Колесо истории искусства.
(внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса)
Цель: закрепить и обобщить знания, умения, навыки, полученные на уроках музыки, закрепить знания музыкальной терминологии; определить знание основных тем музыкальных произведений, развивать способность детей работать в группе, воспитывать желание знакомиться с дополнительной музыкальной литературой.
Ведущий.
Добрый день, дорогие друзья!
Собрались мы здесь не зря.
Что нас всех объединяет?
Коллектив наш отгадает!
Все послушаем загадки,
И в кроссворд внесем отгадки…
Кроссворд.
По горизонтали:
1. Поиграем со словами,
Поиграем вместе с вами,
Я – проказник, он – проказник
Приглашаем всех на…(праздник).
2. Кто на вопросы мне ответит,
Кто расскажет про все вокруг?
Да, волшебники есть на свете,
Книга – лучший спутник и …(друг).
3. Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Выполз из пеленок маленький …(ребенок).
4. Здесь всегда гурьбой веселой
Любят дети поиграть.
Поиграли, поплясали
И пора им …(отдыхать).
5. Отгадайте-ка загадку –
Подскажу я вам разгадку!
Где встречаются цари,
Золушки и короли?
Кто научит нас добру,
Лени дать отпор и злу?
Кто совет нам да подсказка?
Ответ готов! Ведь это…(сказка).
6. Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат –
Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (Семья)
Ведущий. Какое же волшебное слово получилось у нас по вертикали? Музыка, правильно! Все угадали!
Этот мир так чудесен, дорогие друзья,
Потому в нем без музыки обойтись нам нельзя!
Ведущий. А теперь я предлагаю в путешествие отправиться!
Ну, а вдруг понравится? Вы согласны? В добрый путь.
Не будем время мы терять, команды будем собирать!
Звучит музыка. Ведущий предлагает учащимся построиться по командам, соответствующим цвету нотки, которую они получили при входе в зал. Команды строятся в 4 колонны за ведущими.
Ведущий. Прежде чем пустится в путь, пожелаем друг другу что-нибудь!
Кричалка – приветствие.
1 команда:
Добро пожаловать, друзья!
Мы рады видеть вас!
2 команда:
Мы здесь собрались, как семья,
Настал наш звездный час!
3 команда:
У нас в командах нет лентяев,
Лодырей в них нет!
4 команда:
Беремся дружно мы за дело,
Нам здесь равных нет!
Ведущий. Итак, команды к путешествию готовы!
Калейдоскоп событий.
Свидетелем каких событий вы окажитесь, попав в
Киевскую Русь в 12 веке? | Борьба князя Игоря с половцами |
Россию в 1612 г.? | Борьба русских с поляками |
Россию в 1812 г.? | Отечественная война |
Польшу в 1830 г.? | Восстание поляков против царя |
Москву в 1953 г.? | Смерть С. Прокофьева |
Париж в 1789 г.? | Французская революция |
Ленниград в 1941 г.? | Блокада Ленинграда |
Лондон в 1963 г.? | Концерт «Битлз» в Лондоне 13.10 |
Норвегию в 1843 г.? | Рождение Э. Грига |
Париж в 1849 г.? | Смерть Ф. Шопена |
Музыкальная кругосветка.
Какие музыкальные произведения можно услышать, попав в
Петербург в 19 в.? | Оперы «Князь Игорь» А. Бородина, «Иван Сусанин» М. Глинки, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Снегурочка» Н. Римского - Корсакова |
Киев в 19 в.? | Оперы «Коза – дереза», «Тарас Бульба», «Утоплена», романсы Н. Лысенко |
Варшаву в 19 в.? | Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны Ф.Шопена |
Германию в 18 в.? | Инвенции, фуги, сюиты, мессы И. С. Баха |
Австрию в 19 в.? | Музыку И. Штрауса |
Норвегию в 19 в.? | Музыку Э. Грига |
Англию в 20 в.? | «Битлз» |
Рим в 19 в.? | Оперы Дж. Верди |
По секрету всему свету.
Украина.
Вопрос | Ответ | Кол-во баллов |
Назовите имя основоположника украинской классической музыки. | Н. Лысенко | 2 |
Два памятника во Львове, связанные с именами мужчины и женщины – литератора и певицы – двух деятелей украинской культуры начала 20 века | И. Франко и С. Крушельницкая | 4 |
Уроженец Украины, живший в Петербурге, автор повестей, в основе сюжетов которых фольклор, обряды, обычаи, традиции, предрассудки украинцев. | Н. Гоголь | 2 |
Одесскому театру оперы и балета известный поэт посвятил стихи: Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей Там упоителей Россини Европы баловень Орфей… Кто автор строк? Как называется произведение? | А. Пушкин «Евгений Онегин» | 2 |
Уроженец Донецкой области, чье имя присвоено Донецкой консерватории. Назовите имя и его произведения. | С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» | 4 |
Уроженец Донецка, всемирно известный оперный певец, чье имя присвоено Донецкому театру оперы и балета. | А.Соловьяненко | 1 |
Германия.
