Пояснительная записка
ФИО автора: Землянова Людмила Юрьевна
Стаж работы: 20 лет
Квалификационная категория: первая
Название УМК «Школа России», Русский язык, В.П. Канакина, 2 класс
Тема:Заглавная буква в географических названиях
Класс: 2
Номинация: проблемный урок с элементом исследования.
Тема: Заглавная буква в географических названиях
Тип урока: открытие нового знания
УМК: Школа России
Учебник: В.П. Канакина «Русский язык» 2 класс
Цель урока:
1)познавательные: - создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные, подбирать примеры этих слов самостоятельно, формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия.
2)развивающие: - развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, умение решать проблемные задачи, содействовать развитию у обучающихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию;
3)воспитывающие: - воспитывать умение общаться, умение работать дружно в паре, в группе, создать условия для воспитания познавательного интереса к географическим названиям, бережного отношения к миру природы, любви к родному краю.
Задачи:
1. Способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в географических названиях, обогатить речь детей географическими наименованиями.
2. Развивать умение применять на практике правила написания имён собственных, умение правильно строить предложения; способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся.
3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, воспитывать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД.
Положительное отношение к предмету «Русский язык»;
Проявлять интерес к изучению данной темы урока;
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Соблюдение правил этикета.
Познавательные УУД.
Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Представлять информацию в виде схемы (кластеры).
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Находить ответы на вопросы в различных источниках информации.
Регулятивные УУД.
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с новым материалом.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД.
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в группе.
Предметные результаты:
-учащийся находит и отличает название географических объектов от других слов;
-знает и применяет правило правописания географических названий;
Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки для парной работы, карта Волгоградской области, толковые словари русского языка для начальной школы.
Планируемые результаты: уметь применять правила правописания географических названий; согласовывать действия, работая в паре; определять цель учебной деятельности с помощью учителя
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Минутка чистописания Словарная работа Самоопределение к деятельности Открытие новых знаний Физкульт минутка Закрепление изученного материала Физкультминутка для глаз Работа в парах Постановка проблемного вопроса Самостояте льная работа по выбору с самопроверкой по эталону Рефлексия Итог урока. Домашнее задание | Приветствие. Всем, всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! Чему мы учимся на уроках русского языка? Девизом нашего урока я выбрала пословицу «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» (слайд 2). Как вы понимаете её смысл? Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний. Чтобы урок прошел плодотворно и интересно, какими должны быть ученики? (повторяю с детьми) Я тетрадочку открою, И как надо положу. Я от вас, друзья, не скрою: Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. Запишите число, классная работа (на доске: т, г, с, п, к) Что общего у этих букв? Какая буква лишняя? Давайте вспомним, как каллиграфически правильно пишется эта буква (слайд 3) Начинать писать надо чуть выше середины строчки снизу вверх. Дойдя до верхней линии, заворачиваем вправо и пишем наклонную линию. Дойдя до нижней линии, заворачиваем вправо, и пишем закругление, которое заканчивается, не доходя до середины строчки. Запишите буквы очень аккуратно на строке. На второй строке запишем различные соединения с этой буквой: верхнее, среднее, нижнее. га, го, гу, ги ,ге. (слайд 4) (на экране слова: д.ревня, ст.лица, М.сква, Р.сия, ул.ца.) Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь с комментированием. К какой части речи относятся эти слова? На какие вопросы отвечают? Сегодня мы познакомимся с ещё одним словарным словом . Для этого разгадайте ребус.(слайд 5) Где можно посмотреть правильное написание этого слова? Запишите это слово в свои словарики, подчёркивая орфограмму. Что обозначает это слово? Где мы можем посмотреть значение слов? Найдите слово город. Прочитайте, что оно означает. Вернёмся к нашей словарной работе. Как вы думаете, почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? Как мы называем такие существительные? Какие ещё группы слов относятся к именам собственным? (на доске заполняется кластер) (Приложение 1) В конце урока мы должны дополнить наш кластер новыми категориями слов. (На экране слова: Волгоград, Волга, Россия, Суровикино, Добринка, Добрая) (слайд 6) Прочитайте слова. Что они обозначают? Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Все эти понятия являются географическими названиями. (слайд 7) Сформулируйте правило о том, как нужно писать слова такой группы (слайд 8). Где можно встретить написания географических объектов? - А сейчас вы будете маленькими исследователями. (Помещаю на доску карту Волгоградской области, предлагаю детям найти места расположения областного и районного центров, своего села) - Сделайте вывод о написании географических названий Зайка серенький сидит И ушами шевелит. (Приставить кисти рук к голове – изобразить ушки) Вот так, вот так Он ушами шевелит. (Потереть предплечья) Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (Прыжки на месте) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал, Зайка тут же убежал. (Сесть за парту) а) Работа с деформированным предложением (слайд 9) (На экране: реки, на, стоит, берегу, город) Составьте предложение из этих слов. Дополним предложение именами собственными. Обратимся к слайду с примерами. Запишите предложение, подчеркните имена собственные. б) Работа с учебником (с. 60, упр. 102) (слайд 10) (слайд 11) (Раздаю тексты с ошибками.) Саша иванов живёт в москве на улице мира. Летом он с тётей олей поедет на озеро байкал, а затем – к бабушке в деревню дубки. Проверка.(слайд 12) (слайд 13). (Зачитываю вопрос от имени героини на слайде.) (слайд 14) (Знакомлю с примерами похожих случаев.) (слайд 15). Предлагаю учащимся выполнить одно из заданий Проверка Игра «Плюс-минус» (слайд 16) Если вы согласны с утверждением, то ставьте «+», если нет – «-». (Зачитывает вопросы) Дополнение кластера. (Приложение 2) Какими группами слов мы дополним нашу схему? Задаю вопрос: - Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке? (слайд 17) Предлагаю учащимся дополнить фразы: я узнал … мне было интересно … мне было трудно … Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора». (слайд 18) (слайд 19) Задание по выбору
| Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.
Учимся грамотно писать, узнаём правила письма. Развиваем речь Каждый день мы узнаём что- то новое. Активные, думающие, работоспособные внимательные, аккуратные дружные. Все буквы строчные, обозначающие согласные звуки. Лишняя буква г. Обозначает звонкий согласный звук, парный по глух./звон., парный по твёрд. /мягк Записывают буквы Записывают соединения Записывают, обозначая ударение и подчёркивая «опасное место» в слове. Имена существительные, отвечают на вопросы кто? что? Это слово город Записывают слово В орфографическом словаре. (открывают словарь в конце учебника с. 134) Высказывают мнения. В толковом словаре. Крупный населённый пункт, где много фабрик и заводов Имена собственные. Выходят к доске и выбирают нужную карточку. Устные ответы учащихся. Заглавная буква в названиях стран, городов, сёл, деревень, рек, озёр. Географические названия пишем с заглавной буквы. На карте и глобусе. Исследуют карту и обращают внимание на написание названий географических объектов Написание географических названий пишутся с большой буквы. Выполняют зарядку Устный ответ учащихся. На берегу реки стоит город. Изменяют предложение. На берегу реки Волга стоит город Волгоград. Работают с учебником. Выполняют зарядку для глаз Работая в парах, исправляют ошибки в тексте. Проверяют, сверяясь с текстом на слайде Высказывают свои мнения Выбирают и выполняют задания, сверяют с эталоном Проходят тест и проверяют. Дополняют кластер новыми сведениями Это названия государств, городов, сёл, деревень, рек, озёр, морей и океанов. (Дополняют, используя соответствующие карточки) Оценивают свою работу Дети выбирают задание | Личностные: выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности. Коммуникативные:оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать. Личностные:проявлять положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные:обобщать, делать выводы. Познавательные: пользоваться справочной литературой. Поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: представлять информацию в виде схемы. Личностные: понимать причины успеха в учебной деятельности. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.Личностные: формировать умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия. Коммуникативные: делать выводы в результате совместной работы, договариваться с одноклассниками, учиться работать в парах. Личностные: стимулировать мотивацию учения в ходе проблемного диалога; повышать познавательный интерес; формировать самостоятельность и убеждения. Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Личностные: формировать адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование через технологию уровневой дифференциации. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: адекватное реагировать на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия. Регулятивные:адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.Регулятивные: способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
Приложения
Кластер
1)
Комментарий: данные для справки даются с избытком (например, названия месяцев, фруктов и овощей, времён года и т.д.)
2)
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.
Регулятивныеуниверсальные учебные действия (УУД) - организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).
Познавательные УУД –умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников об истории города и его улиц.
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.
Предметные- уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение:
Русский язык: Учебник: 2 класс/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012.
Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс/ В.П. Канакина - М.: Просвещение, 2012.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru
http://festival.1september.ru