Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Религия
  3. Христианская семья

Христианская семья

Тип урока: по основной дидактической цели: изучение нового материала по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный. Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека. Задачи: 1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи; 2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания; 3. Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока. Формирование УУД Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе. Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Религия

Категория

Религия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ТМК ОУ "Хетская средняя школа"

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

(модуль «Основы православной культуры»)

для учащихся 4 класса:

по теме «Христианская семья»

Разработала:

учитель начальных классов

ТМК ОУ «Хетская средняя школа» п.Хета

Михайлова Клавдия Ивановна,

п.Хета

Тип урока: по основной дидактической цели: изучение нового материала

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи:

  1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;

  2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;

  3. Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Формирование УУД

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе.

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: учебное  пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация урока, толковые словари, сердечки разного цвета, карточки для работы с пословицами, ромашки, звукозапись, рабочие тетради, раздаточный материал, мягкая игрушка, нюки (покрышки для чума).

Ход урока

I.Организация ситуации успеха на уроке:

Солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

- Вы чувствуете солнечное тепло?

Подарим свои улыбки друг другу.

Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.

Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится. Улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, доброты, тепла и радости.

- И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца. Каждый возьмите по сердечку и займите места в Соответствии со своим цветом.

- Вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах. И я вам хочу напомнить о том, чтобы вы не забывали о правилах групповой работы.

Эмоциональное погружение: звучит музыка «Гимн семье».

II. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2,3,4,5

Учитель: В семейном кругу мы с вами растем! (показ слайда 1 семьи)

Основа основ – родительский дом! (показ слайда 2 семьи)

В семейном кругу все корни твои! (показ слайда 3 семьи)

И в жизнь ты выходишь из семьи! (показ слайда 4 семьи)

III. Сообщение темы урока. Формулировка целей

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем вести разговор о семье, узнаем, что такое венчание, что означает обручальное кольцо. Каково значение семьи для каждого, как следует относиться друг к другу в семье.

- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья (ответы детей.)

IV. Актуализация имеющихся знаний по теме.

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

- Сейчас мы посмотрим, а что такое в вашем понимании семья?

- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

- Давайте построим свой дом под названием «Семья».

Каждой группе я предлагаю на «нюках» (шкура, покрышка для чума – жилище долган), они лежат у вас на столе, написать слова, с которыми у вас ассоциируется это слово, соединить нюки и построить чум (долганское жилище).

Работа со словарем.

Слайд 6

- А сейчас посмотрим, как раскрывается понятие семья в различных источниках. - Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение этого слова там.

Учитель:

Семья – это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, это друзья, готовые прийти на помощь.

У каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.

Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни.

Семья – это великий дар.

Когда - то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

V. Изучение нового материала.

Работа с учебником.

- А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия.

- Прочитайте на странице 86 в учебнике первый абзац. -  Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника?

Слайд 8

- Почему он использует именно это сравнение?

- Почему дети являются очень важной частичкой семьи (рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом)

- В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (семьи без детей несчастны, без них грустно и тускло)

Слайд 9

- А теперь давайте узнаем, а как появилось слово «семья».

Как появилось слово семья?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

- В слове семья много поучительных загадок и открытий.

  1. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я.

- Что это значит?

В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

  1. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что семья тоже едина и неделима.

3. Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».

- Как вы думаете почему?

Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Ребята, значит у семьи давние корни.

- Вашим домашним заданием было нарисовать рисунок на тему: «Моя семья». Кого вы изобразили на своих рисунках?

  - Скажите, а какая семья называется дружной?

Слайд 10

Учитель: Послушайте легенду  «О дружной семье».  

В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание». «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- воскликнул правитель.

Появляется изображение большого сердечка, в котором написано «Дружная семья».

- На своих сердечках напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи.

Выступление детей. Обмен мнениями.

Учитель: Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта.

Существует еще древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.

Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Кто помнит, в какой заповеди Божией говорится о почитании родителей?

Слайд 11

В истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать. Это семья последнего Императора Николая Второго. Она стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.

Слайд 12

- Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей?

- Это 5 заповедь.

- Как вы ее понимаете?

Каждая семья – это уникальное объединение людей разного возраста. Вы, ребята, должны почитать родителей: в детстве – слушать их, в молодости – советоваться с ними, в зрелом возрасте – заботиться о них.

Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая, крепкая, дружная. Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

ФизкультминуткаНа долганском (родном) языке, затем на русском языке.

На долганском языке

На русском языке

Бу чумуо – эхэ

Бу чумуо – эбэ

Бу чумуо – тэтээ

Бу чумуо – иньэм

Бу чумуо – мин

Бу минэнэ кэргэним.

Этот палец (показ большого пальца) – дедушка

Этот палец (показ указательного пальца) – бабушка

Этот палец (показ среднегопальца) – папа

Этот палец (показ безымяного пальца) – мама

Этот палец (показ маленького пальца ) – я

Вот и вся моя семья.

-А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому из нашего класса.

( Дети по очереди передают мягкое игрушечное сердце и говорят друг другу что-нибудь приятное).

Слайд 13

Учитель: Ещё в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья – это маленькое государство, и держится оно на любви».

Учитель: А вы знаете, как называли христианскую семью?

Работа по учебнику страница 86.

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, совершали одно из важнейших таинств православной церкви.

– Как называется это таинство?

Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза.

- Давайте посмотрим, что об этом таинстве говорится в учебнике.

VI. Первичное закрепление.

Поисковое чтение:

Что такое венчание – 1 группа;

про венец и кольцо, что они означают – 2 группа;

об отношениях в семье, тактичность – 3 группа.

Выступление детей. Обмен мнениями.

Слайд 14 - Что такое венчание?

- Почему заключение брака в церкви называется «венчание»?

Рассказ учителя.

Учитель:вступление в брак в православной культуре называется «венчание».

На головы жениху и невесте возлагают венцы – знак того, что «князь» и «княгиня» - самые почитаемые и знатные люди в округе. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. Когда молодых водят по храму, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были убиты когда-то за свою верность Богу и Церкви.

- А почему тогда именно такую молитву поют молодоженам?

По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венчание – это обет Богу с любовью «нести бремя (тяжесть) друг друга, то есть любить друг друга, заботиться друг о друге, не оставлять ни в болезни, ни в беде и никогда не нарушать священного брачного союза.

Обручальное кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза. Даже если в их жизни будут болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

В руках молодые держат всегда венчальные свечи – символ любви, которую отныне они должны питать друг к другу и которая должна быть чиста и незапятнанна.

-Как вы считаете, достаточно ли только повенчаться, чтобы у вступающих в брак образовалась семья?

В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

- Что означает венец над молодоженами?

- Почему венец имеет форму кольца?

- Жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.

Слайд 15

- Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»?

- Найдите определения в учебнике.

- Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? - Что показалось удивительным?

Работа с пословицами

Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте обратимся к пословицам, посвящённым дому и семье. – Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните их смысл. (Проверка)

1 группа Слайд 16 Вся семья вместе, так и душа на месте. Человек без семьи, что дерево без плодов. В хорошей семье хорошие дети растут.

2 группа Слайд 17 Дитя хоть криво, да отцу-матери мило. В гостях хорошо, а дома лучше. Семья - печка: как холодно все к ней собираются.

3 группа Слайд 18 В семье согласно, так идет и дело прекрасно. В своём доме и стены помогают. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?

- Какие Святые особенно почитаются в этот день?

Слайд 19

Праздник «День семьи, любви и верности» в честь Святых Петра и Февронии. Петр - это князь, который правил в давние времена в городе Муроме, Феврония – его супруга, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны и даже умерли в один день.

- Когда отмечается этот праздник?

- Кто знает какой цветок является символом этого праздника?

Слайд 20

- Давайте мы с Вами составим букет из ромашек.

Если Вам урок понравился, было интересно, все у Вас получилось – ромашка с желтой серединкой.

Если испытывали трудности, было скучно, неинтересно – ромашка с красной серединкой.

VII. Закрепление нового.

Рубрика. Это интересно. Рассказ о хамском поведении из библейской истории, на странице 87 в учебнике.

- Какое поведение называют хамским? (обсуждение)

- А какую семью называют дружной?

(Чтение детьми стихов. )

Там, где дружная семья

От счастья кружиться голова!

Лица светятся улыбкой

Словно звездочки горят.

Там, где дружная семья

Спорятся отлично все дела!

Там, где дружная семья

Удач тропинка пролегла.

Учитель: Вот так, воспитываясь на народной мудрости, мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.

- Без чего невозможна жизнь в семье? (чтение в учебнике страница 87 после абзаца)

VIII. Рефлексия. (Тесты на каждого ученика) выбери правильный ответ.

1.Церковное таинство бракосочетания:

А) Венчание

Б) Крещение

В) Миропомазание

2.Венцы в таинстве венчания символизируют:

А) Вечность

Б) Богатство

В) Долгую жизнь

Г) Единство любви и испытаний.

3.Вычеркни «лишнее» слово:

Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.

IX. Итог урока. - Что же такое христианская семья? В чем ее особенность? - Составление синквейна.

 (что?)                                                Семья

(какая?)                                              Дружная. Большая.
(что делает? )                                 Радуется. Живёт. Богатеет.
(фраза или высказывание)           Вся семья вместе – так и душа на месте.
(резюме, личное отношение)     Это семь «я».

- Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…» - Мне хочется закончить урок словами.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте.


Слайд 21

Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям, свято храните честь своей семьи! Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

X . Домашнее задание: Слайд 22-23

- выполнить анкетирование на родном языке о семье

Во все времена тема семьи была актуальна для всех народов. К ней обращались писатели, художники, музыканты.

1 группа – «Художники» - нарисовать эмблему своей семьи и обосновать.

2 группа – «Писатели» - Придумать и записать несколько заповедей семьи.

3 группа – «Поэты» - Подобрать пословицы, характеризующие ценность семьи.

14

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Занятие по противопожарной тематике. Цель: в форме путешествия дать возможность учащимся больше узнать о становлении пожарной охраны России и об основных правилах безопасности. Задачи: 1)познакомить с историей развития и структурным построением пожарной охраны России; статистикой; правилами поведения во время пожара; значимостью профессии пожарного. 4)развивать познавательную активность; мышление, речь, воображение; 5)воспитывать ответственность за жизнь окружающих людей и свою жизнь.
0 ₽
Тип урока: по основной дидактической цели: изучение нового материала по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный. Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека. Задачи: 1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи; 2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания; 3. Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока. Формирование УУД Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе. Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
0 ₽