Технологическая карта урока
Предмет химия
Класс 8 класс
Автор УМК О.С. Габриелян «Химия 8 класс», изд. Дрофа
Тема урока:Химическая формула. Относительная атомная и молекулярная массы
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: Настроить учащихся на работу | Приветствуют учителя доброжелательными улыбками, настраиваются на работу. | Организует, уточняет тематические рамки. | Проверить готовность к уроку. | Личностные: Самоопределение, смыслообразование | |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: Актуализация опорных знаний. | Ведут познавательную беседу с учителем. Предлагают тему урока, формулируют совместно с учителем цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. | Учитель организует беседу, подводящую к теме урока. Учитель показывает изображение книги рекордов Гиннеса, портрет Марка Твена. Совместно с учащимися формулирует тему урока и цели. | Вопросы для беседы: 1. Чем знаменита книга рекордов Гиннеса? 2. Кто такой Марк Твен? (писатель) 3. Какие произведения М. Твена вы читали? 4. Как Вы думаете, как связана книга рекордов с писателем? (Марк Твен сочинил слово на немецком языке, состоящее из 80 букв. Оно занесено в книгу рекордов Гиннеса. А также химические длинные названия, чтобы назвать сложные соединения. Поэтому проще написать химическую формулу, чем выговаривать название. ДДТ – дихлордифенилтрихлорметилметан. 5. Как вы думаете, какая будет тема урока? Наши цели? | Регулятивные: определяют тему урока, предположительные цели (целеполагание) Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество, умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | |
III. Изучение нового (15 мин) Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, Сформировать представление о химической формуле, видах химических формул, о понятиях относительной атомной и молекулярной массах, их нахождение для различных веществ | Внимательно слушают. Называют формулу молекулы воды. Отвечают на вопросы учителя. Смотрят на изображения различных видов формул, сравнивают, находят особенности и назначение каждой из них. Отвечают на вопрос учителя о биологической роли ДНК. Смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопрос учителя. Выполняют задание в тетради. Формулируют выводы о проделанной работе. Смотрят изображение формул нахождения абсолютной и относительной атомных и молекулярных массах. Выполняют задание совместно с учителем. | Учитель знакомит учащихся с различными видами формул – молекулярная, структурная, электронная. При объяснении учитель ведет диалог с учащимися, опираясь на их имеющиеся знания. Учитель формулирует закон постоянства состава. Учитель вводит понятия коэффициент и индекс. Учитель демонстрирует фрагмент из мультика «38 попугаев» – где Мартышка измеряет Удава. Учитель формирует понятие о размерах и массе атомов и молекул. Вводит понятие абсолютной и относительной массы. «Для измерения размеров атомов и молекул используют нанометр. Для измерения масс частиц микромира привычные для нас кг и г оказываются малопригодными. Поэтому ввели новый эталон массы – 1/12 массы атома углерода – атомная единица массы – а.е.м.» Учитель показывает правила нахождения атомной и молекулярной массы. | Рассмотрим виды формул на примере молекулы воды. Назовите формулы воды? (H2O – это молекулярная формула). Посмотрите на изображения видов формул. Предположите для чего используют разные виды формул? 1. Молекулярная – H2O 2.Структурная 3. Электронная Самая большие формулы (органические соединения) – биологические полимеры – ферменты и НК C5750H7227O4131S590 и содержит19913 атомов. Это ДНК. Что это за вещество? Какого его биологическое значение? Его тоже можно записать в книгу рекордов Гиннеса. Видеофрагмент мультика «38 попугаев». В чем смысл данного измерения? Кто прав? Задание. Определение линейных размеров физического тела. Используя линейку, карандаш, ластик, пробирку в качестве измерительных инструментов, заполните таблицу. |
Измерительный инструмент | Единица измерения | Длина учебника | Ширина учебника |
Линейка | |||
Ручка | |||
Ластик | |||
Пробирка |
Проанализируйте результаты работы. сделайте выводы об измерении.
