Д ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Городской Дворец творчества «Академия талантов»
(МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»)
Целевая аудитория: 7-10лет
Подготовила:
Фёдорова Наталья Станиславовна,
педагог дополнительного образования
г. Новый Уренгой, 2024
Пояснительная записка
Программа «Мир вокруг нас» туристско-краеведческой направленности, предназначена для изучения основ краеведения и реализует национально-региональный компонент. Богатейший материал о крае позволит нынешним школьникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает.
Закон РФ «Об образовании» предусматривает два компонента государственного образовательного стандарта: федеральный и национально-региональный.
Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели.
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Актуальностьданной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью.
Образовательная программа: «Мир вокруг нас»
Целевая аудитория: 7-10 лет
Место проведения: МОК «Аркториум».
Тема:«ЯМАЛ – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Цель: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям ЯНАО.
Задачи:
Образовательные:
- Изучение истории и природы своего родного города.
познакомить детей с природным богатством родного края, с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
-Включение учащихся в практическую поисково- исследовательскую деятельность.
Воспитательные:
воспитать уважительное, бережное отношения к культурно-историческому наследию своего края;
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: уважение, любовь, доброта, честность, сострадание, взаимопомощь, выработанных в народной культуре.
Развивающие:
- развитие личностных качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой родного края и эмоционально доброжелательного отношения к ней.
Тип занятия: комбинированное.
Методы и приемы: словесные – беседа;наглядные – просмотр презентации;практические – разгадывание кроссворда.
Формы и методы организации обучающей, развивающей, воспитательной деятельности воспитанника:(индивидуальные, групповые)
Самостоятельная творческая работа.
Работа по технологическим картам, индивидуальным карточкам.
Учебные игры, упражнения.
Мастер-класс (театрализованное представление)
Способы проверки ожидаемых результатов.
Тестирование в начале и в конце учебного года.
Контрольно-творческие задания.
Упражнение.
Соревнования.
Конкурсы.
Педагогические технологии:
игровые педагогические технологии способствуют расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков;
технология личностно-ориентированного обученияи воспитания призвана максимально развить индивидуальные познавательные способности ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта;
интерактивные технологии обучения, в которых учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают;
информационные технологии дают возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяют осуществлять гибкое управление учебным процессом, что способствует эффективному усвоению учебного материала, повышают интерес детей к предмету, благодаря наглядности и образности предоставленной информации;
Технические средства обучения:Аудиоаппаратура, компьютер, видеопроектор, подборка слайдов.
Дидактические материалы: Гербарии лекарственных растений ЯНАО.
Фотографии животных родного края
Структура занятия:
№ | Этапы занятия | Время |
Подготовительный (орг. момент) | 5 минут | |
Основной этап. | 30 минут | |
Заключительный | 5 минут | |
Всего | 40 минут |
Алгоритм учебного занятия
Блоки | Этапы | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности |
Подготовительный | 1 | Организационный | Подготовка детей к работе на занятии | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания |
Основной | 2 | Подготовительный (подготовка к новому содержанию) | Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей |
3 | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей | |
4 | Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием | |
5 | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми | |
6 | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме | Использование бесед и практических заданий | |
Итоговый | 7 | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | Педагог совместно с детьми подводит итог занятия |
8 | Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку | Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы |
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап.
1.Организационный момент Педагог: Добрый день, дорогие ребята! мы приветствуем всех, кто сегодня с нами. Мы начинаем наше сегодняшнее занятие, чтобы убедиться, что вы знаете и любите историю родного края. Сегодня, ребята, у нас будет не простое занятие, а интересное путешествие по трем царствам, от которых вам нужно будет получить ключи, а для этого вам в течение путешествия будут предложены разные интересные задания и вопросы по направлениям нашей деятельности. Итак, путешествие начинается.
2. Основная часть мероприятия.
Педагог: Ребята скажите, а как называется наша страна?
Дети: Наша страна Россия, Российская Федерация.
Педагог: Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?
Дети: Родной край.
Педагог: это большая или малая Родина?
Дети: это малая Родина.
Педагог: Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?
Дети: Наша малая Родина называется - ЯМАЛ.
Педагог: а точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?
Дети: Ямало-Ненецкий автономный округ.
Педагог: А почему наш округ называется Ямало-Ненецким округом, или как все коротко называют Ямал?
Дети: потому что он расположен на полуострове Ямал.
Педагог: как называется столица Ямала?
Дети: Город Салехард.
