Пучкин Михаил Борисович,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа" города Красноярска
«Я - Инвестор»
практикориентированное занятие для обучающихся 10-11 классов
В современном мире профессии, связанные с финансовым сектором и инвестициями – достаточно востребованы на рынке труда. Финансисты, инвесторы требуются в разных секторах экономики – в государственном и муниципальном управлении, государственных и частных корпорациях, малом и среднем бизнесе.
Методическая разработка занятия «Я - Инвестор» нацелена на практикориентированное погружение обучающихся 10-11 классов в профессию инвестора, расширение и углубление представлений в области инвестирования.
Задачи:
-изучить современные тенденции в области инвестирования;
-определять личностные качества, навыки и знания, необходимые для овладения профессией инвестора;
-сформировать некоторые навыки проектирования по инвестированию собственных средств.
План занятия
Беседа диалог "Инвестор. Финансы. Инвестиции"
Практическая игра "Все о профессии инвестора"
Проектирование оптимального инвестиционного портфеля
Рефлексия
Ход занятия
Беседа диалог "Инвестор. Финансы. Инвестиции"
В постиндустриальную эпоху развития общества сфера услуг, в том числе финансовых, приобретает особую значимость. Специалисты в финансовой сфере востребованы, а их труд хорошо оплачивается. За счёт развития информационных технологий ширится и спектр специальностей, связанных с финансовой сферой и инвестициями. Это развивающееся и очень перспективное направление при выборе будущей профессии.
Обучающимся предлагается пояснить значение поговорки: «Финансы – кровь экономики!» (благодаря финансам, в любом обществе успешно функционирует экономика, потребители получают качественные товары и услуги, производители получают прибыль от предпринимательской деятельности, а государство – налоги на выполнение своих функций)
Обучающимся предлагаются к обсуждению следующие вопросы:
-кто такой инвестор? (специалист, работающий в области финансовых инструментов, таких как: акции, облигации, депозиты, кредиты и займы, страховки)
-что такое инвестиции? (вложение денег в различные активы с целью получения
прибыли или дохода в будущем, которые могут осуществляться в ценные бумаги, недвижимость, бизнес, драгоценные металлы, облигации, иные активы, а также могут быть долгосрочными или краткосрочными, рискованными или безрисковыми, где каждый вид инвестиций имеет свои особенности и потенциальную доходность)
-с помощью чего человеческий капитал превращается в финансовый? (с помощью грамотного инвестирования)
Практическая игра "Все о профессии инвестора"
Обучающимся предлагается заполнить таблицу по определению личностных качеств, навыков и знаний, необходимых для овладения профессией инвестора
качества | знания | навыки | нормативные акты |
внимательность, целеустремленность, умение самостоятельно принимать решения, ответственность, настойчивость, независимость (наличие собственного мнения) | основы функционирования финансового рынка, основные методы оценки результатов деятельности компаний, порядок оценки рисков инвестирования, ценные бумаги и их характеристики нормативные и подзаконные акты, регламентирующие работу финансового рынка; | обладать стратегическим мышлением, составлять финансовую модель, подбирать финансирование, оценивать риски нести ответственность за нарушения в финансовой сфере. | Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации»; Федеральный закон «О рынке ценных бумаг в Российской Федерации»; Гражданский кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации. |
Одним из самых удачливых инвесторов в истории считается Джорж Сорос, который на валютных операциях с английской валютой сумел заработать более $1 млрд. Не менее известными мировыми инвесторами принято также считать Уоррена Баффетта, Джона Богла, Рея Далио, Джона Темплтона и Уильяма Шарпа. Эти люди за долгие годы, путём постоянного и постепенного инвестирования, начиная с небольших сумм, сумели сколотить многомиллиардные состояния. Секрет успешного инвестирования у них у каждого свой, но объединяет их одно – это умение разбираться в финансах, проводить анализ экономической ситуации и трезво оценивать риски.
Проектированиеоптимального инвестиционного портфеля
Обучающимся предлагается выбрать материалы, необходимые для проектирования собственных инвестиций (бумагу, ручку, таблицу с информацией о финансовых инструментах).
Сведения о доходности и уровне риска инвестиционных инструментов
№ п/п | Наименование инвестиционного инструмента | Доходность, % в год | Уровень риска, % |
1 | Акции Сбербанка России | 15 | 15 |
2 | Облигации государственного займа | 10 | 5 |
3 | Депозит «Газпром Банка» | 12 | 7 |
4 | Займы частным клиентам (краудфандинг) | 30 | 25 |
5 | Биржевые товары (золото, серебро) | 25 | 20 |
6 | Криптовалюта (биткойн) | 45 | 40 |
При проектировании оптимального инвестиционного портфеля, следует учитывать. что не существует «правильных» решений и каждый инвестор формирует свой инвестиционный портфель исходя из своих знаний, умений, опыта, интуиции, уровня принятия риска. Самое важное – это функциональный алгоритм работы, последовательное выполнение определенных действий, приводящих к желаемому результату.
Обучающимся предлагается:
- составить оптимальный алгоритм по проектированию инвестиций;
- рассчитать доходность по каждому из предложенных вариантов инвестирования;
- произвести оценку рисков инвестирования по каждому из предложенных вариантов;
- выбрать оптимальную структуру инвестиций, исходя из соотношений доходной/уровень риска;
- представить наглядно результаты расчётов;
-сделать выводы о формировании оптимального инвестиционного портфеля, презентовать их.
Рефлексия
Обучающимся предлагается ответить на вопросы:
- какими качествами должен обладать инвестор?
- в чем заключается работа инвестора?
- какие инвестиции вы считаете наиболее надёжными и почему?
- какие инвестиции вы считаете наиболее рискованными и почему?
-как связаны доходность и рискованность инвестиций?
Используемые Интернет-ресурсы
https://dzen.ru/a/ZGc46lEJx1PmqyrR
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-aktualnost-investitsionnyh-vlozheniy-v-sovremennyh-tendentsiyah?ysclid=lvbrwa9ijg991924376