Тема: Художественные эксперименты в области звукорежиссуры и их влияние на развитие массовой музыкальной культуры в Западной Европе во второй половине XX столетия
Автор: Клянченко Мария Сергеевна
Место работы: СПб ГБУ ДО «Детская школа искусств «Охтинский центр эстетического воспитания», г. Санкт-Петербург
Должность: преподаватель
В современном мире профессия звукорежиссер играет важную роль в формировании и развитии современной культуры. Так как процесс создания звуковых художественных образов касается многих сфер деятельности: культуры и искусства, средств массовой информации, производства мультимедиа продуктов и пр.
Под художественными экспериментами будем понимать попытку использования новых приемов сообщения специфических качеств звуковому образу в процессе записи, пространственной организации и обработки различных звуковых компонентов фонограммы.
Изучение и понимание экспериментов первопроходцев музыкальной звукорежиссуры представляется нам очень важным аспектом, так как поставленные специалистами прошлого опыты существенно обогатили современный художественный язык и спектр выразительных средств, а также способствовали возникновению новых течений, стилей и жанров.
Также следует заметить, что исследований, посвященных художественным вопросам звукорежиссуры, значительно меньше, чем работ, связанных с освещением технической стороны процесса звукозаписи. Поэтому изучение наиболее ярких экспериментальных приемов звукозаписи еще раз доказывает творческую природу этого процесса, подтверждает статус звукорежиссуры как одного из направлений музыкального искусства.
Массовая музыкальная культура и звукорежиссура развивались в тесном взаимодействии. На наш взгляд, самые яркие художественные эксперименты XX века в области звукорежиссуры были связаны именно с массовой музыкальной культурой.
В ходе исследования данной темы был сформулирован феномен звукозаписи вXX веке. На наш взгляд он заключается в следующих положениях:
− возможность создавать новое качество художественного произведения, но не в «потенциальной» форме нотной записи, а в «актуальной» форме − исполнительской.
− возникновение совершенно иной дистанции между слушателем, композитором и исполнителем. Запись обращается к слушателю гораздо более непосредственно и индивидуально, чем это может сделать артист, обращаясь со сцены к совокупности слушателей.
− процесс распространения музыки почти в каждую точку мира. К началу 1980-х гг. данное явление достигло своей вершины развития, когда большая часть людей в мире слышала и знала музыку «западных» музыкантов.
Также нами была выявлена одна из ключевых концепций создания музыкальных произведений массовой культуры. Данная концепция заключается в создании виртуальной звуковой картины. Звукорежиссер, композитор, исполнители получили доступ к огромному арсеналу средств музыкальной выразительности, которые могут быть реализованы в композиции с помощью программных технологий, а выбор того, какие особенности подчеркнуть, а какие проигнорировать или смешать вместе, является ключевым творческим процессом в создании фонограмм. Данный подход используется для усиления музыкального смысла произведения, или даже создания нового.
Существуют различные технические протоколы оценки фонограмм (испытательный протоколOIRT). Однако они удобны в работе конкурсных жюри, студентов-звукорежиссеров. В нашем же исследовании необходимо было оценивать не качество исполнения, или погрешности записи, а специфические стилевые и жанровые особенности, что позволяло охарактеризовать звучание как новаторское.
Перечислим параметры, которые являлись важными для нас при оценке:
Историческая эпоха, жанр
Музыкальный баланс - параметр, характеризующий громкостное соотношение виртуальных источников звука. МБ связан с плановостью, потому что более тихие инструменты воспринимаются нами более спрятанными в пространство фонограммы, а более громкие наоборот.
Форма виртуального пространства, размещение источников звука по панораме. Что обеспечивает возникающее у слушателя ощущение объема помещения. Звукорежиссер может создать уникальное виртуальное звуковое пространство, или же наоборот подчеркнуть реальное.
Тембральные характеристики - частота
Динамические характеристики
Предлагаем рассмотреть следующие наиболее яркие художественных экспериментов звукорежиссуры на конкретных примерах.
Композиция«Tommorow never knows»группыThe Beatles
Песня состоит из вступления, двух куплетов - в одном 3 строфы, в другом 4 строфы. Два куплета разделяет соло.
Вступление и соло.
В данной композиции прослеживается сильное влияние индийской музыки. В самом начале вступления мы слышим звучание ситара. А также в тембре бас−гитары присутствует звучание тембра тамбуры. Тамбура это также индийский инструмент, не имеющий ладов, он используется в роли бурдона- тянущийся тон. Именно он придает звучанию баса «гудящий» характер.
Также мы можем слышать необычные звуковые эффекты, которые звучат вместе с бас-гитарой и ударными. Группа использовала около 16 коротких пленок с записанной на них музыкой и звуковыми эффектами. Они использовались в различных местах песни как непрерывно повторяющиеся магнитофонные петли. Петли воспроизводились меллотроном – электромеханическим клавишным инструментом, каждая клавиша которого была соединена с лентопротяжным механизмом. Этот инструмент производил такие манипуляции, как ускорение, реверс, наложение коротких записей друг на друга. Например, мы слышали «звук чайки», который получился из записи смеха, которую впоследствии ускорили, также обрабатывались записи других инструментов − звучания скрипок, флейт. Ситар также звучит наоборот.
Послушаем соло гитары. Оно выходит на первых план из гущи всех звуковых эффектов, ускоренных, звучащих в прямом направлении или наоборот. Само соло тоже звучит реверсивно, и находится строго в правом канале.
Далее рассмотрим разницу вокала в 1 и 2 куплете. В 1 куплете мы слышим легкую задержку в вокале. Это была новая для того времени техника искусственного двойного трекинга. Голос Леннона был сначала записан, а затем его копия добавлена в микс с небольшой задержкой.
Во втором куплете мы слышим искажением и как будто ощущение размножение голоса. Это было достигнуто с помощью динамика Лесли. Дональд Лесли инженер американский изобрел динамик после того, как в 1940-х годах купил электрический орган Hammond, который разочаровал его. Он хотел получить вибрирующий, воющий звук трубного органа.. В нем использовались. два динамика, расположенных на разных уровнях. Один из них был высокочастотным и вращался вокруг фиксированной точки высоко в корпусе. Другой был более низким и басовым, внутри вращающегося барабана с небольшой точкой выхода звука. Леннон хотел, чтобы его голос звучал как пение сотни тибетских монахов.
Композиция«Money» группы PinkFloyd
Композиция состоит из вступления и трех куплетов. После первых двух куплетов следует соло тенор саксофона, затем три соло электрогитары. После звучит 3 куплет и кода. У композиции необычная форма для рок-музыки, большой объем занимают инструментальные части. Также необычный размер 7-4.
Песня начинается со стереоэффекта во вступлении, когда из правого в левое ухо плавно переходит треск и звон кассового аппарата. Звон монет, звучащий в песне, был первоначально записан Ником Мейсоном и Роджером Уотерсом, барабанщиком и бас-гитаристом группы, в их домашних студиях. Ник Мейсон записал звучание монет с просверленными отверстиями, нанизанных на нить — эта запись была закольцована петлей. Роджер Уотерс записал звучание монет, крутящихся в чаше. Звук рвущейся бумаги был записан музыкантами в студии. Из фонотеки студии был заимствован только звук открывающихся кассовых аппаратов. То есть происходило использование отрывков записанного аудио в новом произведении. Этот материал закольцовывался, мог обрабатываться эффектами. В современном понятии это было «сэмплированием».
Далее обратимся к гитарному соло. Оно состоит из трех частей, также в нем происходит смена размера на 4/4. Возникает вопрос почему происходит деление соло, исполняемого одним музыкантом на одном инструменте.
Первое гитарное соло было записано с использованием двойного трекинга в реальном времени. Гитарист Дэвид Гилмор исполнил два почти одинаковых соло, которые записали на две разных дорожки многодорожечного магнитофона. Мы можем слышать легкую рассинхронизацию звучания. Также мы можем слышать присутствие реверберации, то есть отражение звуковых волн от поверхностей помещения.
Альбом«The dark side of the moon» записан с помощью железном аналоговом пластинчатом ревербераторе «Plate EMT 140». Металлические пластины расположены параллельно друг другу. На одной пластине расположен источник, а на другой приемник звука. Положения пластин могли менять для достижения разного эффекта реверберации.
На втором соло электрогитары все эффекты реверберации и эха полностью отключены, создавая ощущение игры всего четырех музыкантов в маленькой комнате. Таким образом на втором соло менялось пространство записи. Для такого звучания все музыканты аккомпанировали на соло Гилмора мягко и тонко, как будто существовала одна гитара, играющая очень разряжено. Также во втором соло лидирующая гитара панорамирована строго в левый канал.
Таким образом анализ наиболее ярких примеров экспериментов в популярной музыке позволил сделать выводы о влиянии инноваций в области звукорежиссуры на массовую музыкальную культуру, а также культуру в целом:
Развитие и усовершенствование процесса создания звукозаписей в области массовой музыкальной культуры ознаменовало появление музыки, которая не могла быть исполнена в реальности.
Художественные эксперименты в области звукорежиссуры повлияли на рождение новых жанров и направлений в массовой музыкальной культуре. Например, многие стили электронной музыки: эмбиент, «EDM» и пр., которые не могут существовать вне программных средств.
Появление уникальных музыкальных композиций, созданных с помощью звукозаписи, привело к тому, что концертное исполнение перестало быть первичным способом трансляции музыки.
Можно сделать предположение, что появление сервисов онлайн вещания для распространения музыки также явилось следствием развития технологий звукозаписи.
Глобальное распространение звукозаписей сделало доступной любую музыку в любой точке мира. Однако, этот же факт привел к некоторой унификации музыкальных стилей и жанров. Появилось понятие «образца» и «эталона» звучания того или иного музыкального направления.
В процессе формирования подходов к созданию фонограммы в области массовой музыкальной культуры произошла трансформация роли исполнителя и композитора, а также актуализировалась проблема определения авторства.