Заданияшкольного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии
(5-6 класс)
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ
5-6класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по географии отводится 45 минут. Работа состоит из 20 заданий тестового тура и 2 заданий теоритического тура.Максимальное количество баллов –64.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
Желаем успеха!
Тестовый тур
Выберите правильный вариант ответа.
1. Первое кругосветное плавание совершил:
1) Христофор Колумб; 2) Фернан Магеллан; 3) Джеймс Кук; 4) Васко да Гама.
2. Укажите, кто первым употребил термин «география»:
1) Пифагор 2) Аристотель 3) Аристарх Самосский
4) Анаксимандр 5) Страбон 6) Эратосфен 7) Птолемей
3. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом:
1) 23,5°; 2) 66,5°; 3) 50°;
4. Что является главной причиной смены дня и ночи?
1) вращение Земли вокруг Солнца 2) вращение Земли вокруг своей оси
3) вращение Луны вокруг Земли
5. Причина образования приливов и отливов:
1) ветер; 2) притяжение вод океана Луной;
3) землетрясения; 4) течения.
6.Название какого материка зашифровано в географическом ребусе?
1) Австралия
2) Лавразия
3) Африка
4) Евразия
7.Температура горных пород с глубиной:
1) увеличивается; 2) уменьшается; 3) не изменяется: 4) зависит от времени года.
8. Причины образования цунами:
1) ветер; 2) притяжение вод океана Луной;
3) подводные землетрясения; 4) течения.
9. Выберите правильное утверждение, в котором указаны материки по мере увеличения их площади:
1) Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия;
2) Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия;
3) Австралия, Антарктида, Южная Америка, Африка, Северная Америка, Евразия;
4) Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Африка, Евразия.
10.Выберите верные утверждения.
1) Земля имеет форму эллипсоида – шара, приплюснутого у экватора.
2) Движение Земли вокруг своей оси называется орбитальным.
3) Время, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца, называется годом.
4) На поверхности Земли в осевом вращении не участвуют полюса.
5) Карта – модель земного шара.
11. Разгадайте загадки. Выберите слово, объединяющее полученные отгадки.
1. Скатерть бела весь свет одела.
2. Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило.
3. Рассыпался горох на семьдесят семь дорог; никто не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица.
1) осадки2) ветер
3) погода4) климат
12. В мультфильме «Зима в Простоквашино» машина Дяди Федора застряла в яме. А как такую форму рельефа показывают на топографических картах?
1)
2)
13. На какой широте расположен город, если расстояние от него до Северного полюса 40 градусов?
1) 40 градусов северной широты;
2) 60 градусов северной широты;
3) 50 градусов северной широты;
4) 40 градусов южной широты.
14.В чём измеряется солёность воды
1.) в граммах
2.) в промилле
3.) в %
4.) в килограммах
5.) в тоннах
15. У людей экваториальной расы
1.) светлая кожа, волосы волнистые.
2.) желтоватый цвет кожи, светлые прямые волосы.
3.) узкий разрез глаз, светлая кожа.
4.) черный цвет кожи, голубые глаза.
5.) темный цвет кожи, черные курчавые волосы, толстые губы, широкий нос.
16.Продолжите предложение.
Каждое утро Маша видит из окна своей комнаты восход солнца. А это значит, что окна комнаты выходят на……
17.Какие части выделяют во внутреннем строении Земли? (от поверхности до центра)
а) мантия, ядро, земная кора, б) ядро, мантия, земная кора,
в) земная кора, мантия, ядро, г) мантия, земная кора, ядро.
18. Какое кругосветное путешествие короче?
1) 100 с.ш.
2) по экватору
3) 500 с.ш.
4) 700с.ш.
19. Расположите объекты по их географическому положению с запада на восток:
А) пустыня Сахара
Б) Атлантический океан
В) г.Анды
Г) о.Новая Зеландия
20. Нулевой меридиан проходит через город:
1. Лондон
2.Париж
3.Берлин
4.Москва
Теоретический тур
Задание 1
Прочтите предлагаемый текст. Замените пропуски в тексте (числа в скобках) словами (существительные, прилагательные), словосочетаниями или числами. Слова могут быть географическими названиями, именами путешественников или понятиями.
