Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Конспекты
  3. "ЯМАЛ-мой край родной"

"ЯМАЛ-мой край родной"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЯМАЛ – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» Цель: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Задачи: • дать знания о богатстве родного края;

Предметы

Конспекты

Категория

Конспекты
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Д ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Городской Дворец творчества «Академия талантов»

(МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

«ЯМАЛ – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Целевая аудитория: 7-10лет

Подготовила:

Фёдорова Наталья Станиславовна,

педагог дополнительного образования

г. Новый Уренгой, 2024

Пояснительная записка

Программа «Мир вокруг нас» туристско-краеведческой направленности, предназначена для изучения основ краеведения и реализует национально-региональный компонент. Богатейший материал о крае позволит нынешним школьникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает два компонента государственного образовательного стандарта: федеральный и национально-региональный.

Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели.

Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

Актуальностьданной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью.

Образовательная программа: «Мир вокруг нас»

Целевая аудитория: 7-10 лет

Место проведения: МОК «Аркториум».

Тема:«ЯМАЛ – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Цель: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям ЯНАО.

Задачи:

Образовательные:

- Изучение истории и природы своего родного города.

  • познакомить детей с природным богатством родного края, с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

-Включение учащихся в практическую поисково- исследовательскую деятельность.

Воспитательные:

  • воспитать уважительное, бережное отношения к культурно-историческому наследию своего края;

  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: уважение, любовь, доброта, честность, сострадание, взаимопомощь, выработанных в народной культуре.

Развивающие:

- развитие личностных качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой родного края и эмоционально доброжелательного отношения к ней.

Тип занятия: комбинированное.

Методы и приемы: словесные – беседа;наглядные – просмотр презентации;практические – разгадывание кроссворда.

Формы и методы организации обучающей, развивающей, воспитательной деятельности воспитанника:(индивидуальные, групповые)

  • Самостоятельная творческая работа.

  • Работа по технологическим картам, индивидуальным карточкам.

  • Учебные игры, упражнения.

  • Мастер-класс (театрализованное представление)

Способы проверки ожидаемых результатов.

  • Тестирование в начале и в конце учебного года.

  • Контрольно-творческие задания.

  • Упражнение.

  • Соревнования.

  • Конкурсы.

Педагогические технологии:

  • игровые педагогические технологии способствуют расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков;

  • технология личностно-ориентированного обученияи воспитания призвана максимально развить индивидуальные познавательные способности ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта;

  • интерактивные технологии обучения, в которых учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают;

  • информационные технологии дают возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяют осуществлять гибкое управление учебным процессом, что способствует эффективному усвоению учебного материала, повышают интерес детей к предмету, благодаря наглядности и образности предоставленной информации;

Технические средства обучения:Аудиоаппаратура, компьютер, видеопроектор, подборка слайдов.

Дидактические материалы: Гербарии лекарственных растений ЯНАО.

Фотографии животных родного края

Структура занятия:

Этапы занятия

Время

Подготовительный (орг. момент)

5 минут

Основной этап.

30 минут

Заключительный

5 минут

Всего

40 минут

Алгоритм учебного занятия

Блоки

Этапы

Этап учебного

занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Основной

2

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей

3

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов,

которые активизируют познавательную деятельность детей

4

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

5

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно

детьми

6

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Итоговый

7

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

8

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности,

психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы,

содержания и полезности учебной работы

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап.

1.Организационный момент Педагог: Добрый день, дорогие ребята! мы приветствуем всех, кто сегодня с нами. Мы начинаем наше сегодняшнее занятие, чтобы убедиться, что вы знаете и любите историю родного края. Сегодня, ребята, у нас будет не простое занятие, а интересное путешествие по трем царствам, от которых вам нужно будет получить ключи, а для этого вам в течение путешествия будут предложены разные интересные задания и вопросы по направлениям нашей деятельности. Итак, путешествие начинается.

2. Основная часть мероприятия.

Педагог: Ребята скажите, а как называется наша страна?

Дети: Наша страна Россия, Российская Федерация.

Педагог: Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?

Дети: Родной край.

Педагог: это большая или малая Родина?

Дети: это малая Родина.

Педагог: Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?

Дети: Наша малая Родина называется - ЯМАЛ.

Педагог: а точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?

Дети: Ямало-Ненецкий автономный округ.

Педагог: А почему наш округ называется Ямало-Ненецким округом, или как все коротко называют Ямал?

Дети: потому что он расположен на полуострове Ямал.

Педагог: как называется столица Ямала?

Дети: Город Салехард.

Педагог: Много разных районов находится в Ямало-Ненецком автономном округе. (Показываю карту Ямало-Ненецкого автономного округа. Приложение №1)

Педагог: Назовите коренные северные народы, которые проживают на Ямале.

