Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Классный час
  3. История развития пожарной охраны

История развития пожарной охраны

Занятие по противопожарной тематике. Цель: в форме путешествия дать возможность учащимся больше узнать о становлении пожарной охраны России и об основных правилах безопасности. Задачи: 1)познакомить с историей развития и структурным построением пожарной охраны России; статистикой; правилами поведения во время пожара; значимостью профессии пожарного. 4)развивать познавательную активность; мышление, речь, воображение; 5)воспитывать ответственность за жизнь окружающих людей и свою жизнь.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Классный час

Категория

Классный час
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ТМК ОУ "Хетская средняя школа"

История развития пожарной охраны в России

Занятие по противопожарной тематике

Выполнила:

Михайлова Клавдия Ивановна

учитель начальных классов

ТМКОУ «Хетская средняя школа»

п.Хета 2024 г.

Занятие по противопожарной тематике для учащихся начальных классов.

Тема: История развития пожарной охраны России.

Цель: в форме путешествия дать возможность учащимся больше узнать о становлении пожарной охраны России и об основных правилах безопасности.

Задачи:

1)познакомить с историей развития и структурным построением пожарной охраны России; статистикой; правилами поведения во время пожара;

значимостью профессии пожарного.

4)развивать познавательную активность; мышление, речь, воображение;

5)воспитывать ответственность за жизнь окружающих людей и свою жизнь.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия.

I Организационная часть.

II Подведение учащихся к открытию темы занятия.

- Ребята, вставьте в текст недостающие слова, и вы узнаете тему нашего занятия.

Текст.

В старину люди считали ___________ ,,гневом Божьим’’. В случае __________ служили молебен. Однако уже тогда понимали: с ___________ нужно и можно бороться.

В конце XI века в Москве была создана опаса – так называлась ______________________ служба. Она в случае ___________ спасала людей и тушила ___________ , а также смотрела за порядком на улицах.

_____________ ___________ укрепилась и стала развиваться с началом преобразований Петра Первого. Караульщики ночью ходили с трещотками. На Спасской башне Кремля были особые_____________ ___________, которые предупреждали о __________ . Первая регулярная ___________ появилась в Москве в 1829 году. Затем по всей стране стали строиться___________ ___________ .

Слова для справок: Огонь, пожара, с огнем, пожарно-сторожевая, пожара, огонь, пожарная служба, колокола-набаты, о пожаре, команда, пожарные каланчи.

- Молодцы, ребята! Тема нашего занятия «История развития пожарной охраны России». Я предлагаю провести наше занятие в форме путешествия по станциям.

Станции.

1. История развития пожарной охраны России.

2. Виды пожарной охраны.Численный состав ГПС. Техническое оснащение.

3. Статистика.

4. Основные правила поведения во время пожара.

А) Как правильно вызвать пожарную службу.

Б) Как можно погасить очаг загорания.

В) Как выйти из горящего помещения.

Г) Что делать, если загорелась одежда.

5. Работа, выполненная на отлично. ( Я б в пожарные пошел, пусть меня научат.)

III Работа над темой занятия.

1 станция. История развития пожарной охраны России.

Выступление учащихся, изучающих данную тему.

Демонстрация слайдов № 1-3.

Выступление 1 ученик.

Пожарная охрана России имеет богатую историю, уходящую в глубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Тяжелый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились, в основном, деревянные постройки.

Становление русской государственности дало немало примеров реши­тельных действий для преодоления социальных и экономических преград, встававших на историческом пути. Пожары были и остаются тормозом экономического развития. В связи с этим центральные власти России были вынуждены принимать определенные меры защиты от них. Еще Вели­кий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара Москвы в 1472 году и проявивший себя, несмотря на тяжелые ожоги, "зело хоробрым", немедленно издал указ о мерах пожарной безо­пасности в городе. Наследники Ивана III на русском престоле были не менее решительны. Царские указы о суровом наказании виновников пожа­ров чередовались с требованиями применять при строительстве камень, не ставить дома близко друг к другу и т.д..

Выступление 2 ученик.

Даже в сложное, обильное набегами захватчиков и внутренними распрями, смутное время на Руси не прекращалась борьба с пожарным бедствием.

