Консультация для родителей
«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Самостоятельность - ценное вещество необходимое человеку в жизни. Воспитывать необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремиться выполнять различные действия самостоятельно. И нам взрослым, важно поддержать их в этом. Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать «Я сам!» В этом возрасте ребенок осознает себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.
А сейчас давайте разберем ситуацию:
Трехлетний Илюша с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но…наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:
- Сам, сам, сам!
Мать строго говорит:
- Сиди спокойно и не капризничай! «Не умеешь, а кричишь сам».
Чисто по разным причинам из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка мы стремимся сделать все за него сами. Но, действительно - ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
Важно отметить, что в детском выражении «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ребенку большой вред, лишают его самостоятельности, подрывая у него веру в свои силы, приучают надеяться на других дети, могут вырасти пассивными, ленивыми.
Психологи утверждают: уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя - это приводит к осложнениям в отношениях ребенка и взрослого
Первый из них - негативизм, т.е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать все наоборот.
Затем, упрямство, ребенок будет настаивать на своем, просто потому, что он этого потребовал.
Также в поведении ребенка могут проявляться строптивость или своеволие (ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссориться, ведет себя агрессивно).
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребенок не может или не справляется с предложенным заданием.
Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?
* Мыть руки, закатав рукава; мыть лицо и руки не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить при мытье одежду; отжимать руки над раковиной, а не махать ими, разбрызгивая остатки воды; насухо вытираться полотенцем.
* Одеваться и раздеваться в определенной последовательности одежду снимать, складывать, вещать, выворачивать на лицевую сторону, расстегивать и застегивать пуговицы.
* Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его.
* Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
* Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом.
* Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
* Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создаете необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить за малейшее проявление самостоятельности.
Для того, чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого.
Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:
* Приспособить росту ребенка вешалку для одевания.
* Выделить место для хранения предметов туалета.
* Постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.
Но создание условий еще не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.