Тема: Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Цель: познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Задачи:
Продолжить работу над решением задач;
Создать условия для развития навыков устного счёта;
Закрепления знаний состава изученных чисел;
Развивать внимание, наблюдательность;
Прививать интерес к математике.
Планируемые результаты (предметные):
- уметь находить в тексте задачи условие и вопрос, объяснять выбор действий;
-ориентироваться в понятиях «увеличить (уменьшить) на …»;
-решать простые задачи: на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц.
Метапредметные результаты (УУД):
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно (уметь самостоятельно планировать, контролировать и оценивать свою собственную деятельность).
Коммуникативные:
- анализировать информацию;
-передавать информацию (устным, письменным, цифровым способами);
- уметь слушать одноклассников и учителя, вступать с ними в диалог.
Познавательные:
-уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- ставить вопросы, формулировать свои затруднения.
Личностные: проявляют познавательный интерес, принятие образа «хорошего ученика».
Оборудование: предметные картинки, иллюстрации к задачам.
Ход урока:
1.Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Ребята, сегодня у нас с вами в классе гости! Улыбнитесь им. Скажите, на какой урок попали наши гости? (математика) А чему мы с вами учимся на уроках математики? (считать, решать примеры, решать задачи).
- На каждом уроке математики вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий будет становиться все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, мы с вами сделаем еще одно маленькое, но важное открытие.
2. Устный счет
Игра «Веселый мяч»
- У меня в руках мяч, а это значит, что мы будем работать с лентой цифр.
- Назовите число, которое следует за числом 5, 7, 9.
- Назовите число, которое предшествует числу 3, 6, 8.
- Назовите соседей числа 2, 6, 9.
-Молодцы!
-Я приглашаю вас на земляничную поляну, но она не простая, а математическая, найдите значение выражения и прочитайте его несколькими способами.
3+2=5-1=4+2=6+1=7-2=5
- Над земляничной поляной летает много насекомых, вы узнали их? (муха, оса, пчела).
- Так как поляна математическая и насекомые пришли к нам с заданием. Послушайте:
- Муха летит выше, чем оса, но ниже, чем пчела.
- Кто летит выше всех? (пчела)
- Кто может расположить рисунки так, чтобы они соответствовали нашей задаче? (пчела, муха, оса).
-Молодец!
3. Самоопределение к деятельности
- Увеличьте:
5 на 1 (6)
3 на 2 (5)
4 на 1 (5)
2 на 2 (4)
- Что мы сейчас делали с числами? (увеличивали). Что значит увеличить? (прибавить, сделать больше).
-Уменьшите:
5 на 2 (3)
8 на 1(7)
6 на 2 (4)
4 на 1 (3)
- Что мы сейчас делали с числами? (уменьшали). Что значит уменьшить? (вычесть, сделать меньше).
4. Сообщение темы урока и определение целей
- Прочитайте тему сегодняшнего урока:
Задачи на увеличение и уменьшение
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (решать задачи на увеличение и уменьшение).
5. Работа по теме урока
- Для начала предлагаю вспомнить, чем задача отличается от рассказа?
- Послушайте внимательно:
Катя взяла в библиотеке 3 книги со сказками и 2 книги со стихами. Все книги очень интересные.
- Это задача? (нет) Почему? (нет вопроса).
-Можно ли этот рассказ превратить в задачу? (да) Как? (добавить вопрос).
-Кто сможет превратить этот рассказ в задачу? (Катя взяла в библиотеке 3 книги со сказками и 2 книги со стихами. Сколько всего книг Катя взяла в библиотеке?)
- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
-Есть в нашей задаче условие? (да). Назовите его!
-Есть в задаче вопрос? (да). Назовите его!
- Можем записать ее решение? (да). Как? (3+2=5 к.)
- Что нам осталось сделать? (записать ответ)
-Как будет звучать ответ? (Катя взяла в библиотеке 5 книг).
6.Физкультминутка.
7.Продолжение работы по теме урока
- Откройте учебник на странице 96.
- Найдите задачу №1, прочитайте ее для себя, приготовьтесь прочитать вслух.
-Какие составные части задачи вы прочитали? (условие и вопрос)
- Кто готов прочитать условие задачи всему классу?
- Кто готов прочитать вопрос задачи всему классу?
- Как вы понимаете выражение «на 2 больше»? (столько же, да ещё 2)
- Если, "ещё 2", то каким действием нужно решать задачу? (сложением)
- Запишем решение задачи в наши тетради!
4+2=6 (т.)
Ответ: 6 т.
- Ребята, прочитайте задачу №2 для себя.
- Кто сможет повторить условие задачи?
- Повторите, пожалуйста, вопрос задачи?
- Как вы думаете, каким действием нужно решать задачу? (вычитанием) Почему? (на 2 меньше).
- Запишем решение задачи в наши тетради!
5-3=3 (к.)
Ответ: 3 к.
8. Физкультминутка
9. Закрепление изученного материала
-Объединитесь в группы.
-Найдите задание №3 в учебнике. Девочки работают с рисунком с вишней, мальчики – с рисунком с помидорами. Вам нужно прочитать задачу и назвать все ее составные части – условие, вопрос, решение и ответ. Посоветуйтесь, как только будете готовы – поднимите руку.
(проверка).
-Садимся на места!
10. Геометрический материал.
- Посмотрите внимательно на картинку, которая изображена на ст 97. Найдите и назовите все предметы, которые похожи на геометрические фигуры. Не забудьте, объяснять свой ответ.
11.Игра «Магазин»
- Представьте, что вы пришли в магазин. В кошельке у вас монеты, которые нарисованы на с. 97. Вам нужно купить шарик, он стоит 8 руб, ваша задача отдать продавцу деньги за шарик без сдачи.
- Даю вам время подумать, постарайтесь сделать так, чтобы ваша комбинация монет отличалась от комбинации других ребят.
(покупаем шарики)
12.Итог урока
- Какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Чему мы учились сегодня на уроке?
- Научились ли мы решать задачи на уменьшение и увеличение?
- Что было трудным?
-Что понравилось больше всего?
13.Рефлексия
- Поднимите руку те, у кого сегодня на уроке все – все получалось, кому было все понятно.
- Поднимите руку, кого что-то не получилось и возникали трудности, еще осталось что – то непонятным.
- Поднимите руку те, кому совсем было непонятна тема урока.
- А теперь посмотрим на ваше настроение в конце урока.
Хорошее (палец вверх)
Нормальное (палец посередине)
Плохое (палец вниз)
- Вот и у меня замечательное настроение. Спасибо вам за урок! Вы молодцы!