Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Биология
  3. Воспитательный потенциал предметов «Биология» и «Химия» как средство достижения обучающимися личностных образовательных результатов.

Воспитательный потенциал предметов «Биология» и «Химия» как средство достижения обучающимися личностных образовательных результатов.

Цели и задачи предметов биологии и химии носят яркий воспитательный характер. Воспитанием называют целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника. Воспитание направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при возникающих затруднениях. Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением и проводится в системе взаимодействующих элементов. Правильное воспитание при обучении биологии и химии сможет сформировать у обучающихся систему ценностных отношений к природе и роли человека в ней, способствовать формированию мировоззрения.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Shape1

Воспитательный потенциал предметов «Биология» и «Химия» как средство достижения обучающимися личностных образовательных результатов.



Работу выполнила учитель

химии и биологии

МОУ «СОШ№100»

Ленинского района

г. Саратова

Васина Н.Н.

       Цели и задачи предметов биологии и химии носят яркий воспитательный характер.

Воспитанием называют целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника.  Воспитание направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при возникающих затруднениях.

      Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением и проводится в системе взаимодействующих элементов. Правильное воспитание при обучении биологии и химии сможет сформировать у обучающихся систему ценностных отношений к природе и роли человека в ней, способствовать формированию мировоззрения.

       Целью воспитания является появление ожидаемых изменений в личности обучающихся, которые выражаются в отношении к миру, к обществу, к самому себе. Выпускник должен быть личностью всесторонне и гармонично развитой, готовой к жизни и труду в современных условиях. В соответствии с этой целью в процессе обучения биологии должно осуществляться трудовое, эстетическое, этическое, патриотическое, гражданское, гигиеническое и экологическое воспитание.

       Задачей воспитания является помощь в становлении личности ученика, осознании им собственных потребностей и интересов. Целенаправленное превращение социального опыта в личный опыт, приобщающей человека к богатству мировой человеческой культуры является сущностью воспитания.

Воспитание, связанное с обучением, очень сложно. Оно не может ограничиваться только подачей информации, имеющей воспитательное значение. В процессе воспитывающего обучения, обучающиеся не только должны запоминать знания соответствующего характера, но и уметь трансформировать их в убеждения, из которых постепенно будет формироваться мировоззрение.

       Особое значение в биологическом образовании имеет трудовое воспитание школьников, их подготовка к самостоятельной жизни и труду. Задачами трудового воспитания в современной общеобразовательной школе являются:

- развитие готовности к труду;

- добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности как важнейшей потребности и обязанности человека;

- формирование навыков учебного труда.

Обучающиеся должны получить знания:

- о необходимости уважительного отношения к труду и творчеству старших и сверстников;

- о ценностном отношении к учебе как виду творческой деятельности;

- о бережном отношение к результатам своего труда, труда других людей, к имуществу, учебникам, личным вещам;

- о необходимости отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе,

- о недопустимости небережливого отношению к результатам труда людей.

- приобрести навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов, а также умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

        На понимание учащимися того, что труд  является главным в отношениях человека и природы направлено изучение живой природы.

В процессе овладения биологическими знаниями  обучающиеся знакомятся с приемами выращивания культурных растений, ухода за ними, проращивания семян, вегетативного размножения растений. Также они получают представления о работе по охране редких и исчезающих видов животных, о выращивании домашних животных.  Кроме того,  в ходе изучения биологии рассматриваются вопросы охраны здоровья людей, а также раскрываются значение трудов ученых-биологов, изучающих законы природы.    Осуществляется знакомство с приемами работы биотехнологов и селекционеров. Это дает основу для  формирования  представлений о том, что труд человека является не только производительным, но и интересным творческим процессом. Учителю необходимо воспитывать у обучающихся культуру умственного труда: формировать умение выступать с сообщениями, докладами перед аудиторией. Большое внимание необходимо обращать на культуру выполнения индивидуальных работ, заданий (точные замеры, аккуратная и грамотная запись, оформление коллекции, качественная подготовка доклада или реферата). Все работы, которые обучающиеся выполняют на уроках, экскурсиях, дома, должны быть не только правильными, но и красиво выполненными и оформленными.

Культура труда тесно связана с эстетическим воспитанием.

       Эстетическое воспитание  - целенаправленный процесс формирования у школьника эстетического отношения к действительности. На этой основе формируется не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере учебной деятельности, в быту, в поступках и поведении, формируется эстетический вкус и представление об окружающем мире.