Дети: Ненцы, ханты, селькупы, манси, коми-зыряне.

Педагог: А теперь ребята я вам предлагаю разгадать не большой кроссворд и заодно проверить свои знания. (Раздаётся кроссворд. Приложение №2)

Кроссворд

1. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом белый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Стерх)

2. Эта рыба на Севере обитает

И жителей тех мест питает:

Варить, солить и есть сырым,

Достоинств рыбы сей не счесть. (Муксун)

3.Словно царскую корону, носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный, любит снежные луга. (Олень)

4.Там, где холод, снег и лед,

Этот дикий зверь живет,

Он большой, пушистый белый, белый,

А еще рыбак умелый (Белый медведь)

5.Кто в жестокую пургу,

Роет норку в снегу,

В снежок зарывается,

От холода спасается? (Тундряная куропатка)

6. Всю зиму до самого лета,

В наряд белоснежный одета,

Во тьме она летает,

Вкусных мышек промышляет. (Полярная белая сова)

Педагог: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и за это получаете золотой ключ от самого главного царства Ямал.

- А теперь что бы получить следующий ключ в царство «Растения» нужно узнать про ягоды, которые растут в нашей тундре.

Итак, продолжим наше увлекательное путешествие по Ямалу. Ребята, скажите вы любите ходить в лес за грибами и ягодами?

Дети: Да.

Педагог: Дети, грибы и ягоды в народе называют дикоросами. Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети: потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.

Педагог: правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах.

Педагог: Послушайте красивое стихотворение про лекарственные ягоды, которые растут на Севере.

Тундра, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить,

Я могу вас научить.

Все целебные растения

Знаю я без исключения.

Педагог: А чтобы узнать какие же ягоды растут на Севере, мы разгадаем несколько загадок.

1.Под листом на каждой ветке,

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот.

(Черника)

2.Она ведь севера царица,

Вкусна, красна, ну, просто класс,

Зимой холодной пригодится,

Баланс веществ поддержит в нас.

(Брусника)

3.Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

4.На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка...

(Морошка)

-А теперь я хочу проверить, знаете ли вы тундровые растения, которые на лекарства идут.

Педагог: А от каких болезней лечат эти растения, знаете?

Дети: (морошка, клюква–желудочно-кишечный тракт; ромашка от простуды, воспалительных заболеваний и общеукрепляющее; морошка – кровоостанавливающая и общеукрепляющая; брусника – мочегонная и для понижения температуры).

Педагог: Молодцы ребята! Вы получаете серебряный ключ за царство «Растения».

-Но, чтобы получить следующий ключ в царство животных ЯНАО, мы продолжим играть в игру, которая называется «Составь загадку». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды. (Дети самостоятельно разбиваются на 2 команды).

Педагог: Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки со словами вам нужно составить загадку из этих слов и загадать второй команде.

1-ая команда: живёт он там, где холода,

И ловит рыбу из- под льда.

Он в шубе белой щеголяет,

Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)

2-ая команда: словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Северный олень)

После выполнения задания дети загадывают загадку противоположной команде.

Педагог: Молодцы, ребята! Итак, ребята вы получили бронзовый ключ за царство «Животных Ямала».

3.Подведение итогов.

Педагог: Наше путешествие окончено. Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие?

Дети: Мы путешествовали по родному краю, по Ямалу.

Педагог: - Что мы узнали из нашего путешествия? Где побывали? В каких царствах природы?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: - Вспомните, какой ключ от какого царства?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Что Вам больше всего понравилось?

Педагог: Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, спасибо за ваш труд!

4.Рефлексия.

Прием «Три лица»

Педагог предлагает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Карточки на протяжении всего урока находятся на столах. Обучающимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Список литературы

1.Богданович К. Люди Красного Яра. - Красноярск, 1977.

2. Инновационные проекты в сфере традиционной народной культуры. Опыт Омского региона: Информационно-методический сборник для работников культуры и образования. /Сост. В.Ю. Багринцева. - Омск, 2010.

3. Комисаренко С.С. Культурные традиции русского общества. – М., 2003.

4. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. – М., 1994.

Интернет-ресурсы:

https://yandex.ru/images/search?lr=11230&source=serp&stype=image&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D0%AF%D0%BD%D0%90%D0%9E

Приложение№1

Приложение№2

Кроссворд

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЯМАЛ – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» Цель: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Задачи: • дать знания о богатстве родного края;
0 ₽
распространение опыта работы сетевого проекта этнокультурного образования «Вытерко» через популяризацию и сохранение народных промыслов и ремёсел на примере изготовления ненецкого оберега «Варежка «Нопа»
0 ₽