Развитие информационно-деятельностной среды учебного занятия как ресурс активизации познавательной способности учащихся
Задача преподавателя сегодня – не просто дать учащемуся как можно больше знаний (это становится практически невозможно из-за постоянно увеличивающегося объема информации), а научить его учиться, дать ему такие инструменты, с помощью которых он сможет стать успешным в жизни, сможет быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, сможет решать жизненные проблемы, сможет наиболее полно самореализоваться.
Именно на это нацеливает ФГОС, в основу которого положен системно-деятельностный подход. Стандарты нового поколения требуют от нас обеспечения развития личности ребенка на основе усвоения способов деятельности. Перед каждым учителем стоит задача: отбор и оптимальное использование педагогических технологий, наиболее эффективно обеспечивающих выполнение требований стандарта.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Каждый учитель напряженно ищет средства и методы, которые помогут зажечь в глазах учеников пытливый огонек жажды знаний, изменив при этом «вкус корня», пробудят познавательный интерес.
Каждый учитель-словесник хорошо знает из практики, что русский язык довольно трудно даётся многим детям. Таким образом, в преподавании предмета особое значение приобретает развитие познавательного интереса у каждого ребёнка.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Часто ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не увлекает. Он пассивен, ему скучно. Конечно, что-то учащийся усваивает, но такое восприятие не может быть опорой прочных знаний. Это состояние академик И. П. Павлов называл «сном с открытыми глазами».
Задача моего выступления сегодня – продемонстрировать технологические аспекты активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, проектирование образовательной среды, ориентированной на развитие творческого мышления, познавательных способностей обучающихся на уроках русского языка.
С этой точки зрения очень ценны уроки в форме игры. Игра моделирует окружающую обстановку, побуждает к поисковой активности, разрушает инерцию, развивает способности к самовыражению.
Игровая деятельность, как элемент занятия, может применяться на любом его этапе - от проверки домашнего задания и до обобщения материала. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Я не стану уделять большое внимание игровой деятельности. Спектр игровых форм очень разнообразен, и каждый из нас в той или иной степени использует их на уроках в 5-6, реже в 7 классах. А как же активизировать познавательные способности в старших классах и тем более в системе СПО? Вот именно на этом вопросе я хотела бы остановиться подробнее.
Вашему вниманию я хотела бы предложить обзор работы по обучению студентов конструированию текстов, написанию сочинений-миниатюр в соответствии с заданной ситуацией.
Результатом такой работы будет являться текст, созданный обучающимися с учётом заранее заданных условий. В качестве таких условий можно использовать задания, связанные с контекстом непосредственно изучаемой темы. Например, обязательное употребление в тексте причастных или деепричастных оборотов, обособленных приложений , сложных предложений с определительным видом связи, а также соответствие текста определенным типам или стилям речи.
Наиболее показательно такую работу по конструированию текста в заданных условиях можно продемонстрировать на примере изучения в темы «Сложноподчиненные предложения». В конце изучения темы в качестве обобщения знаний учащимся предлагается задание по конструированию текста, который должен состоять только из СПП с различными видами придаточных. Но это задание они получают не вдруг, так как им и раньше приходилось получать задания, ориентированные на развитие творческого мышления и состоявшие в несколько взаимосвязанных этапов:
Конструирование сложных предложений;
Развитие сенсорного опыта;
Творческое редактирование текста путем замены простых предложений на СПП;
Конструирование карты текста, создание соответствующего текста
Для эффективного усвоения учащимися этих этапов им предлагается деятельностно-смысловая схема, состоящая из 6 шагов (схема№1):
1 шаг – нахождение грамматической основы
2 шаг – определение количества основ и вида предложения (ПП или СП)
3 шаг – определение средств связи между частями СП
4 шаг – определение вида СП и постановка знака препинания в нем
5 шаг – определение вида ССП и СПП
6 шаг – исключения из правил.
Первый этап. На уроках, посвященных изучению видов придаточных предложений, учащимся дается ПП, из которого они должны составить СПП с разными видами придаточных. Ребятам предлагается ряд вопросов, отвечая на которые они составляют деятельностно-смысловую схему для конструирования СПП (схема№2):
На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
К чему относится придаточное?
При помощи чего присоединяется к главному?
Какой это выход из алгоритма?
После того как деятельностно-смысловая схема готова, можно переходить к конструированию СПП. Сначала работа осуществляется коллективно.
Взяв за основу предложение «Мрачная туча затянула горизонт», учащиеся сначала составляют карты будущих СПП (со всеми видами придаточных – схемы №3.1 и 3.2)
После конструирования предложений в виде карт СПП учащиеся переходят к записи предложений, постановке знаков препинания в них, определению главной и придаточной частей, а также средств связи.
Для данного вида работы желательно подбирать такие простые предложения, из которых можно составить СПП со всеми видами придаточных.
Второй этап. Развитие сенсорного опыта.
Каждому учащемуся предлагается составить текст на тему «Я на природе», состоящий из 4-5 предложений. Затем эти тексты нужно дополнить словами, передающими ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Для описания зрительных образов можно использовать «зрительные» слова: картина, цвет, вид, наблюдать, замечать; «слуховых»: щебетанье, слышать, тишина; «чувств и ощущений»: морозный, шершавый, чувствуется, свежий.
Далее происходит редактирование текстов.
Третий этап. Творческое редактирование текста.
Учащимся предлагается текст, состоящий из простых предложений, которые они должны заменить СПП с разными видами придаточных, обогатив их образами, чувствами. Данное задание готовит их к созданию собственных текстов. Редактируя готовый текст, ученики наблюдают над логикой развития мысли, над коммуникативной преемственностью предложений, тем самым повышают свою культуру связной речи.
Четвертый этап. Конструирование текста в заданных условиях. Чтобы составить текст, необходимо расположить предложения в определенной последовательности, которая отражает логику развития мысли. Таким образом, мы можем конструировать текст в логике уточнений, в основе которой лежит определенная система вопросов.
Например, при составлении текста мы отвечаем на вопросы: Что произошло? Как произошло? Почему? Какие последствия? Кроме того, что-то может происходить с кем-то, значит, должны быть герои (кто?), которые мыслят, чувствуют, ощущают. Поэтому можно поставить вопросы: Какие мысли? Какие чувства? Ощущения… В тексте может описываться место и время действия, следовательно, мы должны ответить на вопросы: где? и когда? В результате составляется универсальная карта для конструирования текста на основе опорных вопросов. При ответе на них и дальнейшем уточнении и конкретизации учащимися конструируется текст (схема 4).
Учащимся, разделившимся на 4 группы, предлагается написать сочинение-миниатюру по двум опорным словам и жизненной коллизии, которую они определяют сами: мелодраматическая, юмористическая, детективная и т.д. При этом они должны использовать в тексте только СПП со всевозможными видами придаточных. После написания один из представителей группы читает получившийся текст, остальные слушают, отмечают плюсы и минусы сюжета, речевые, логические, фактические, грамматические ошибки. Затем предоставляется слово проверяющей группе, учащиеся отмечают наличие всех или отсутствие каких-либо видов придаточных предложений, правильность их конструирования и определения видов, а также предлагают исправленные варианты предложений.
Необходимо отметить, что такая работа по конструированию текста требует достаточно много времени. Но с каждым разом учащиеся всё быстрее справляются с заданием. С удивлением для себя отметила, что стали подключаться «слабые» учащиеся, предпочитающие молчать. В совместной работе «сильные» могут ещё раз объяснить им сложные для понимания вопросы.
Конструирование текста – творческое задание, хотя оно и ограничивается определёнными условиями создания. Данный вид работы очень интересен ребятам, а значит, является важным ресурсом активизации познавательной способности учащихся.