«Волшебныезвуки»
(развитиеречиифонематическогослуха)
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обученияребенка родному языку. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма.
При логопедическом обследовании школьников, поступивших в первый класс, в последние годы учителя-логопеды стали частофиксировать у детей неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов извуков в словах; неспособность подобрать слово с определенным количеством слоговили с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагоговДОУ,детиостаютсябезсвоевременнооказаннойлогопедической помощи,что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.
У детей, поступающих в 1-й класс, имеются нарушения звуковой стороны речи. При формировании процесса письма и чтения такие дети испытывают трудности в обучении, которые приводят к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия. Причиной перечисленных нарушений является недостаточное развитие или недоразвитие фонематического слуха у детей. Недоразвитие фонематических процессов встречается при ФФН и ОНР. В структуре психолого-педагогической классификации нарушений речи фонематическое недоразвитие (ФН) следует вычленять как самостоятельное нарушение речи, наряду с ФФН, ОНР и нарушением произношения отдельных звуков (фонетическим недоразвитием).
Признаками нарушения фонематического слуха являются:
- нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
- нарушения звуковой структуры слова, проявляющиеся в ошибках звукового анализа:
а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;
б) вставки букв;
в) перестановки букв, слогов.
- нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений устной и письменной речи.
Как у первоклассников с первых дней занятий развивать фонематический слух, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок.
Комплексные логопедические занятия способствуют правильному развитию речи и формированию фонематического слуха.
Основной формой работыявляется групповое занятие, включающее в себя различные виды деятельности:
Проведениедидактическихигр,
Работаскарточкамиифишками,
Рассматриваниекартинокирисунков,
Слушаниезвучащихпредметов.
Подвижныеигры.
Узнавание и различение слов, близкихпо звуковому составу.
Упражнение «Исправь ошибку»
- Логопед показывает картинку и предлагает послушать слова и исправить ошибку, если слово произнесено неправильно.
Замолёт, шамолёт?
Упражнение «Послушай, покажи, повтори»
- Предлагается внимательно послушать слова и показать, повторить картинки в той последовательности, какой их называл логопед:
-ДОМ, ТОМ, СОМ.
Упражнение «Подбери по звучанию»
-Перед учащимися лежат картинки. Логопед предлагает послушать слова и назвать только те слова, которые похожи по звучанию:
-КОЗА, КНИГА, КОСА.
-ТОПОР, ВОЛ, ГОЛ.
Различение и дифференциация слогов
Упражнение «Продолжи слово»
-Логопед называет первый слог, а ребёнок последний, опираясь на предметные картинки: БЕЛ… -УТ…. -СУМ… -ЛОЖ… ПУШ… БОЧ…
-Какой одинаковый слог вы добавляли в слова? (-КА)
Узнавание и дифференциация звуков
Упражнение «Будь внимательным»
-Проговорить названия картинок.
Услышав слово, начинающееся со звука [о]-хлопнуть; на слово, начинающееся на звук [у]-поднять руку: -УГОЛ, ОБРУЧ, АРБУЗ, ОБЛАКО, УТКА, ОБРУЧ.
Игра «Найди и назови»
-Логопед предлагает ребятам рассмотреть картинки, и назвать предметы, которые начинаются со звука [б] [п] [д]:
(павлин, банка, пушка, палатка, дятел, дом и др.)
Развитие фонематического(звукового) анализа
использование сигнальных карточек
Схемы слов, которые помогают в работе по коррекции не только устной речи, но и письменной.
1.Сигнальные карточки для определения звонких-глухих, твёрдых-мягких согласных звуков.
2.«Звуковые линейки» для определения места и количества гласных звуков в слове.
3.«Звуковые линейки» для определения согласных звуков и составления звуковой схемы слова.
4.«Звуковые линейки» и «Звуковые бусы» для определения количества звуков в слове.
Звуковой анализ и синтез
-Определить место звука [Л] в названии картинок и распределите их под соответствующей схемой.
-Составьте с помощью цветных кругов звуковую схему слова ЛОСЬ.
-Составьте слово на определенный (заданный звук) слово с помощью букв.
Дидактическая игра «Составь цветок»
-Собери из лепестков-картинок цветок, в названии которых есть звук [Р].
Варианты: -звук в начале слова,
-звук в середине слова,
-звук в конце слова.
Дидактическая игра «Звуковые домики»
-Учащиеся определяют в названии картинок заданный звук и помещают картинку в её в соответствующий домик.
Дидактическая игра «Слоговые домики»
-Учащиеся определяют количество слогов в слове и помещают картинку в соответствующий домик с окнами, соответствующими количеству слогов.
Дидактическая игра «Угадай-ка»
-Учащиеся бросают кубик на картинки, называют слово, на которое попал кубик, и определяют заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце.
-Для автоматизации поставленного звука повторяют слово столько раз, сколько точек на кубике.
В заключении хочется отметить:
в логопедической работе эффективным является использование дидактических игр, которые вовлекают учащихся в сказку, путешествие, игровую экскурсию и делают занятия разнообразными, интересными, поучительными, развивающими.
Литература:
Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс) М: Глобус, 2007
ГерасимоваА., Жукова О., Кузнецова В. Уникальнаяметодика развитияречи дошкольника. – М., 2002.
Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми. М: Айрис-пресс, 2008
КрупенчукО.И.Готовимрукукписьму.–СПб,2007.
Речевые игры с детьми. Журнал дефектология №3,1998
Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. М: книголюб, 2007
www.Logoped.ru