Сценарий квест-игры
«Я - гражданин»
Разработчики:
ГизетдиноваЗ.Р. – учитель истории и обществознания МОУ «МГМЛ при МГТУ им. Г.И. Носова»
Подольская И.А.- кандидат педагогических наук, доцент,
учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №1» города Магнитогорска
г. Магнитогорск
2024 г.
Актуальность. В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том,что Россия является правовым государством, следовательно, права граждан являются наивысшей ценностью . Несовершеннолетние не являются исключением, поэтому и их права также являются ценностью правового государства.
Знание несовершеннолетними гражданами своих прав и выполнение обязанностей является залогом их гражданственности, ответственности, правового сознания и правомерного поведения, а также самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К сожалению, не все гражданев нашем государствезнаютсвоиправа,иневсевыполняютсвоиобязанности,а тем более несовершеннолетние.
Цель квест-игры: повышениеправовойграмотностинесовершеннолетнихпосредством игровых образовательных технологий (на примере квест-игры «Я-гражданин»).
Изучить специфику правиобязанностей несовершеннолетних,
Проанализироватьнормативно-правовыеакты, регламентирующие права несовершеннолетних,
Разработать и апробировать научно-познавательную квест-игру, направленную наповышение правовой грамотности несовершеннолетних «Я - гражданин».
Объектисследования:права и обязанности несовершеннолетних
Предметисследования:игровые технологии как способформированияправовойкультуры (знание прав и обязанностей) несовершеннолетних.
Теоретическая значимость проекта: систематизированный материал поможет в подготовке к ЕГЭ по блоку «Право», а также может быть использован на уроках по правовым и обществоведческим дисциплинам.
Практическая значимость: разработанная нами квест-игра поможет педагогу определить уровень знаний по теме «Права и обязанности несовершеннолетних», скорректировать работу по повышению правовой грамотности у подростков.
.
Для того, чтобы восполнить знания несовершеннолетних о правах и обязанностях, которыми ониобладают,необходимоорганизоватьпроведение квест-игры для учеников с 8 по 9 класс, тематикой которой будет «Я-гражданин». Цель проведения квест-игры, расширить знания несовершеннолетних о понятиях «права» и «обязанности», и во внеурочной деятельности рассказать о перечне и сущности прав, которыми они обладают и какие обязанности должны выполнять. В ходе этого мероприятия ученики будут ознакомлены с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми документами.
Цель мероприятия: формирование правовой культуры обучающихся посредством игровых образовательных технологий (квест-игры).
Изучить,закрепитьилиповторитьвходеигрыполученныеправовыезнания;
Сформироватьпредставлениеозначимостиправовыхзнанийв повседневной жизни;
Развитьсамостоятельностьикритичностьсужденийобосновных сферах жизни общества, защите прав человека;
Сформироватьвысокуюправовуюкультуру.
Материально-техническоеобеспечение:ноутбукисвыходомвсеть Интернет, проектор, грамоты, благодарственные письма.
Вшкольноминформационно-библиотечномцентребудетзадействованаIT-зона (ноутбуки с выходом в сеть Интернет), так как участникам квеста необходимо предоставить свободный доступ к ресурсам Президентской библиотеки им Б.Н. Ельцина, а также могут понадобиться ресурсы электронной библиотеки ЛитРес:школа.
Квест игра разработана на платформе Google с использованием образовательной платформы LearningApps.org. Участникам необходимо решить пять заданий и собрать кодовую фразу, пройти гугл-опрос, где указать загаданную фразу.
Ссылка на игру: https://sites.google.com/view/ffi4/%D0%B2%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Участникам необходимо соотнести нормативный правовой акт, связанный с правами ребенка, и год его принятия.
Декларация ООН о правах ребенка — 1959 год.
Конвенция ООН о правах ребенка — 1989 год.
Конституция РФ — 1993 год.
Гражданский Кодекс РФ — 1994 год.
Семейный Кодекс РФ — 1995 год.
ФЗ "Об дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" — 1996 год.
ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" — 1998 год.
Трудовой Кодекс РФ — 2001 год.
ФЗ "Об опеке и попечительстве" — 2008 год.
ФЗ "Об образовании в РФ" — 2012 год.
Ссылка на задание:https://learningapps.org/watch?v=pagjkcf9n21
Задание проверяет знание участниками порядка появления своих прав. Участникам предоставляются права и возраст, с которого они появляются учеловека.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства — с рождения.
Право совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации — с 6 лет.
Право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью — с 10 лет.
Право получить паспорт гражданина Российской Федерации — с 14 лет.
Право управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля — с 16 лет.
Становится полностью дееспособным — с 18 лет.
Задание3.«Праваиобязанностинесовершеннолетних»
Ссылка на задание:https://learningapps.org/watch?v=p64xdpta321
Проверяется пониманиеучастникамиразличиймеждуправамииобязанностями.
Права:
- иметь на праве собственности имущество
- совершать мелкие бытовые сделки
- на участие в детском общественном объединении
- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства
- давать согласие на изменение своего гражданства
- быть признанным полностью дееспособным
Обязанности:
- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах
- соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины
- соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения
- выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством
- встать на воинский учет
Задание4.«СтатьиКонституцииРФ»
Ссылка на задание:https://learningapps.org/watch?v=pmcgomrfa21
УчащимсяпредлагаетсязаполнитьпропускивстатьяхКонституцииРоссийской Федерации, касающихся прав ребенка в РФ.
1 – ребенком.
2 — 18-летнего.
3 — совершеннолетия.
4 — жизнь.
5 — выживание.
6 — развитие.
Задание5.«Кроссворд»
Ссылка на задание:https://learningapps.org/watch?v=pjb6dqz0j22
Кроссвордсодержитслова,которыепомогутразвитьлексическийсловарь для повышения правовой культуры школьников.
По вертикали:
1. Паспорт
2. ребенок
4. дееспособность
5. права
6. правоспособность
7. Конституция
9. Конвенция
По горизонтали:
3. гражданин
8. подросток
10. совершеннолетие
11. правонарушение
12. семья
13. право
14. образование
Заключение
Дети так же, как и взрослые, наделены правами и обязанностями. Но особенность прав и обязанностей ребенка заключается в том, что они появляются постепенно, по мере взросления ребенка. Это сделано для плавной интеграции несовершеннолетних во взрослый мир со всеми его правилами и условностями. В данном проекте была рассмотрена история появления прав ребенка, а также различные нормативные правовые акты по правам ребенка. Продуктом проекта стала правовая квест-игра «Я-гражданин», разработанная для учащихся 8 и 9 классов.
Конвенцияоправахребенка:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
Декларацияправребенка:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
КонституцияРФ:
https://www.prlib.ru/item/1300251
СемейныйКодекс РФ:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102038925
ТрудовойКодексРФ:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102074279
ГражданскийКодексРФ:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033239
Федеральный законот24июля1998№124-ФЗ«Обосновныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации»:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102054607
Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке ипопечительстве»:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102121401
Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
http://government.ru/docs/all/96242/
Федеральныйзаконот29.12.2012№273-ФЗ«ОбобразованиивРФ»:
https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/
1