Пожары на русской земле не унимаются. Горят Новгород и Псков, Москва и Смоленск, Рязань и Тверь, Кострома и Владимир... В 1212 го­ду в Новгороде огонь превращает в пепелище 4300 дворов, гибнут сотни людей. Пожар 1354 года за два часа прак­тически уничтожает всю Москву, включая Кремль и посады, а огненная буря 1547 года уносит в столице несколько тысяч жизней.

Выступление 3 ученик.

Наиболее важные преобразования в области борьбы с пожарами про­исходили в период царствования Алексея Михайловича Романова. В раз­работанном в 1649 году "Соборном уложении" восемь статей строго рег­ламентировали соблюдение правил пожарной безопасности в городах и других селениях, а также в лесах.

В апреле 1649 года выходит царский "Наказ о Градском благочи­нии", устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

Историческая ценность Наказа заключается в том, что в нем были зало­жены основы профессиональной пожарной охраны: создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города, предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб, объезжим предоставлено права наказания жителей города за нару­шения правил обращения с огнем. Служба Градского благочиния по борь­бе с пожарами была введена не только в Москве, но и в других городах Руси. Продолжалось совершенствование пожарно-сторожевой охраны.

Выступление 4 ученик.

Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожа­ров дал Петр I. Именно в его годы правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтейс­тве первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рука­вами и медными брандспойтами. И до настоящего времени остается акту­альным один из петровских указов: "... и беречь от огня богатства государства Российского...".

В период правления Алек­сандра I в 1803 году в Санкт-Петербурге была организована первая пожарная команда. Царским указом в 1804 году была создана штатная пожарная команда и в Москве.

Декрет Совнаркома «Об организации государственных мер борьбы с огнем» , положил начало современной российской пожарной охране.

Изучение слайдов № 4-9.

Слайд №8.

Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

2 станция. Виды пожарной охраны.

Слайды № 10-14.

Слайд №10.

Виды пожарной охраны:

· Государственная противопожарная служба

· муниципальная пожарная охрана

· ведомственная пожарная охрана

· частная пожарная охрана

· добровольная пожарная охрана

Слайд № 11.

В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) - это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы. Подразделения ГПС ежегодно совершают около двух миллионов выездов, при этом спасают от гибели и травм на пожарах более 90 тысяч человек.

Слайды №12-14. Рассматривание техники.

- Какую технику применяют пожарные?

- Прочитайте техническую характеристику костюма пожарного первого уровня защиты. На что вы обратили внимание?

Боевая одежда пожарного 1-го уровня защиты.

Назначение: защита от высоких температур, тепловых потоков и выбросов пламени. Технические характеристики:

Огнетермостойкая ткань из арамидного штапельного волокна. Позволяет работать 300 сек. при температуре 3000С.Выдерживает непосредственный контакт: T с пламенем - 15 сек.T с нагретыми до 4000С твердыми поверхностями - 7сек. Особенности:северный вариант выдерживает температуру до -500С.

Физкультминутка. Игра «Тушим пожар».

3 станция. Статистика.

Слайд № 15.

Современные условия жизни общества способствуют росту числа по­жаров и размеров социально-экономических последствий от них во всем мире. Ежегодно на земном шаре возникает более 5 млн. пожаров, от ко­торых погибает несколько десятков тысяч человек и уничтожается мате­риальных ценностей на десятки миллиардов денежных единиц. Огромный урон природе наносят ежегодно лесные и торфяные пожары, а также пожары аварийных нефтегазовых фонтанов.

Слайд № 16.

По данным статистики, большинство пожаров (72,4%) регистрируется в жилом и производственном секторе. Основными причинами их возникновения являются неосторожное обращение с огнем, в том числе граждан, находящихся в нетрезвом состоянии, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов, нарушение правил пожарной безопасности и неправильное устройство печного отопления и т.д.

Слайд № 17.

Статистика пожаров в Российской Федерации за 2009г.

(Чтение слайда. Анализ данных. Вывод).

- Познакомьтесь с данными. Обсудите их в группе. К какому выводу они нас подводят?