       В целях развития интереса к природе необходимо пробудить в учащихся эстетические чувства, способность увидеть прекрасное в природных объектах. Для этого учитель должен не только обращать внимание на внешнюю красоту, а постоянно развивать умение видеть скрытую красоту и гармонию в пропорциональности и изяществе форм тела, в красоте  пения птиц, в шуме леса.

       В процессе эстетического воспитания учитель биологии может обращаться к различным художественным произведениям - стихам, видеозаписям, картинам, музыке, фотографиям и использовать их в обсуждении научных вопросов. Необходимо побуждать в школьниках желание видеть, познавать и охранять все красивое в природе, в труде, быту и общении. Учитель может подчеркнуть роль науки как источника прекрасного, показывая единство науки и искусства. Важным является развитие у школьников чувства удовольствия от красоты.

       Эстетические чувства и идеалы - продукт систематического воспитания. Эстетическое воспитание возможно в процессе непосредственного чувственного восприятия действительности и произведений искусства, которое оставляет большой след в сознании.

Достижение этико-экологической компетентности (овладение кругом соответствующих знаний и умений) является условием развития творчески развитой личности.

       Экологическое воспитание это формирование у школьников заботливого,
бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному
природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще.

       Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

       Задачей просветительско-воспитательной деятельности в этом направлении является приобретение обучающимися через предметное и метапредметное обучение:

- знаний о человеческом организме и его сосуществовании в окружающем мире;

- общих представлений о факторах риска здоровью человека, включая влияние неблагоприятных природно-экологических и социально-психологических условий;

- систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере,

- элементарных гигиенических знаний по режиму жизнедеятельности, рационального питания, санитарно-эпидемиологической грамотности, способов первичной профилактики заболеваний;

- знаний и умений применять меры безопасности в экстремальных ситуациях;

- понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья;

- знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических, эпидемиологических, транспортных, социально-конфликтных;

- понятий о воздействии на организм человека наркологических и психоактивных веществ, знаний об отдаленных последствиях их употребления;

       Для  осознания  механизма функционирования природы  и понимания того, как легко можно нарушить существующие взаимосвязи, важно прочное усвоение учащимися таких понятий, как «биосфера», «взаимозависимость организма и среды», «смена биогеоценозов», «смена природных сообществ», «устойчивость экосистем» и «человек как экологический фактор».

При изучении антропогенных  факторов  воздействия на живую природу необходимо  обращать внимание не только на неблаговидную роль человека, но и рассматривать вопросы природопользования. Это позволит  сформировать у обучающихся  настоящую оценку реальной действительности и  вызвать стремление к участию в созидательной работе.

Сведения о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равновесии в биосистемах, о сложности взаимодействия между популяциями, видами в экосистемах, о биологическом разнообразии могут помочь обучающимся понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе.

       Воспитание экологической культуры должно сформировать у обучающихся понимание закономерностей взаимоотношения человека с природой. Необходимо стремиться к формированию у школьников  представлений о взаимосвязи  основных компонентов  экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни.  В образовательно-воспитательной деятельности учителя биологии воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающего

сообщества путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил поведения должны стать приоритетными.

       В методике преподавания биологии гигиеническое воспитание обучающихся рассматривается, как правило, в связи с изучением организма человека. Однако необходимо усилить гигиенический аспект охраны природы при изучении как курсов анатомии, физиологии и гигиены человека, так и других курсов биологии.  Гигиеническое воспитание - задача всех биологических предметов, а не только курса анатомии, физиологии и гигиены человека, который, конечно, играет ведущую роль в этом деле. В ряде публикаций по методике анатомии, физиологии и гигиены человека рассматривается определенная система гигиенических понятий с учетом преемственной связи с гигиеническим материалом в курсах природоведения, ботаники н зоологии.

        Этическое воспитание - основа нравственного воспитания человека. Целью этического воспитания в процессе обучения является формирование у учащихся убеждений, чувств и привычек в соответствии с определенными нравственными принципами.

Главные задачи этического воспитания:

- накопление обучающимися положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения, о разумном использовании свободного времени;

- развитие таких качеств, как внимательное отношение к людям, к порученному делу, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство чести и долга, уважение человеческого достоинства.

