МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Ф. И. ПАНФЕРОВА»
ПМ 01. Преподавания по программам начального общего образования
Технологическая карта
внеурочного занятия, проведенного в 1 «А» классе
МАОУ «ОЦ № 3 Созвездие г. Вольска» ОУК МОУ СОШ №11
15.03.24 г. студенткой группы 3н1
Козловой Анастасией Александровной
Учитель: Кудашкина Т.А. _______________
Методист: Кривущенко И.А. _____________
Вольск 2024 г.
Тема: Органы чувств человека.
Цель: создание условий для усвоения знаний у учащихся об органах чувств человека, их функциях и формирования умения их различать.
Задачи:
1.Формировать представление об органах чувств человека, их функциях и умение их различать;
2.Развивать память, мышление, внимание, познавательный интерес;
3.Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
1.Познакомятся с органами чувств человека.
2.Научиться различать органы чувств.
Познавательные:
1. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
2. Строить осознанные речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные:
1. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
2. Соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем.
Коммуникативные:
1. Высказывать свое мнение, формируя умения объяснять свой выбор;
2. Задавать вопросы, контролировать свои действия.
Личностные:
1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
2. Устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности.
Этапы | Содержание | Планируемые результаты |
Вступительный | Приветствие -Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна. Я проведу у вас внеурочное занятие. -Сядет тот, кто разгадает слово на доске. Работа с анаграммой ОР9ГА9НЫ ЧУ3ВС3ТВ ОРГАНЫ ЧУВСТВ -Молодцы, это органы чувств. Это будет нашей темой сегодня. -Давайте сформулируем цель с помощью опорных слов: узнать, различать. Цель: узнать, что такое органы чувств, и научиться их различать. -Знаете ли вы, что такое органы чувств? Нет, поэтому именно с этим мы сегодня и познакомимся. Мотивация -Сегодня мы будем получать ключики от клада, который получим в конце занятия. -Покажите правильной посадкой готовность работать. | П2 Р1 Л1 |
Основной | Введение Как только человек рождается, он начинает познавать окружающий мир. Всё, что находится вокруг нас, имеет свойства, которые помогают нам отличать одни предметы и явления от других. А узнавать об этих свойствах нам помогают органы чувств — особые системы, каждая из которых способна воспринимать только определённые качества объектов. Например, с помощью органа зрения мы можем узнать, как выглядит апельсин, но не узнаем, каковы его вкус и запах. К основным органам чувств относятся органы зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Полученную информацию органы чувств с помощью нервных волокон передают в специальные зоны головного мозга, где она обрабатывается. Таким образом у человека возникают ощущения. Для чего нужны органы чувств Орган зрения-глаза -Посмотрите на рисунок, что у мальчика закрыто?Глаза. -Какое значение для человека имеют глаза? С помощью зрения мы получаем информацию об освещённости, цвете, форме и размере предметов, об их расположении и движении в пространстве. При этом нам даже необязательно приближаться к изучаемому предмету — зрение работает и на большом расстоянии. -Значит, органом зрения являются? Глаза. Орган зрения — глаз. Это парный орган. Мозг совмещает картинки, которые видят правый и левый глаза, в одно объёмное изображение. -Вы не задумывались, почему человек моргает? Человек моргает, чтобы защитить глаза от высыхания. -Что окружает глаз? Веки, брови, ресницы. -Зачем они нужны? Веки и ресницы защищают от пыли и яркого света. Брови – задерживают капельки воды и пота, и не дают им попасть в глаза. -Сам человек тоже должен заботиться о своем зрении. Как вы заботитесь о своем зрении? Игра «Верно-Неверно» -Я буду вам зачитывать меры для сохранения зрения. Если они верные вы хлопаете 1 раз, а если неверны-молчите. 1. Употреблять в пищу продукты, в которых есть витамины, ценные для нормальной работы зрительной системы.+ 2. Сидеть долго за компьютером.- 3. Делать гимнастику для глаз.+ 4. Мало спать.- 5. Делать перерывы в течение рабочего дня.+ 6. Не читать, не смотреть телевизор в темноте.+ Гимнастика для глаз -Ребята, посмотрите на экран. Давайте выполним гимнастику для глаз, обводя фигуры на экране по контуру. -Молодцы, вы справились и получаете первый ключик. Орган слуха — уши -Какой орган чувств закрыт у мальчика? Уши. -Какое значение для человека имеют глаза? Орган слуха — ухо — воспринимает разные звуки. Этот орган тоже парный. Благодаря этому мы можем точно определять, где находится источник звука, а также воспринимать уровень громкости. -Значит, органом слуха являются? Уши. -Давайте посмотрим на строение уха. -Обратите внимание, на что похоже наружное ухо? На раковину, поэтому ее называют ушной раковиной. -А на что похоже внутреннее ухо? На улитку. - Для слуха нет ничего вреднее, чем шум. Слишком громкие звуки приводят к разрушению рецепторов звука. Сегодня в городах проблема шума стала острой, как никогда. Наш город не исключение. Громкость звука оценивается в специальных единицах – децибелах. Посмотрим, как влияет громкий звук на ухо человека. - Ребята, есть еще одна проблема. В нашем обществе встречаются слабослышащие и совсем глухие люди. - Как же им общаться друг с другом и с нами? Верно, для этого существует язык жестов! Игра «Верно-Неверно» -Я буду называть меры гигиены и здоровья ушей, а вы если слышите верный факт-хлопайте, неверный-молчите. 