За 2009 год обстановка с пожарами в Российской Федерации по сравнению с прошлым годом характеризовалась следующими основными показателями:

- зарегистрировано 187 490 пожаров (в 2008 г. – 202002 (-7,2 %);

- при пожарах погибло 13 933 человека (в 2008 г. – 15301 (-8,9 %), в том числе 596 ребенка (в 2008 г. – 596 (0 %);

- при пожарах получили травмы 13 207 человек (в 2008 г. – 12887 (+2,5 %);

- прямой материальный ущерб причинен в размере 10929,7 млн. рублей
(-10,6%);

- зарегистрировано 329 832 выезда пожарных подразделений на ликвидацию загораний.

Подразделениями ГПС на пожарах спасено 84 394 человека и материальных ценностей на сумму более 46,8 млрд. рублей.

4 станция. Основные правила поведения во время пожара.

А) Работа в группах.

- Составьте памятку « Твои действия во время пожара». (5-7 минут)

Б) Проверка задания.

В) Рассматривание слайдов №18-24. Дополнение памяток.

Г) Чтение окончательного варианта памятки по цепочке. (Учитель каждому ребенку дает памятку.)

Памятка.

Твои действия при пожаре:

  1. Если огонь небольшой. Можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

  2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону « 01» или попроси об этом соседей.

  3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

Знает каждый гражданин этот номер «01».

Если к вам придет беда – позвони скорей туда.

А если нет телефона – позови людей с балкона.

  1. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма.

Запомнить и взрослым необходимо:

Чаще в пожарах гибнут от дыма.

  1. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

  2. Ожидая приезда пожарных. Не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

  3. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Физкультминутка.

5 станция. Работа, выполненная на отлично.

Слайды № 24-26.

Спасение людей на пожаре, оказание им быстрой помощи, охрана материального достояния - священный долг каждого работника пожарной охра­ны.

Для успешного тушения пожара необходимы вода или пена, ог­нетушащий порошок или инертный газ, противодымный противогаз или теплоотражательный костюм, лестница для спасения людей, приспо­собление для вскрытия конструкций здания, чтобы проникнуть к очагу горения. Десятки приборов, инструментов и различного рода приспособлений требуются пожарному для успешной борьбы с огнем, дымом, испепеляющей жарой, и всегда он дол­жен сохранять высокую работоспособность, быстроту, выдержку, хлад­нокровие.

Чаще всего тактические задачи пожарным приходится решать силами дежурного караула - этого основного тактического подразделения в бо­евой работе пожарных. Караул постоянно готов к выезду на пожар. На сборы по тревоге всему личному составу караула отводится очень жесткое время - сорок - пятьдесят секунд. За это время пожарные должны надеть боевую одежду, занять свои места на машинах, получить от диспетчера адрес пожара, вые­хать к месту тушения.

Рассказ ребят о пожарных (2,3 выступления.)

Профессия пожарного очень опасна. Хочется сказать им большое спасибо за спасенные жизни, за работу, выполненную на «5».

IV Рефлексия.

- Что нового вы узнали на занятии?

- Какие вопросы возникли по данной теме?

- Где будете искать ответы на возникшие вопросы?

- Какой вклад внесли в подготовку занятия. Проведение?

- Какая форма работы вам понравилась?

- Дайте оценку занятия.

Литература:

  1. Журнал «ОБЖ», октябрь 2004 г, с.39-40;

  2. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», январь 2010, с.14;

  3. Материалы портала МЧС Российской Федерации.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Занятие по противопожарной тематике. Цель: в форме путешествия дать возможность учащимся больше узнать о становлении пожарной охраны России и об основных правилах безопасности. Задачи: 1)познакомить с историей развития и структурным построением пожарной охраны России; статистикой; правилами поведения во время пожара; значимостью профессии пожарного. 4)развивать познавательную активность; мышление, речь, воображение; 5)воспитывать ответственность за жизнь окружающих людей и свою жизнь.
0 ₽
Тип урока: по основной дидактической цели: изучение нового материала по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный. Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека. Задачи: 1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи; 2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания; 3. Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока. Формирование УУД Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе. Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
0 ₽