       У школьников в процессе обучения биологии необходимо воспитывать нравственное отношение к труду, природе, к своей Родине. Природа является мощным фактором воспитания чувства уважения и любви к своему Отечеству. Содержание школьного курса биологии во многом содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважения и любви к родине; стремления сберечь  и защитить свою родную землю.  С этой целью на уроках биологии необходимо использовать краеведческий экологический материал, что способствует формированию у школьников чувства заботливого хозяина своего края. Необходимо  постоянно обращать внимание учащихся на самоотверженный труд российских ученых во имя развития биологической науки.

       Воспитание уважительного чувства к своей Родине тесно связано с гражданским воспитанием учащихся. Гражданское воспитание заключается в воспитании самосознания и ответственности за свою страну. Задачи гражданского воспитания состоят в том, чтобы воспитать готовность защитить свое Отечество, отстаивать принципы морали, поддерживать чувство национальной гордости за свой народ и за его достижения, ответственность за сохранность и приумножение национальных и общечеловеческих ценностей.

       Особенно большое значение приобретает гражданское воспитание в старших классах, когда активно формируются мировоззрение, ответственность, чувство долга, когда убеждения начинают влиять на поведение. Должная воспитанность учеников не может быть достигнута реализацией системы воспитания лишь в старших классах, так как должна обеспечивается в процессе непрерывной системы воспитывающего обучения во всех предшествующих классах.

Поскольку курс биологии связан с выполнением практических и лабораторных работ, оформлением рефератов, презентаций, то в процессе такой разнообразной трудовой деятельности у школьников формируются такие важные нравственные качества, как трудолюбие, взаимопомощь и активное участие в совместной творческой деятельности, умение эффективно работать в коллективе.

На уроках биологии и во внеурочной деятельности по экологии обучающимися нашей школы занимались работой над проектами, связанными с обмелением реки Хупта, с проблемами эрозии почвы, связанными с некачественными агротехническими приёмами обработки почвы, в результате сельскохозяйственной деятельности человека, занимались очисткой родников, высадкой саженцев деревьев по склонам оврагов. В школе проводилось театрализованное представление «Химия спасёт или погубит мир», это мероприятие носило не только познавательный, но и воспитательный характер, потому что заставило задуматься о том, почему многие изобретения человека в области химии приносят вред самому же человеку и кто в этом виноват.

       В 6 классе учащиеся знакомятся с приемами выращивания культурных растений, ухода за ними, проращивания семян, вегетативного размножения растений. В 7 классе они получают представления о работе по охране редких и исчезающих видов животных, о выращивании домашних животных. В 8 классе рассматриваются вопросы охраны здоровья людей, а в 9 классе раскрывается значение трудов ученых-биологов, изучающих законы природы.

       При выполнении практических работ по вегетативному размножению растений, школьники имеют возможность овладевать умениями обрабатывать почву, сеять семена, сажать, поливать растения. Внеурочное время позволяет цветоводам школы заниматься озеленением школьного здания, выращивать растения в классах для оздоровления воздушной среды, создания уютной и комфортной обстановки. Данные мероприятия могут являться важным этапом в формировании эстетической культуры учащихся, основой для которой является культура восприятия. Отмечая значение этого свойства личности, В. А. Сухомлинский писал: «С восприятия и познания красоты начинается воспитание эстетической культуры, воспитание чувств». Однако, далее он отмечает, что сам ребёнок не обратит внимание на эту красоту, если её ему не показать, не рассказать о ней. Поэтому уже с первых уроков биологии следует начинать работу по формированию культуры восприятия.  Сначала  раскрывать эстетические свойства изучаемых объектов, а в дальнейшем добиваться всё большей самостоятельности от ребят  в выделении эстетических сторон веществ и явлений. Такой целенаправленный подход к изучению биологии даёт возможность значительно расширить и совершенствовать сферу эстетического восприятия в старших классах, а также выработать приёмы эстетических оценок и суждений, что в дальнейшем скажется на формировании эстетического вкуса и идеала обучающихся.

       Эмоциональный настрой приобщает учащихся к творческой деятельности, вызывает интерес к предмету, способствует воспитанию эстетического вкуса, любви и уважения к великому русскому языку. Большие  возможности использования художественной литературы открываются и при изучении различных разделов биологии. Так, на уроках можно использовать отрывки из стихотворений, загадки.

Например: 5 класс, тема урока «Царства живой природы»

Отрывок из стихотворения  «Взгляд на природу» (автор Юрий Шмидт)

Дикой ягоды вкус.