Вопрос | Ответ | Кол-во баллов |
Немецкий композитор, которого В. Стасов назвал «Шекспиром масс». | Л. Бетховен | 4 |
Немецкий поэт, баллады и трагедии которого легли в основу произведений Ф. Шуберта, Л. Бетховена. | Гете | 2 |
С чьим именем связана церковь св. Фомы в Лейпциге? | И.С. Баха | 2 |
Какая знаменитая итальянская дама навечно прописалась в Германии? Имя, автор, адрес прописки. | Сикстинская мадонна. Рафаэль. Дрезденская картинная галерея. | 4 |
Россия.
Вопрос | Ответ | Кол-во баллов |
Два человека – художник и музыкант, в центре творчества которых был русский былинный эпос. | В. Васнецов А. Бородин | 3 |
Царь сказочной страны, поклонник красоты, гармонии искусства, герой произведений А. Островского и Н. Римского – Корсакова. | Берендей | 2 |
Русский композитор, часто приезжавший на Украину и использовавший в своем творчестве украинские народные песни. | П.Чайковский | 3 |
Симфония, воспевшая подвиг Ленинграда. | Симфония№7 Д.Шостаковича | 3 |
Ленинградский композитор, автор музыки к кинофильму «Жестокий романс». | А. Петров | 3 |
Назовите город – культурную столицу России. Какие названия в своей истории имел он? | Санкт – Петербург, Петербург, Петроград, Ленинград, Северная Пальмира | 2 |
«Кто они?» (из детства и юности великих композиторов)
1 .Кто был тот итальянский малыш, который попал, благодаря своему красивому голосу, из Флоренции в Париж и прошел путь от «мальчика на побегушках» у повара до первого композитора Франции?(Жан Батист Люлли)
2.Какой гениальный немецкий композитор, оставшись рано сиротой и живя в доме брата, переписывал втайне от него при лунном свете ноты понравившихся ему музыкальных произведений? (Иоганн Себастьян Бах)
3.Какой мальчик, будучи сыном цирюльника, случайно обнаружил на чердаке своего дома клавикорд и ночью, тайком от родных, играл на нем? (Георг Фридрих Гендель)
4.Кто из великих композиторов, в то время 13-летний подросток, оказался в Сикстинской капелле в Риме и, впервые услышав сложнейшее произведение, ноты которого тщательно оберегались от кого бы то ни было, записал его полностью по памяти?(Вольфганг Амадей Моцарт)
5.Какой 12-летний вундеркинд, которого впоследствии называли «царем всех пианистов», написал оперу, с успехом поставленную в Париже? (Ференц Лист)
6 .Какой гениальный немецкий композитор сочинил одно из самых своих известных произведений по комедии Шекспира в возрасте 17 лет? (Феликс Мендельсон)
7.Кто из выдающихся композиторов мечтал в юности о карьере пианиста, но переиграл руку и стал в будущем автором многих произведений-шедевров для фортепиано? (Роберт Шуман)
8.Кто в детском возрасте еще, разумеется, не подозревая, что впоследствии он прославит Италию и станет величайшим оперным композитором, покинул отчий дом и последовал за проходившим через его родную деревню шарманщиком? (Джузеппе Верди)
9.Какой советский композитор начал серьезно заниматься музыкой, когда ему исполнилось 18 лет? (Арам Ильич Хачатурян)
Наше мероприятие подошло к концу, настало время подвести итоги и вручить подарки.
Источники:
Музыка и ты: Альманах для школьников. — М.: Сов. композитор. Вып. 5, 1986
Портрет Люлли - http://intoclassics.net/news/2010-06-06-16434
Портрет Баха - http://www.israbox.com/2007/04/24/is_bakh__messa_siminor_2_cd.html
Портрет Генделя - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85
Портрет Моцарта - http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/MOTSART_VOLFGANG_AMADE.html
Портрет Листа - http://lichnosti.net/photo_18779.html
Портрет Мендельсона - http://www.calend.ru/person/1929/
Портрет Шумана - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6054/%D0%A8%D0%A3%D0%9C%D0%90%D0%9D
Портрет Верди - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8,_%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5
Портрет Хачатуряна - http://mp3complete.net/hachaturian.htm