Консультация для педагогов
«Взаимодействие с родителями в летний период»
Летом некоторые родители отправляются вместе со своими детьми за
новыми впечатлениями в экзотические страны, кто-то проведет солнечное
лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Лето – благоприятное
время для решения воспитательно-образовательных задач. Но родители
порой не подозревают, насколько познавательной для ребенка может быть
даже обычная прогулка по парку.
Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и
интересного можно с ним узнать, в какие игры поиграть, какие маленькие
открытия совершить, необходимо каждой семье.Задача педагогов –
предоставить такую информацию. Ведь именно мы, воспитатели, зная
особенности каждого ребенка, в силах помочь его родителям подобрать
интересную и полезную информацию, полезные занятия и рекомендации на
летний период. Воспитателям важно донести до родителей информацию о
широких возможностях провести лето с ребенком интересно и полезно,
при этом сохранив его здоровье и оставив яркие впечатления от
прошедшего отдыха.
Беседуя с родителями воспитанников, необходимо показать, что лето –
это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не
упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная
деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его
чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому необходимо подготовить
родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в
процессе которого так важно замечать необычное в простом: сверкание росы
под утренним солнцем, краски вечернего заката, загадочность ночного
звёздного неба, завораживающие звуки морского прибоя и леса. При этом
нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его
ребёнку, сохранить в памяти малыша на всю жизнь, как яркое воспоминание
детства.
ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ЗАДАЧИ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ РОДИТЕЛЯМ
СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ И ЗАДАНИЯ ВО ВРЕМЯ ОТДЫХА С ДЕТЬМИ:
«Наблюдаем за живой и неживой природой».
«Учимся замечать прекрасное в природе». (Организация фотосессии,
выставка рисунков с подбором к ним строчек из стихотворения или
рассказа).
«Прогулка к цветникам». (Составление букета в вазе и икебаны).
«Лекарственные растения на грядке». (Рисунки растений, составление к
ним описательных рассказов и подбор загадок).
1
«Лето – лучший период для творчества» (Живопись, рисунки летних
пейзажей, сочинение рассказов и стихов и другие творческие совместные
работы детей и родителей).
«Узоры на мокром песке», «Песочные фигуры».
«В гости к маленьким друзьям». (Провести наблюдение за муравьями и
другими насекомыми, а затем изготовить совместно с ребенком книгу с
рисунками об их жизни).
«Подводный мир». (Наблюдение на рыбалке за рыбами и водными
жителями, на море – за медузами, ракушками, морскими звездами и т. д.).
Чтение детям рассказов о природе В. Бианки, М. Пришвина и др. авторов
(найти описанное в природе и отразить содержание рассказа и наблюдений
в рисунках).
«Наш урожай». ( Провести с ребёнком наблюдение за
сельскохозяйственным трудом, поучаствовать в нём с ребёнком, а
результаты отразить в лепке, аппликации, конструировании из бумаги).
«Эксперименты и исследования летом». (Наблюдение за созвездиями на
ночном небе, выращивание овощей на даче или цветов на клумбе,
измерение тени взрослого и ребёнка, нахождение ЮГА и СЕВЕРА в лесу и
т. д.).
«Как я провел лето». ( Создание фотоколлажей о летнем отдыхе).
В начале нового учебного года можно провести внутригрупповой
конкурс «Как мы провели летние каникулы!», на котором будут
предоставлены совместные работы детей и родителей (рисунки, фотогазеты,
фотоальбомы, самодельные книги с наблюдениями, рассказами или стихами
собственного сочинения и другие творческие работы). Одно обязательное
условие: о проведении конкурса необходимо объявить до начала летнего
отдыха. Для наглядности нужно вывесить в родительском уголке примерные
темы домашнего задания на лето и предложить образцы работ. В этом случае
у родителей будет больше времени, возможностей и идей для совместных с
детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей
больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он
провел лето вместе с родителями.
Другой, не менее важной задачей, являетсявоспитание экологической
культуры.Летняя природа привлекает детей, но незнание правил поведения
может нанести вред, как ребёнку, так и природе. Можно предложить
родителям консультации на следующие темы:
«Как вести себя в лесу»
«Собираем ягоды и грибы»
«Бережём нашу природу»
«Отдыхаем на даче»
«Труд детей на природе летом» и др.
2
Нужно познакомить родителей с играми и опытами с применением
природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Такие игры и
опыты разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое
главное, полезным для умственного, познавательного, художественно –
эстетического и физического развития ребёнка; повысят его самостоятельную
активную деятельность.
Ещё одна из важных задач – охрана здоровья и жизни детей в летний
период.Именно в это время года мы больше всего проводим на улице и,
несмотря на чудесные дни, именно в этот период наши дети наиболее
подвержены различным травмам и опасным ситуациям. Чтобы предотвратить
несчастные случаи, для родителей необходимо провести консультации по
охране жизнедеятельности и оказании первой помощи на следующие темы:
«Встречаем лето» (о здоровье и охране жизни)
«Ребёнок в городе, чего нельзя»
«Соблюдение правил дорожного движения»
«С малышом на даче/ на природе»
«Как организовать летний отдых на море»
«Правила поведения на воде»
«Оказание первой медицинской помощи ребёнку»
«Оказание первой помощи при укусе насекомых»
«Приёмы закаливания»
«Витамины на грядке»
«Лекарственные растения» и др.
Всю необходимую информацию для родителей рекомендуется собрать в
одну папку под названием, например, «Летняя пора» (консультации для
родителей, рекомендации и полезные советы) или с помощью папок -
передвижек, папок - раскладушек и выставить их в родительском уголке.
Родители в любой удобный для них момент смогут ознакомиться с её
содержанием и извлечь интересную и полезную информацию.
Главное в организации взаимодействия педагогов с родителями в этот
период – пример собственного отношения воспитателя: удивления и
восхищения чудесами природы, искренней заинтересованности в
гармоничном развитии детей, стремление побудить в них познавательный
интерес и живую радость от общения с природой. От того, как педагог
донесет до родителей информацию, сколько чувств вложит в свои слова и
действия, зависит успех общения с родителями и успешное развитие ребёнка.
3__