Выступление на тематическом педагогическом совете на тему «Роль музыкальных произведений в жизни детей раннего дошкольного возраста в условиях детского сада»
Актуальность: музыка - это одно из средств, создающих эмоциональную основу для общения между взрослым и ребенком. Организуя музыкальные игры,напевая малышу песни разного характера, взрослые создают особую атмосферу, наполненную взаимным доверием. Совместная музыкально-игровая деятельность не только обогащает эмоциональную сферу ребенка, но и стимулирует развитие двигательной и голосовой активности, подражательных способностей, восприятия, музыкальности.
Цели:
1.Развитие умения вслушиваться в музыку, связывать движения с музыкой и различать контрастные особенности звучания;
2.Побуждение к подпеванию и пению;
Задачи:
1. Приобщать к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу, вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать;
2. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать,
выполнять простейшие танцевальные движения;
Планируемые результаты:
- у детей 2-3 летразвиты умения вслушиваться в музыку, связывать движения с музыкой и различать контрастные особенности звучания;
- дети активно поют и подпевают.
В содержание образовательной деятельности входят : слушание, пение и музыкально ритмические движения.
Слушание: дети внимательно слушают спокойные и
бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимают, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагируют на содержание;
Они различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
Пение: дети активны при подпевании и пении; подпевают фразы в песнях совместно с педагогом; поощряется сольное пение. ( Аллояров Михаил)
Музыкально-ритмические движения: у детей 2-3 лет развито
эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;
Сформирована способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук).
Дети начинают движение с началом музыки и заканчивают с её окончанием;
передают образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет);
совершенствуют умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполняют плясовые движения в кругу, врассыпную, меняют движения с изменением характера музыки или содержания песни.
В группе имеется музыкальный уголок, в котором содержаться:
-образная музыкальная «поющая» игрушка (чебурашка). С помощью такой игрушки дети научились повторять песенки, считалки, так же изучают счет и стихи. Развивают не только пение, но и речь.
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты ( погремушки, колокольчики, бубен, барабан, ложки);
- набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки, кселафонты);
- дидактические игры : «Громко - тихо»
(Развивать способность различать звуки по силе звучания).
« Угадай, на чем играю» (Развивает слуховое внимание).
Игры знакомят малыша с различными музыкальными игрушками-инструментами и их « голосами», помогают приобрести первый опыт извлечения звуков, способствуют обогащению музыкально-слухового опыта ребенка, формируют представление о таких средствах музыкальной выразительности, как ритм, темп, тембр, динамика, лад, развивают внимание, память, стимулируют развитие движений, действий с предметами. Эти игры, просты, доступны, они не займут много времени, но принесут ребенкуогромную пользу.
Одним из приемов воспитателей группы « Дружная семейка» стало легкое пробуждение детей, после дневного сна под музыку, Майи Владимировны Кристалинской песенка Топ- Топ. Дети с удовольствием и хорошим настроем просыпаются и идут по оздоровительным дорожкам, подпевая знакомые слова. Это не только пение, но и польза для здоровья. Музыка сопровождает детей в различных музыкальных книжках. Они рассматривают книжки и с нетерпением жмут на музыкальные страницы, чтобы послушать любимые мелодии.
Музыкальная игра включает и сюжетно ролевые игры, где дети могут уже исполнять свои первые роли под музыку. Освоение движений, умение слушать музыку, действовать согласно с ней (игра « на лесной лужайке разбежались зайки).
Итак, анализ проведенной работы по теме « Музыка в жизни группы» показал, что у детей 2-3 лет сформирован интерес к музыке, желание слушать музыку. Они подпевают и выполняют простейшие танцевальные движения. Приобщены к восприятию музыки, соблюдают первоначальные правила: не мешают соседу, вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать.