МБУ «Центр образовательной и музейной деятельности»
«Всё начинается с семьи»
(семейная гостиная)
Автор:
Попова Ольга Вениаминовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории.
г. Оханск. 2024 г.
Пояснительная записка
Семья является ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в воспитании ребенка. Педагога дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Поэтому для успешного воспитания и развития ребенка так важно установить взаимодействие, сотрудничество, доверительный, деловой контакт между педагогом и родителями. Это мероприятие проводится в рамках Года семьи и направлена на сохранение семейных ценностей.
Цель: Формирование у участников ценностного отношения к институту семьи, ее традициям и устоям.
Задачи:
Формировать информационную культуру участников о ценностных отношениях к институту семьи, ее традициях и устоям;
Создать условия для рефлексии опыта семьи на нравственных, гуманистических основаниях;
Выявить дополнительные возможности влияния семьи на формирование социально значимых компетентностей учащихся.
Возрастная категория: 12 - 15 лет.
Форма проведения: семейная гостиная (родители совместно с детьми).
Предварительная работа:
Эпиграф на доске:
Семья – вот истинная ценность,
Опора, сила и полёт.
Семья расцветит повседневность,
И боль отступит и уйдёт.
Подготовка и оформление выставки «Творчество нашей семьи!».
Изготовление открыток с пожеланиями семейного счастья.
Подготовка чтецов.
Материалы и оборудование: накрытые праздничными скатертями столы, чай, угощения, сладости, призы для победителей конкурсов, музыкальное сопровождение, мешочек с предметами.
Ход мероприятия
Участники рассаживаются за накрытые столы. На сцене 4 учащихся.
Учащийся 1:
К *** (Я помню чудное мгновенье…)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Александр Пушкин
Учащийся 2:
Средь шумного бала, случайно
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Алексей Толстой
Учащийся 3:
Радость, помедли, куда ты летишь
— Радость, помедли, куда ты летишь?
— В сердце, которое любит!
— Юность, куда ты вернуться спешишь?
— В сердце, которое любит!
— Сила и смелость, куда вы, куда?
— В сердце, которое любит!
— А вы-то куда, печаль да беда?
— В сердце, которое любит!
Расул Гамзатов
Учащийся 4:
Здесь дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
Здесь и во сне, и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
Здесь вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Рассказывают о луне,
Ракетах, спутниках и звездах.
Пускай мой дом пробудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.
Педагог:Добрый вечер, уважаемые родители, дорогие дети! У нас сегодня необычное родительское собрание. Его участниками будут не только наши родители, но и дети. Все мы сейчас – одна дружная семья, которую объединяет очень многое: наши общие учебные проблемы, планы, увлечения.
Предмет нашего разговора сегодня - семья. Нынешняя ваша семья - это ваш мир, где вы заботитесь друг о друге, постигайте жизненные уроки, набиваете шишки и снова движетесь вперед. Свою будущую семью ваши дети обязательно наполнят добром и счастьем, потому что учатся у вас, мудрых и все понимающих родителей.
Именно семья олицетворяет свою Родину, место, откуда человек начинает свое вхождение в мир, познает его и делает первые шаги. От того, как организована жизнь человека в семье, зависит его будущее, его важность и нужность в окружающем мире. И в этом смысле семья является не только родиной ребенка, но и сердцем общества.
Хочу обратиться к семьям с вопросами.
Вопрос 1. Что в вашей жизни значит ваша семья?
Ответы участников.
Вопрос 2. Как вы думаете, что самое главное для счастья семьи?
Ответы участников.
Вопрос 3 Что мешает людям быть счастливыми в семье?
Ответы участников.
Педагог: Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Это близкие и родные люди, те кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем счастья и добра. Любая семья начинается со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся друг для друга самыми близкими. Давайте вспомним как это было, обратимся к тем удивительным по своей трогательности историям знакомства, которые связали ваших родителей. Мы заранее попросили их рассказать нам об этом и не называть имена, так как описание является очень личным. Хотя, возможно, ребята знают эти замечательные истории и те, кого это касается, поймут, о ком идет речь.
(С разрешения родителей можно показать презентацию, по завершению презентации папа дарит цветы маме и целует руку, это настраивает присутствующих, а особенно ребят, на высокую эмоциональную волну).
Похвала семей за представленные истории
Педагог: А сейчас я обращаюсь к ребятам: какая у вас формула счастья семьи?
(Возможные варианты суждения ребят: «Все делать вместе»; «Организовывать семейные праздники»; «Понимать друг друга»; «Семья – это помощь и поддержка»; «Общения увлечения, они сплачивают»).
Педагог: Каждая семья начинается с объединяющей идеи, стержневой, сплачивающей. Предлагаю, объединившись семьями, провести конкурс «Семейный девиз»
Конкурс «Семейный девиз».
Участникам предлагается продумать, записать на доске семейный девиз, отражающий философию семейных отношений. Время на работу – 5 минут.
(Варианты девизов: «Держаться вместе!»; «Честь и достоинство»; «Учимся всему, учимся всегда!», «Отдыхать вместе»; «В здоровом теле – здоровый дух!»; «Красота спасет мир», «Мой дом – моя крепость»; «Подставь плечо»).
Педагог: Девизы написан, оставляем каждый девиз на доске, возможно, они будут кем-то взяты на вооружение. Все мы знакомы с таким понятие, как родословная. Знать свою родословную очень важно – это связь поколений в истории семьи, хранящей ее мудрость и нравственное наследие. Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты своих предков – лары, которым поклонялись и приносили дары. Родословная выполнялась на отдельных свитках, которые передавались из поколения в поколения. А знаете ли вы родословную вашей семьи?
Конкурс для учащихся «Моя родословная».
