МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский садN113»
воспитатель – Ильющенко Ольга Дмитриевна
Возрастные особенности детей 3—4 лет
Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный
рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает
период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать
собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте —
потребность в общении, уважении и признании.
Основной и самый важныйдля ребенка вид деятельности - игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
Происходит формирование «противо-воли», что выражается в
желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку
для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как
самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается
установить с ними новые, более глубокие отношения.
Проявленияосознания себя как отдельного человека будут
выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают
родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется
или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само
действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или
просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного
родителя и во всем противоречить другому
Появляется возможность действовать не под влиянием любого
случайно возникшего желания, а поступать исходяиз других,
болеесложных и стабильных мотивов. Это является важным
завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении
самостоятельности.
Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и
членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила
взаимодействия через обратные реакции, как взрослых, так и детей на
его поступки.
Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может
иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится
образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем
угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку
достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться
на что-то другое.
Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать
своиличностные границы и воспринимать их наличие у других
людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства
партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь,
придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам
свой особенный личностный смысл.
Вам как его родителям важно:
С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли»
ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка
впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и
инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если
это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется
нелепым или ненужным.
Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка,
который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а
потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую
возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков
самообслуживания, выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в
детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные
и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него
примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам
вашей семьи.
Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю,
понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость.
Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с
собственными эмоциональными реакциями.
Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать,
стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому
способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание
пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный
уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у
него главным образом из той речи, которую он слышит в семье.
Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка,
необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка,
поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную
близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со
своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о
том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его
вопросы.