Соловьиные, звонкие трели,

Запах спелых садов,

Родника ледяной перелив.

Снега первого хруст,

Первоцветы в начале апреля,

Желтых листьев покров

И дождя  незнакомый мотив.

(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов с картинами природы)

6 класс, тема урока «Цветок»

Отрывок из стихотворения В. Солоухина

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он - то красный, то - синий, то - сиреневый, то – золотой!

К теме «Царство Грибы».

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.  (Грибы)

В 7  классе, при  изучении  сезонных  явлений в жизни млекопитающих можно прочитать стихотворение Е. Головина «Собрались и полетели»

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне-снегири.

На уроке в 6 классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, можно предложить  вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти они не станут.

На уроках о растениях и животных занесенных в Красную книгу можно прочить следующие строки:

Вы слышали, когда березы плачут?

Вы видели, когда березы плачут?

Вы знаете, когда березы плачут—

То вместе с ними стонет мать-земля».

Урок на тему «Цветок-орган семенного размножения растений» можно начать с поэтических слов Каримизе Жанэ:

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Как маленькие теплые костры».

На уроке, при изучении способов распространения плодов и семян можно прочитать стихотворение Хейну Эрхарда об одуванчике:

…Пока тихо, он - молчит,

Но лишь ветер налетит,

Шлет в воздушный океан

Парашютный свой десант….

О распространении плодов и семян водой хорошо сказано в стихотворении А. Рыбочкина «Желудь»

Лесной ручей певуч и звонок.

Мы гоним плот к большой реке.

Вот желудь – крошечный боченок,

Упав, плеснулся в омутке.

По всем законам полагалось

Ему бы здесь пойти ко дну,

Да спас листок – случайный парус:

Он вынес желудь на волну.

Волна на искорки дробится.

И дар свой к берегу несет.

Ему в земле бы укрепиться,

А там уж он не пропадет!

В зеленом станет океане,

Где без границ лесная ширь…

Как в сказке о царе Салтане,

Плывет в бочонке богатырь».

При изучении темы «Голосеменные растения» можно использовать несколько стихотворений.

А. Левушкин «Сосна»

Никто не любит солнце, как сосна,

И летним днем,

В июльский зной палящий,

Всех выше в небо тянется она

Из непролазной, глухоманной чащи…

       Так же для эстетического воспитания важно использовать экскурсии, во время которых школьники воспринимают гармонию красок, красоту природы.

       Экологическое образование школьников -  одна из сложных областей. Знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук -биологии, географии, химии, физики и др. В курсе биологии уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы и сохранения собственного здоровья. Большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы.

Исследовательская деятельность обучающихся может основываться на:

1. Наглядности (можно увидеть, потрогать);

2. Жизненном опыте обучающихся (знания должны быть личностно значимы);

3.Ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).

       На уроках биологии исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения самостоятельных работ с дополнительной литературой, лабораторных и практических работ, ролевые игры, написание и защита рефератов, которые имеют проблемный характер и исследовательскую направленность. Работа должна соответствовать интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований должны отбираться такие объекты и явления, которые ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений, отражающие влияние природы на здоровье человека.

       Так, например, с учащимися 5 - х и 6 - х. классов можно изучать растительность, произрастающую на территории школы и микрорайона. В теме «Общее знакомство с растениями» изучение жизненных форм растений происходит в ходе экскурсии. В 7 классе в теме «Общие сведения о многообразии животных» понятия темы рассматриваются на сообществах животных, которые знакомы учащимся (кошках, собаках). Какие виды домашних животных содержатся в квартирах учеников и  на подворье в деревне у бабушки, их количество, породы, возрастной и половой состав. Последствия влияния на человека окружающей среды рассматриваются в ходе изучения темы «Биотические и абиотические факторы среды» в курсе «Общая биология».

Реализация экологического воспитания предусматривает:

• формирование экологической грамотности, экологической культуры,

• проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

Учителем должна быть предусмотрена также просветительская работа с родителями (законными представителями),  которая включает:

- экологическое просвещение родителей;

- проведению дней экологической культуры и здоровья.

       Гигиеническое воспитание лучшим образом может реализовываться именно на уроках биологии, так как разделы и темы данного предмета напрямую связанны с воспитанием у учащихся «правильного» отношения к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.