Ребятам предлагается представить фрагмент генеалогического древа своей семьи до третьего поколения по схеме: я – мои родители – мои дедушки и бабушки. Учащиеся не указывают полные фамилии, имена, отчества, даты и места рождения упомянутых лиц, а также их профессии или род деятельности.
Поощрение участников конкурса.
Учащийся 5: Родословной во все времена и во всех странах придавалось огромное значение. Для рыцарей важен был вопрос о чистоте крови при посвящении, при даровании герба, при допуске к участию в рыцарском турнире. Первым профессиональными знатоками генеалогии были герольды. Для доказательства своего происхождения человек должен был собрать сведения не менее чем о четырех предках. Конечно, не всегда было возможно представить совершенно точные данные, поэтому родословные нередко составлялись в соответствии с преданиями, воспоминаниями. Герольды путешествовали от замка к замку и собирали сведения, которые заносились в генеалогические книги. Дворянские семьи имели свои гербы и девизы. Герб говорил о происхождении семьи, а в тексте девиза в краткой форме заключался основной смысл жизни представителей семьи: «Честь – превыше всего», «Делами славен».
Конкурс «Семейный герб»
Каждой семейной команде в течении 7 минут предлагается нарисовать, семейный герб. В нем должны быть символически отражены важные моменты истории семьи, ее традиции и ценности. По истечении времени герб присоединяется к соответствующему девизу и «семейный совет» (несколько родителей и ребят) оценивает представленные варианты.
(Возможный вариант представления герба: «На нашем гербе изображены сердце, гусиное перо и книга. Сердце – потому, что многие поколения нашей семьи отличались добрым, милосердным отношением к людям, были подвижниками и благотворителями. Книга – потому, что четыре поколения нашей семьи являлись потомственными интеллигентами, которые всегда учились сами и занимались просвещением других. Перо символизирует склонность к эпистолярному жанру и сочинительству. В нашей семь были и есть авторы книг, знатоки литературы»).
Блиц-интервью
Участниками на выбор предлагаются карточки с незаконченным предложением по теме встречи. Следует завершить высказывание.
Варианты незаконченных предложений:
«Мое самое большое желание -….».
«Я ни в коем случае не хотела (а), чтобы…».
«В моей семье исключено…».
«Я хочу сказать «спасибо» моей семье за…».
«Особенно меня раздражает то, что…».
«В нашей семье под запретом…».
«Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына (дочери)…».
«Счастливая семья – это…».
Педагог:Мы благодарим участников за замечательные образцы геральдики семьи. Вероятней всего, вас заинтересовала эта работа и, возможно, вы ее продолжите.
Возможно в каждой семье есть вещи, которые находятся в доме хотя бы 2-3 поколения. Это семейные реликвии. Они являются свидетелями жизни семьи, памятью о близких. Мы заранее попросили вас, дорогие ребята и уважаемые взрослые, рассказать об этих ценных (не материально, а духовно), дорогих сердцу вещах. Оказалось, что это – фотографии, ордена и медали за воинскую доблесть и труд, пластинки, альбомы с марками, украшения, старинные книги, посуда, живописные шали и даже предметы интерьера. Некоторые из перечисленных семейных реликвий представлены на нашей выставке
Коротко рассказать о них могут как представители соответствующей семье, так и экскурсовод из числа учащихся. Далее (можно общим голосование) определить лучший экспонат.
Конкурс ассоциаций «Мешочек сюрпризов»
Участникам предлагается задание: представить свою ассоциацию в связи с тем предметом, который ему достанется из мешочка. Ведущий просит, чтобы эта ассоциация была связана с семьей, семейными отношениями. Например: участнику достается ручка. Ассоциация может быть такой: «Я сразу вспоминаю себя в первом классе. Эта зловредная ручка никак не хотела писать палочки. Они получались смешные и растопыренные. Тогда мама купила мне такой резиновый «бублик», и мы вместе с мамой по вечерам развивали крепость пальчиков». Или губная помада: «Я помню «увела» помаду у старшей сестры и пришла в школу в седьмом классе с накрашенными губами (причем без всякой меры, густо и навязчиво). За эту дерзость меня удалили с урока, а маму отругали. Я боялась возвращаться домой. А мама только погладила по головке и сказала: «Я думаю, ты все поняла».
Педагог: Обычность, обыденность, неумение разнообразить свою жизнь делают ее скучной и безликой. Чтобы люди стремились в семью, радовались ей, нужны яркие события, другими словами, традиции, принятые в семье. Это праздники, семейные встречи, спектакли с участием всех ее членов, совместные поездки. В семье. где не играют и не шутят, не поют жизнь эмоционально обеднена, не «раскрашена» радостью от общения друг с другом, от ярких эмоций, от необыкновенных талантов близких. Расскажите нам, дорогие друзья, о сложившихся в вашей семье традициях, украшающую вашу жизнь.
Каждая семья рассказывает о своих традициях.
Педагог: Семью объединяют и увлечения. Это замечательный способ отрешиться от обыденности, прикоснуться душой к прекрасным образцам творчества. Хобби, особенно семейное, расширяет кругозор и, возможно, открывает самому человеку скрытые таланты. Расскажите нам, пожалуйста о своих увлечениях. Возможно, для тех, кто еще определился в своих пристрастиях, это будет особенно интересно.
Участники представляют свои, семейные увлечения.
Педагог:Дорогие друзья наша встреча была не напрасной. Сейчас вы вернетесь к семейному очагу, который сплачивает людей, дает им силу и уверенность, пищу чувствам и отдых душе. Так пусть же в ваших семьях царят добро и достаток, а ваши дети войдут во взрослую жизнь с уверенностью, что их будущая семья будет счастливой. На память о нашей встрече мы дарим вам семейные открытки.
Вручение открыток, общее фото.