 1832 года (ст. 76 Т. Х) говорил об обязанности жены следовать за мужем. При нарушении данного закона судом мог быть издан приказ о принудительном водворении жены в доме мужа. Дети при раздельном проживании родителей обычно оставались с отцом и только в исключительных случаях могли передаваться матери. А полного избирательного права женщины не могли добиться вплоть до 1917 года.
Но все изменила революция 1917 года. Полный перелом российского общества привел и к смене ролей в нем. Теперь во главе стоял такой класс, как пролетариат и женщины являлись его полноправной частью.
В декабре 1917 года ВЦИК и СНК приняли декреты о браке и разводе, которыми мужу и жене были предоставлены равные права. В январе 1918 года III Всероссийский съезд Советов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая предоставила женщинам равные политические права с мужчинами. В июле 1918 года первая советская конституция закрепила эти права и юридическое равенство мужчины и женщины. 1920-30-е годы стали временем массового вовлечения женщин в общественную деятельность.
Но несмотря на все эти реформы, в СССР так и не наступило гендерное равенство. Ведь советское общество было пропитано стереотипами, главный из которых гласил, что несмотря на все заслуги, женщина должна оставаться женщиной. По первому пункту советская власть давала многочисленные возможности — от детских садов, фабрик-кухонь и домов быта, которые должны были победить «домашнее рабство», до доступного образования и специальных партийных структур, служивших социальными лифтами. По второму — то рассуждала о «женском предназначении», то буквально принуждала к материнству. В результате советская женщина, с одной стороны, еще в декабре 1917 года была в своих гражданских правах и свободах полностью уравнена с мужчиной, а с другой — оставалась и не равной ему, и не свободной. С одной стороны, она не чувствовала себя угнетенной, а с другой — чудовищно уставала под гнетом двойной нагрузки. На советских женщин с завистью смотрели западные феминистки, а постсоветские заново открывали для себя феминизм. Советская гендерная политика заключалась в том, что сначала можно отправить женщину в космос, а потом домой – наводить уют.
В результате женщины и работали, и рожали, и тянули на себе весь быт в условиях коммуналок и тотального дефицита, порожденного недофинансированием легкой промышленности. А ролевая модель «работающая мать» закрепилась в качестве идеала советской женщины, а с ней и двойная нагрузка.
В заключение теоретического этапа занятия учитель переходит к вопросунеобходимости феминизма в наши дни, излагая представленный ниже материал:
Учитель. Ведь сейчас женщины не ограничены в правах, они имеют право выбора во всех сферах общественной жизни и успешно реализуют его. Но не все так просто, как кажется, ведь ситуация не сильно изменилась со времен советского союза.
Большинство домашних обязанностей несут на своих плечах наши мамы и бабушки, которые при этом работают наравне с мужчинами, а в некоторых случаях и даже больше. По данным социальных исследований зарплаты женщин ниже, чем зарплаты мужчин, при выполнении одинаковых функций. Некоторые аналитики считают, что этот разрыв достигает 25%. Поэтому до сих пор нельзя уверенно сказать, что в нашей стране царит полное гендерное равенство, хотя положение женщин в РФ значительно лучше, чем во многих других странах, в особенности чем в мусульманских и странах и странах южной Азии.
В этих условиях функционирование женского движения становится просто необходимым, сейчас у нас есть все возможности, чтобы сделать наше общество равным и процветающим, но это невозможно без феминизма, ведь женщины составляют половину всего населения Земли и вносят огромный вклад в развитие общества. А 8 марта является отличным поводом, чтобы поблагодарить тех, кто запустил женское движение и отдать им дань уважения. Международный женский день - это праздник, в который мы можем сказать нашим мамам, бабушкам и тетям спасибо, за все то, что они для нас делают, поблагодарить наших учителей, которые помогают нам развиваться и вообще всех женщин, вносящих свой вклад в общественный прогресс.
3 этап – творческая деятельность.
Затем начинается третий этап внеурочного мероприятия, включающий творческую деятельность. Подросткам предлагается сделать открытки своим мамам, чтобы поздравить их с Международным женским днем и поблагодарить за их труд и любовь. Макет открытки вы можете увидеть в приложении 2. Учитель, в свою очередь, наглядно показывает технологию создания творческого задания, отвечая на вопросы слушателей и помогая им.
Заключительный этап
После завершения творческой деятельности необходимо перейти к заключительному этапу мероприятия, предполагающему рефлексию и подведение итогов. Для этих целей была создана викторина на основе изложенного материала, которую вы можете увидеть в приложении 3.С помощью нее докладчик оценивает на сколько подростки усвоили предложенную информацию, а также отвечает на оставшиеся вопросы аудитории.
Учитель.Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с вопросами викторины и усвоили очень важный материал, который поможет вам на пути взросления. Никогда не забывайте о своей индивидуальности и способности двигаться вперед, несмотря ни на что. Тема сегодняшнего занятия показала вам, что невозможное возможно, ведь никакие преграды не могут встать на пути у справедливости и равенства. Всегда верьте в свои силы!
Слайд 8
Слайд 7
Слайд 6
Слайд 5
Слайд 4
Слайд 3
Слайд 1
Слайд 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образец открытки
Рисунок1
Рисунок2
Вопрос 6
Вопрос 5
Вопрос 4
Вопрос 3
Вопрос 2
Вопрос 1