1. Держать уши в тепле.+ 2. Не чистить уши.- 3. Ходить без шапки.- 4. Регулярно мыть и чистить уши.+ 5. Не слушать музыку слишком громко.+ -Молодцы, вы справились и получаете ключик. Орган чувств-нос. Обоняние. - Какой орган чувств помогает нам чувствовать запахи? Нос. - Научное название этого чувства –ОБОНЯНИЕ. -Всегда ли запахи, которые мы ощущаем нам приятны? Приведите примеры. Приятный-цветы, духи, свежесть и тд. Неприятный-сырость, гарь, дым и тд. - Но ведь могут быть и вредные запахи (выхлопы газа, заводы, мусор, краска) -Посмотрите на экран. Что из этого предметы средства защиты органов дыхания? -Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, какой орган чувств дополняет обоняние? Это чувство вкуса. Обоняние — это способность чувствовать запахи. Орган обоняния — нос. Мы чувствуем пахучие вещества в воздухе. Ощущения вкуса и запаха дополняют друг друга. Вы наверняка замечали, что при сильном насморке вся пища кажется невкусной, потому что почти не чувствуются запахи. Орган чувств-язык. Вкусовой. -При помощи какого органа чувств вы определяете вкус еды? Язык. -Какие вкусы вы можете назвать? Горький. Приведите пример-кофе. Сладкий-конфета. Кислый-лимон. Соленый-соль. - Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками. Существует 4 основных вкуса: сладкий, соленый, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка. Кончик языка определяет сладкое, боковые стороны чувствуют соленое и кислое, задняя зона различает горькое. Язык также различает горячее, холодное и боль. Какой вывод можете сделать о таких органах чувств как нос и язык? Ощущения вкуса и запаха дополняют друг друга. Игра физминутка -Я буду говорить меры по защите и гигиене носа и полости рта. Если слышите верное утверждение-приседайте, неверное-поворачивайте голову в стороны. 1. Содержать нос в чистоте.+ 2. Ковырять в носу.- 3. Чистить зубы 2 раза в день.+ 4. Не ходить к стоматологу.- 5. Соблюдать правильную технику чистики зубов.+ 6. Засовывать мелкие предметы в нос.- -Молодцы, вы заработали еще 1 ключик! Орган чувств-кожа. Осязание. -Дотроньтесь до любого предмета на своем столе. При помощи чего вы дотронулись до предмета?Кожа. - Научное название этого чувства –ОСЯЗАНИЕ. Осязание — это способность чувствовать прикосновения. Орган осязания — кожа. Это самый крупный орган чувств у человека. На поверхности кожи находятся множество чувствительных клеток. Если мы с закрытыми глазами ощупаем знакомый нам предмет, то почти наверняка определим, что это. Чувствительные клетки кожи воспринимают тепло, холод, боль, распознают свойства поверхности предмета: гладкая или шероховатая, твёрдая или мягкая. На 1кв. см кожи имеется около 150-200 чувствительных нервных окончаний. Эксперимент -Давайте проведем небольшой эксперимент. Возьмите любой предмет со стола. Проведите по нему ладошкой, а потом подушечкой пальца. -Что вы заметили? Есть ли разница в ощущениях? Вывод: Лучше всего мы ощущаем подушечками пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Игра «Верно-Неверно» -Ребята, а знаете ли вы правила гигиены кожи? Давайте сыграем. Я буду читать правила гигиены правильные и неправильные. Если оно верно-хлопок, неверно-молчите. 1. Мыться 1 раз в неделю.- 2. Умываться 2 раза в день.+ 3. Не мыть руки после улицы и перед едой.- 4. Использовать мыло.+ 5. Вытирать руки досуха.+ Повреждение кожи -А как мы можем защитить нашу кожу от повреждений? Для этого посмотрите на экран. Здесь предметы, которые могут помочь нам при повреждении кожи, а есть те, которые могут не помочь. -Когда нам может помочь крем? При сухости и раздражении кожи. -А перекись и бинт? При ссадинах. -Молодцы, вы получаете еще 1 ключик! Закрепление -Ребята, давайте проверим вашу внимательность. Я буду показывать орган чувств, а говорить другой. Ваша задача показать на тот орган чувств, который я назову, а не покажу. 1. Кожа. Показываю на язык. 2. Нос. Показываю на руку. 3. Ухо. Показываю на нос. 4. Язык. Показываю на глаз. 5. Глаз. Показываю на ухо. Соотнеси -Отлично, а теперь посмотрите на экран, на нем органы чувств и запутанные их названия. Давайте их соотнесем.
-Давайте проверим, как вы справились. Мотивация -Молодцы, вы справились и собрали все ключики! Давайте же откроем наш клад. В нем письмо! Пусть учёба будет увлекательным приключением, путешествием к новому, пока неизвестному, но такому загадочному и пленительному! Добивайся поставленных целей и верь в успех! | П1 П2 П1 К1 Л2 |
Заключительный | Итог -Ребята, давайте подведем итог занятия. Какую тему мы сегодня прошли? -Справились ли мы с целью, которую поставили перед собой? -Что больше всего вам заполнилось? Рефлексия -Покажите солнышко, если у вас не было затруднений. -Молодцы, спасибо вам за работу на занятии! |