Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Логопедия
  3. «Волшебные звуки» (развитие речи и фонематического слуха)

«Волшебные звуки» (развитие речи и фонематического слуха)

0 подписчиков
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Логопедия

Категория

Логопедия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Волшебныезвуки»

(развитиеречиифонематическогослуха)

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обученияребенка родному языку. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма.

При логопедическом обследовании школьников, поступивших в первый класс, в последние годы учителя-логопеды стали частофиксировать у детей неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов извуков в словах; неспособность подобрать слово с определенным количеством слоговили с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагоговДОУ,детиостаютсябезсвоевременнооказаннойлогопедической помощи,что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

У детей, поступающих в 1-й класс, имеются нарушения звуковой стороны речи. При формировании процесса письма и чтения такие дети испытывают трудности в обучении, которые приводят к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия. Причиной перечисленных нарушений является недостаточное развитие или недоразвитие фонематического слуха у детей. Недоразвитие фонематических процессов встречается при ФФН и ОНР. В структуре психолого-педагогической классификации нарушений речи фонематическое недоразвитие (ФН) следует вычленять как самостоятельное нарушение речи, наряду с ФФН, ОНР и нарушением произношения отдельных звуков (фонетическим недоразвитием).

Признаками нарушения фонематического слуха являются:

- нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

- нарушения звуковой структуры слова, проявляющиеся в ошибках звукового анализа:

а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;

б) вставки букв;

в) перестановки букв, слогов.

- нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений устной и письменной речи.

Как у первоклассников с первых дней занятий развивать фонематический слух, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок.

Комплексные логопедические занятия способствуют правильному развитию речи и формированию фонематического слуха.

Основной формой работыявляется групповое занятие, включающее в себя различные виды деятельности:

  • Проведениедидактическихигр,

  • Работаскарточкамиифишками,

  • Рассматриваниекартинокирисунков,

  • Слушаниезвучащихпредметов.

  • Подвижныеигры.

Узнавание и различение слов, близкихпо звуковому составу.

Упражнение «Исправь ошибку»

- Логопед показывает картинку и предлагает послушать слова и исправить ошибку, если слово произнесено неправильно.

Замолёт, шамолёт?

Упражнение «Послушай, покажи, повтори»

- Предлагается внимательно послушать слова и показать, повторить картинки в той последовательности, какой их называл логопед:

-ДОМ, ТОМ, СОМ.

Упражнение «Подбери по звучанию»

-Перед учащимися лежат картинки. Логопед предлагает послушать слова и назвать только те слова, которые похожи по звучанию:

-КОЗА, КНИГА, КОСА.

-ТОПОР, ВОЛ, ГОЛ.

Различение и дифференциация слогов

Упражнение «Продолжи слово»

-Логопед называет первый слог, а ребёнок последний, опираясь на предметные картинки: БЕЛ… -УТ…. -СУМ… -ЛОЖ… ПУШ… БОЧ…

-Какой одинаковый слог вы добавляли в слова? (-КА)

Узнавание и дифференциация звуков

Упражнение «Будь внимательным»

-Проговорить названия картинок.

Услышав слово, начинающееся со звука [о]-хлопнуть; на слово, начинающееся на звук [у]-поднять руку: -УГОЛ, ОБРУЧ, АРБУЗ, ОБЛАКО, УТКА, ОБРУЧ.

Игра «Найди и назови»

-Логопед предлагает ребятам рассмотреть картинки, и назвать предметы, которые начинаются со звука [б] [п] [д]:

(павлин, банка, пушка, палатка, дятел, дом и др.)

Развитие фонематического(звукового) анализа

использование сигнальных карточек

Схемы слов, которые помогают в работе по коррекции не только устной речи, но и письменной.

1.Сигнальные карточки для определения звонких-глухих, твёрдых-мягких согласных звуков.

2.«Звуковые линейки» для определения места и количества гласных звуков в слове.

3.«Звуковые линейки» для определения согласных звуков и составления звуковой схемы слова.

4.«Звуковые линейки» и «Звуковые бусы» для определения количества звуков в слове.

Звуковой анализ и синтез

-Определить место звука [Л] в названии картинок и распределите их под соответствующей схемой.

-Составьте с помощью цветных кругов звуковую схему слова ЛОСЬ.

-Составьте слово на определенный (заданный звук) слово с помощью букв.

Дидактическая игра «Составь цветок»

-Собери из лепестков-картинок цветок, в названии которых есть звук [Р].

Варианты: -звук в начале слова,

-звук в середине слова,

-звук в конце слова.

Дидактическая игра «Звуковые домики»

-Учащиеся определяют в названии картинок заданный звук и помещают картинку в её в соответствующий домик.

Дидактическая игра «Слоговые домики»

-Учащиеся определяют количество слогов в слове и помещают картинку в соответствующий домик с окнами, соответствующими количеству слогов.

Дидактическая игра «Угадай-ка»

-Учащиеся бросают кубик на картинки, называют слово, на которое попал кубик, и определяют заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце.

-Для автоматизации поставленного звука повторяют слово столько раз, сколько точек на кубике.

В заключении хочется отметить:

в логопедической работе эффективным является использование дидактических игр, которые вовлекают учащихся в сказку, путешествие, игровую экскурсию и делают занятия разнообразными, интересными, поучительными, развивающими.

Литература:

  1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс) М: Глобус, 2007

  2. ГерасимоваА., Жукова О., Кузнецова В. Уникальнаяметодика развитияречи дошкольника. – М., 2002.

  3. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми. М: Айрис-пресс, 2008

  4. КрупенчукО.И.Готовимрукукписьму.–СПб,2007.

  5. Речевые игры с детьми. Журнал дефектология №3,1998

  6. Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. М: книголюб, 2007

  7. www.Logoped.ru

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
0 ₽