География как наука зародилась в Древней (1). В то время учёный (2) доказал шарообразность Земли, а учёный (3) вычислил длину экватора и размеры земного шара. (3) также впервые использовал слово «география». В России к XII в. жители города (4) освоили весь Европейский Север нашей страны и даже перешагнули на восток за (5) горы. Русские поселенцы побережья Белого моря ходили на своих судах – кочах к островам Грумант, в наше время они называются (6). В то время там жили викинги. Ещё в IX–X вв. викинги достигли крупнейшего острова Земли – (7) и восточного побережья материка (8). В Средневековье значительный вклад в развитие географии внесли купцы, среди них венецианец (9), посетивший Китай, и тверичанин (10), который в середине (11) века совершил путешествие в Индию. В 1492 г. под руководством (12) были организованы экспедиции для поиска морского пути в Индию. До конца своих дней (12) так и не узнал, что открыл новый континент. Это стало известно позже в результате экспедиции, в которой участвовал (13). Первое кругосветное плавание в мире возглавил (14), но из пяти судов лишь один корабль под названием (15) в 1522 году вернулся обратно. Первое российское кругосветное плавание в 1803–1806 гг. возглавил капитан (16). А в (17) году на парусных кораблях «Восток» и «Мирный» русские мореплаватели открыли шестой 3 континент – (18). Учёных всего мира манили к себе экстремальные точки земного шара. В 1909 г. американец Роберт Пири покорил (19) полюс. А в 1953 г. новозеландец Э. Хиллари и шерп Норгей Тенцинг достигли высочайшей точки Земли с отметкой высоты (20) метров над уровнем моря. Водружение на вершину флага ООН стало посвящением своей победы всем людям планеты.
Ваши ответы внесите в поле для ответов в единственном числе (кроме тех случаев, когда слова в единственном числе не употребляются, например, Гималаи) и именительном падеже, несмотря на то, что их числа и падежи в тексте иные.
Критерии оценивания: за каждый верный ответ -2 балла. Всего – 40 баллов.
№ | Ответ | № | Ответ |
1 | 11 | ||
2 | 12 | ||
3 | 13 | ||
4 | 14 | ||
5 | 15 | ||
6 | 16 | ||
7 | 17 | ||
8 | 18 | ||
9 | 19 | ||
10 | 20 |
Задание 2
Определите горную породу по её описанию. Ответьте на вопросы. Ответы запишите в именительном падеже словом или словосочетанием.
Это рыхлая горная порода, состоящая из частиц мелкого размера. Происхождение бывает разное – речное, морское. Горная порода может образовывать различные формы рельефа, которые объединяют в особую группу – эоловых. Примером такой формы рельефа являются эоловые холмы в форме полумесяца с видимым гребнем. Другой характерной формой рельефа считаются вытянутые полосы побережья рек или морей, сложенные этой горной породой. Эта горная порода широко применяется в строительстве. Из неё изготавливают бетон, а также – производят прозрачное вещество, получаемое при воздействии на горную породу очень высоких температур, из-за которых эта горная порода расплавляется.
Определите
1. Название горной породы – ____________________________________________________
2. Название подгруппы в классификации по происхождению, к которой относится горная порода – _____________________________________________________________________
3. Название эолового холма в форме полумесяца с видимым гребнем – ________________
4. Название прозрачного вещества, которое изготавливается из описанной горной породы – ____________________
Максимальная оценка 4 балла (за каждый верный ответ 1 балл).
Ответы на задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников (5-6класс)
Тестовый тур. Максимальная оценка – 20 баллов
№ задания | ответ | баллы |
1 | 2 | 1 |
2 | 6 | 1 |
3 | 2 | 1 |
4 | 2 | 1 |
5 | 2 | 1 |
6 | 3 | 1 |
7 | 1 | 1 |
8 | 3 | 1 |
9 | 4 | 1 |
10 | 3,4 | 1 |
11 | 1 | 1 |
12 | 2 | 1 |
13 | 3 | 1 |
14 | 3 | 1 |
15 | 5 | 1 |
16 | восток | 1 |
17 | в | 1 |
18 | 4 | 1 |
19 | вабг | 1 |
20 | 1 | 1 |
Теоретический тур
Задание 1
№ | Ответ | № | Ответ |
1 | Греция | 11 | 15 |
2 | Аристотель | 12 | Христофор Колумб |
3 | Эратосфен | 13 | Америго Веспуччи |
4 | Великий Новгород | 14 | Фернан Магеллан |
5 | Уральские | 15 | Виктория |
6 | Шпицберген | 16 | Крузенштерн |
7 | Гренландия | 17 | 1820 |
8 | Северная Америка | 18 | Антарктида |
9 | Марко Поло | 19 | Северный |
10 | Афанасий Никитин | 20 | 8848 |
Критерии оценивания: за каждый верный ответ -2 балла. Всего – 40 баллов.
Задание 2
1. Название горной породы – песок
2. Название подгруппы в классификации по происхождению, к которой относится горная порода – обломочная
3. Название эолового холма в форме полумесяца с видимым гребнем – дюна / бархан
4. Название прозрачного вещества, которое изготавливается из описанной горной породы – стекло
Максимальная оценка 4 балла (за каждый верный ответ 1 балл).