Так, например, при изучении раздела «Растения» вопросы гигиены затрагиваются в темах «Отдел Цветковые растения» (ядовитые и лекарственные растения). Наиболее актуальным гигиеническое воспитание оказывается при изучении бактерий и грибов. В разделе «Животные» в каждой теме рассматривается значение животных в жизни человека. Особенное внимание следует уделить тем темам, в которых речь идет о ядовитых животных, переносчиках возбудителей болезней или паразитах.  Учителю необходимо сделать акцент на вопросы гигиены при изучении простейших, червей, насекомых, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

       Наибольшие возможности для преподавания основ гигиены имеются при прохождении курса анатомии и физиологии человека. Почти в каждой теме программы по этому предмету есть материал, который тесно связан с вопросами охраны и укрепления здоровья человека.

На уроках биологии необходимо  применять разнообразные методические приемы и средства для изучения гигиены и формирования гигиенических навыков учащихся:

1) постановка простейших опытов гигиенического содержания;

2) рассказы обучающихся о выполнении гигиенических правил;

3) показ гигиенически правильных поз при работе за письменным столом, при приеме пищи и т. п.;

4) обсуждение данных самонаблюдений;

5) обсуждение материалов экскурсий;

6) использование художественных произведений соответствующей тематики.

       Показателем владения анатомо-физиологическими знаниями является умение обучающихся самостоятельно объяснить практические вопросы гигиены.

       Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане курс биологии имеет большие возможности, так как осознание значимости научных достижений выдающихся русских ученых-биологов воспитывает чувство гордости за свою страну.

       Академик Н.И. Вавилов -  выдающийся генетик и селекционер, который организовал научные экспедиции в разные регионы Земли для сбора образцов культурных растений, их диких предков. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), в котором хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур. Иван Владимирович Мичурин  вывел около 300 новых сортов плодовых растений. С именами этих великих ученых обучающиеся знакомятся при изучении темы «Методы селекции растений».

       С работами А. И. Опарина, который высказал гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений, школьники знакомятся при изучении гипотез происхождения жизни.

С еще одним выдающимся русским ученым Владимиром Ивановичем Вернадским - создателем современного взгляда на биосферу знакомство происходит  при изучении темы «Эволюция биосферы». При изучении темы «Оплодотворение», изучается  процесс двойного оплодотворения у растений, который был открыт русским ботаником С. Г. Навашиным в 1898г.

       При изучении темы «Фотосинтез» отмечаем, что данный процесс открыл Тимирязев. Имя И.И. Мечникова вписано золотыми буквами в историю науки, так как многие болезни ушли в прошлое и представляют лишь исторический интерес благодаря его вкладу в науку.  Много сделали для развития микробиологии и другие отечественные ученые и просто врачи. Врач Н.К. Завьялова в 1951 г. сама заразилась легочной формой чумы. Этот материал используется на уроке по теме «Иммунитет». Имена двух великих ученых: Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова, которые изучали высшую нервную деятельность, упоминаются при изучении темы «Высшая нервная деятельность.

 Сущность воспитания заключается в целенаправленном превращении социального опыта в личный опыт, приобщающей человека ко всему богатству мировой человеческой культуры. Воспитание способствует также формированию мировоззрения, которое формируется всю жизнь человека, но его становление особенно интенсивно идет в школьные годы, определяясь, в первую очередь, содержанием учебных предметов в общеобразовательной школе.

       С начала изучения биологии подростки приобщаются к научной системе взглядов на окружающий мир, у них закладываются основы научного миропонимания. Изучение свойств и строения живой клетки, законов наследственности, причин изменчивости, естественного отбора, обсуждение вопросов адаптации к среде обитания, происхождения жизни и структурных уровней ее организации создает в сознании учащихся биологическую научную картину мира.

       Важный элемент формирования мировоззрения  является  развитие гуманистических взглядов. Именно благодаря урокам биологии ребенок может получить основы гуманного отношения к природе, окружающему миру в целом. Здесь могут формироваться  и развиваться особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

       Таким образом,  изучение биологии в школе дает обучающимся определенный круг знаний и тем способствует формированию их мировоззрения и воспитанию нравственных качеств.

 

 

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цели и задачи предметов биологии и химии носят яркий воспитательный характер. Воспитанием называют целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника. Воспитание направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при возникающих затруднениях. Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением и проводится в системе взаимодействующих элементов. Правильное воспитание при обучении биологии и химии сможет сформировать у обучающихся систему ценностных отношений к природе и роли человека в ней, способствовать формированию мировоззрения.
0 ₽