(Выводы – эталоном измерения служили разные измерительные инструменты. Линейные размеры учебника изменялись. Измеряя массу, тоже можно брать разные предметы для ее определения.)
Задание.
Ar (O) = 16
Ar (H) = 1
H2O
Mr (H2O)= Ar (H) × 2 + Ar (O) =
1× 2 + 16 = 18
Знать понятия о химической формуле, ее видах, об понятиях относительной атомной и молекулярной массах
Уметь составлять молекулярные формулы, используя понятия индекса, находить атомной и молекулярной массах
Коммуникативные:
умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу
Познавательные: выделение необходимой информации; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей, сравнивать различные виды формул
IV. Закрепление нового (10 мин)
Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.
Выполняют задание в тетради, работают с периодическими таблицами.
Осуществляют взаимопроверку.
Предлагает учащимся выполнить задание в тетради
Физкультминутка
Задание.
1. Составить формулу, состоящую из 2 атомов водорода, 1 атома серы, 4 атомов кислорода. Прочитайте данную формулу.
2. Найдите относительную атомную массу серебра, фосфора, меди, хлора. Сделайте правильную запись.
(Аr(Ag) = 108, Аr(P) = 31, Аr(Cu) = 64, Аr(Cl) = 35,5)
3. Найдите относительную молекулярную массу следующих веществ: мела (CaCO3), песка (SiO2), ржавчины (Fe(OH)3),
Уметь составить химическую формулу вещества, используя знания о написании химических элементов, индексах и коэффициентах, уметь вычислить относительную атомную и молекулярную массы, уметь правильно оформить химическую запись.
Коммуникативные: ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество
Познавательные: умение работать с текстом задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Регулятивные: составление плана и последовательности действий;
Личностные: мотивировать свои действия.
V. Контролирующее задание (12 мин)
Цель:
- проверить умение составлять формулы, рассчитывать массы.
Индивидуально выполняют задание.
Раздает контролирующее задание учащимся.
Контролирует выполнение работы.
Задание по вариантам (каждому ученику индивидуально)
1. Составьте молекулярную формулу вещества, в которую входят химические элементы периодической системы под номерами 19, 7, 8 соответственно. Количественный состав таков: 1атом первого элемента,1атом второго,3 атома последнего.
2. Напишите 2 молекулы данного вещества. Теперь подсчитайте количественный состав.
3. Для первой формулы найдите относительную молекулярную массу. Сделайте правильную запись.
4. Прочитайте информацию о данном веществе.
" Селитра, так называется с древних времен данное вещество. Ее залежи находятся в Чили. При растворении в воде температура раствора понижается. Используют в качестве удобрения, компонент пороха»
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения полученных знаний.
Познавательные:
синтез — составление целой формулы химического вещества из частей.
Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы
Личностные: мотивировать свои действия.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока
Давайте подумаем и сформулируем, что сегодня на уроке для каждого «самое-самое…» Что бы мы могла записать в книгу рекордов Гиннеса?
Коммуникативные:
понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Регулятивные:
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
VIII. Домашнее задание
Фиксируют домашнее задание.
Дает краткие рекомендации по выполнению домашнего задания.
1. Параграф 5
2. Упр. 1-5
3. Творческое задание. Для проведения расчетов используйте сайт «Технические расчеты».
Единица измерения | Вода | Углекислый газ | Мел |
Килограмм | |||
Грамм | |||
Фунт | |||
Унция | |||
Пуд | |||
Карат |
Литература для учащихся:
1. Габриелян О.С. Учебник химии 8 кл., , изд. Дрофа, 2021
2. http://www.xumuk.ru/ - Химическая энциклопедия
3. http://chemistry.narod.ru/ - Описания химических веществ и отраслей науки
4. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/ - Электронная библиотека
Литература для учителя:
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2021.
Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян – М: «Дрофа», 2021. – 286, [2] с. : ил.
Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2012.