Педагог: Много разных районов находится в Ямало-Ненецком автономном округе. (Показываю карту Ямало-Ненецкого автономного округа. Приложение №1)
Педагог: Назовите коренные северные народы, которые проживают на Ямале.
Дети: Ненцы, ханты, селькупы, манси, коми-зыряне.
Педагог: А теперь ребята я вам предлагаю разгадать не большой кроссворд и заодно проверить свои знания. (Раздаётся кроссворд. Приложение №2)
Кроссворд
1. Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом белый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Стерх)
2. Эта рыба на Севере обитает
И жителей тех мест питает:
Варить, солить и есть сырым,
Достоинств рыбы сей не счесть. (Муксун)
3.Словно царскую корону, носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный, любит снежные луга. (Олень)
4.Там, где холод, снег и лед,
Этот дикий зверь живет,
Он большой, пушистый белый, белый,
А еще рыбак умелый (Белый медведь)
5.Кто в жестокую пургу,
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (Тундряная куропатка)
6. Всю зиму до самого лета,
В наряд белоснежный одета,
Во тьме она летает,
Вкусных мышек промышляет. (Полярная белая сова)
Педагог: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и за это получаете золотой ключ от самого главного царства Ямал.
- А теперь что бы получить следующий ключ в царство «Растения» нужно узнать про ягоды, которые растут в нашей тундре.
Итак, продолжим наше увлекательное путешествие по Ямалу. Ребята, скажите вы любите ходить в лес за грибами и ягодами?
Дети: Да.
Педагог: Дети, грибы и ягоды в народе называют дикоросами. Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?
Дети: потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.
Педагог: правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах.
Педагог: Послушайте красивое стихотворение про лекарственные ягоды, которые растут на Севере.
Тундра, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Педагог: А чтобы узнать какие же ягоды растут на Севере, мы разгадаем несколько загадок.
1.Под листом на каждой ветке,
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
(Черника)
2.Она ведь севера царица,
Вкусна, красна, ну, просто класс,
Зимой холодной пригодится,
Баланс веществ поддержит в нас.
(Брусника)
3.Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква)
4.На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка...
(Морошка)
-А теперь я хочу проверить, знаете ли вы тундровые растения, которые на лекарства идут.
Педагог: А от каких болезней лечат эти растения, знаете?
Дети: (морошка, клюква–желудочно-кишечный тракт; ромашка от простуды, воспалительных заболеваний и общеукрепляющее; морошка – кровоостанавливающая и общеукрепляющая; брусника – мочегонная и для понижения температуры).
Педагог: Молодцы ребята! Вы получаете серебряный ключ за царство «Растения».
-Но, чтобы получить следующий ключ в царство животных ЯНАО, мы продолжим играть в игру, которая называется «Составь загадку». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды. (Дети самостоятельно разбиваются на 2 команды).
Педагог: Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки со словами вам нужно составить загадку из этих слов и загадать второй команде.
1-ая команда: живёт он там, где холода,
И ловит рыбу из- под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)
2-ая команда: словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (Северный олень)
После выполнения задания дети загадывают загадку противоположной команде.
Педагог: Молодцы, ребята! Итак, ребята вы получили бронзовый ключ за царство «Животных Ямала».
3.Подведение итогов.
Педагог: Наше путешествие окончено. Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие?
Дети: Мы путешествовали по родному краю, по Ямалу.
Педагог: - Что мы узнали из нашего путешествия? Где побывали? В каких царствах природы?
Дети: (Ответы детей)
Педагог: - Вспомните, какой ключ от какого царства?
Дети: (Ответы детей)
Педагог: Что Вам больше всего понравилось?
Педагог: Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, спасибо за ваш труд!
4.Рефлексия.
Прием «Три лица»
Педагог предлагает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Карточки на протяжении всего урока находятся на столах. Обучающимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Список литературы
1.Богданович К. Люди Красного Яра. - Красноярск, 1977.
2. Инновационные проекты в сфере традиционной народной культуры. Опыт Омского региона: Информационно-методический сборник для работников культуры и образования. /Сост. В.Ю. Багринцева. - Омск, 2010.
3. Комисаренко С.С. Культурные традиции русского общества. – М., 2003.
4. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. – М., 1994.
Интернет-ресурсы:
https://yandex.ru/images/search?lr=11230&source=serp&stype=image&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D0%AF%D0%BD%D0%90%D0%9E
Приложение№1
Приложение№2
Кроссворд