Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Логопедия
  3. «Волшебные звуки» (развитие речи и фонематического слуха)

«Волшебные звуки» (развитие речи и фонематического слуха)

0 подписчиков
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Логопедия

Категория

Логопедия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Волшебныезвуки»

(развитиеречиифонематическогослуха)

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обученияребенка родному языку. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма.

При логопедическом обследовании школьников, поступивших в первый класс, в последние годы учителя-логопеды стали частофиксировать у детей неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов извуков в словах; неспособность подобрать слово с определенным количеством слоговили с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагоговДОУ,детиостаютсябезсвоевременнооказаннойлогопедической помощи,что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

У детей, поступающих в 1-й класс, имеются нарушения звуковой стороны речи. При формировании процесса письма и чтения такие дети испытывают трудности в обучении, которые приводят к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия. Причиной перечисленных нарушений является недостаточное развитие или недоразвитие фонематического слуха у детей. Недоразвитие фонематических процессов встречается при ФФН и ОНР. В структуре психолого-педагогической классификации нарушений речи фонематическое недоразвитие (ФН) следует вычленять как самостоятельное нарушение речи, наряду с ФФН, ОНР и нарушением произношения отдельных звуков (фонетическим недоразвитием).

Признаками нарушения фонематического слуха являются:

- нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

- нарушения звуковой структуры слова, проявляющиеся в ошибках звукового анализа:

а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;

б) вставки букв;

в) перестановки букв, слогов.

- нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений устной и письменной речи.

Как у первоклассников с первых дней занятий развивать фонематический слух, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок.

Комплексные логопедические занятия способствуют правильному развитию речи и формированию фонематического слуха.

Основной формой работыявляется групповое занятие, включающее в себя различные виды деятельности:

  • Проведениедидактическихигр,

  • Работаскарточкамиифишками,

  • Рассматриваниекартинокирисунков,

  • Слушаниезвучащихпредметов.

  • Подвижныеигры.

Узнавание и различение слов, близкихпо звуковому составу.

Упражнение «Исправь ошибку»

- Логопед показывает картинку и предлагает послушать слова и исправить ошибку, если слово произнесено неправильно.

Замолёт, шамолёт?

Упражнение «Послушай, покажи, повтори»

- Предлагается внимательно послушать слова и показать, повторить картинки в той последовательности, какой их называл логопед:

-ДОМ, ТОМ, СОМ.

Упражнение «Подбери по звучанию»

-Перед учащимися лежат картинки. Логопед предлагает послушать слова и назвать только те слова, которые похожи по звучанию:

-КОЗА, КНИГА, КОСА.

-ТОПОР, ВОЛ, ГОЛ.

Различение и дифференциация слогов

Упражнение «Продолжи слово»

-Логопед называет первый слог, а ребёнок последний, опираясь на предметные картинки: БЕЛ… -УТ…. -СУМ… -ЛОЖ… ПУШ… БОЧ…

-Какой одинаковый слог вы добавляли в слова? (-КА)

Узнавание и дифференциация звуков

Упражнение «Будь внимательным»

-Проговорить названия картинок.

Услышав слово, начинающееся со звука [о]-хлопнуть; на слово, начинающееся на звук [у]-поднять руку: -УГОЛ, ОБРУЧ, АРБУЗ, ОБЛАКО, УТКА, ОБРУЧ.

Игра «Найди и назови»

-Логопед предлагает ребятам рассмотреть картинки, и назвать предметы, которые начинаются со звука [б] [п] [д]:

(павлин, банка, пушка, палатка, дятел, дом и др.)

Развитие фонематического(звукового) анализа

использование сигнальных карточек

Схемы слов, которые помогают в работе по коррекции не только устной речи, но и письменной.

1.Сигнальные карточки для определения звонких-глухих, твёрдых-мягких согласных звуков.

2.«Звуковые линейки» для определения места и количества гласных звуков в слове.

3.«Звуковые линейки» для определения согласных звуков и составления звуковой схемы слова.

4.«Звуковые линейки» и «Звуковые бусы» для определения количества звуков в слове.

Звуковой анализ и синтез

-Определить место звука [Л] в названии картинок и распределите их под соответствующей схемой.

-Составьте с помощью цветных кругов звуковую схему слова ЛОСЬ.

-Составьте слово на определенный (заданный звук) слово с помощью букв.

Дидактическая игра «Составь цветок»

-Собери из лепестков-картинок цветок, в названии которых есть звук [Р].

Варианты: -звук в начале слова,

-звук в середине слова,

-звук в конце слова.

Дидактическая игра «Звуковые домики»

-Учащиеся определяют в названии картинок заданный звук и помещают картинку в её в соответствующий домик.

Дидактическая игра «Слоговые домики»

-Учащиеся определяют количество слогов в слове и помещают картинку в соответствующий домик с окнами, соответствующими количеству слогов.

Дидактическая игра «Угадай-ка»

-Учащиеся бросают кубик на картинки, называют слово, на которое попал кубик, и определяют заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце.

-Для автоматизации поставленного звука повторяют слово столько раз, сколько точек на кубике.

В заключении хочется отметить:

в логопедической работе эффективным является использование дидактических игр, которые вовлекают учащихся в сказку, путешествие, игровую экскурсию и делают занятия разнообразными, интересными, поучительными, развивающими.

Литература:

  1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс) М: Глобус, 2007

  2. ГерасимоваА., Жукова О., Кузнецова В. Уникальнаяметодика развитияречи дошкольника. – М., 2002.

  3. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми. М: Айрис-пресс, 2008

  4. КрупенчукО.И.Готовимрукукписьму.–СПб,2007.

  5. Речевые игры с детьми. Журнал дефектология №3,1998

  6. Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. М: книголюб, 2007

  7. www.Logoped.ru

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
0 ₽