Конспект занятия по развитию речи
для первой младшей группы
«Животные и их детеныши»
Программное содержание: Учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко - тихо, тоненьким голосом и т. п.Закрепить знания о домашних животных.Использовать художественную литературу для ознакомления с названиями детёнышей животных и запоминания слов «щенок», «котёнок», «жеребёнок нок».Воспитывать гуманное отношение к животным.
Материал: большая игрушечная машина-грузовик; игрушки - корова, лошадь, кошка, собачка. Картинки из серии: «Домашние животные». Картинки из серии: «Животные и их детёныши».
Ход образовательной деятельности:
Раздаётся стук в дверь групповой комнаты.
Воспитатель: - Слышите, ребятки, кто-то стучит...?
Выходит за дверь и ввозит в групповую комнату большую игрушечную машину, в кузове которой находятся игрушки: корова, кошка, собака и лошадка.
Воспитатель: - Дети, посмотрите: кто это к нам приехал в гости?
Дети: - кошка, собака и т.д.
Воспитатель: - Правильно! Кошечка, корова, собачка и лошадка!
Воспитатель: - Это домашние животные. (показывает картинки)
- Какие животные здесь изображены? (дети называют животных)
Воспитатель:
Кто ребёнка нежно любит?
Кто малышку приголубит?
Кто от ветра защитит?
Поругает и простит?
Кто укроет одеяльцем?
Напоит кто молочком?
Кто расскажет сказку на ночь
Тихим добрым шепотком?
Ты, конечно, догадался - это мамочка твоя!
Ну, а как же у других
- У котёнка, у телёнка,
У щенка, у жеребёнка
Есть ли мамы?
Вот о чём
Поведём мы разговор.
ФИЗМИНУТКА: «Корова»
«Му-му-му» - мычит корова, - Идут по кругу, на голове рога из
пальчиков.
Забодаю Катю с Ваней. Поворачивают в круг, делают по два
поворота вправо-влево.
Вы не пьёте молоко? Руки на пояс, делают сердитое лицо.
Убегайте далеко!» Разбегаются по группе.
Воспитатель: - А сейчас у нас игра: «Животные и их детёныши»
Воспитатель: - Поочередно показывает картины (среднего размера), на которых изображены взрослые животные и их детёныши.
Кто же на картине нарисован?
- Правильно! Корова. А кто рядом с ней? Это её детёныш - телёнок.
- Повторите: «Корова с телёнком».
Воспитатель: - Обращает внимание детей на то, что корова большая, а телёнок маленький. У коровы рога, она бодается. У телёнка нет рожек, ещё не выросли (или у телёнка ещё очень маленькие рожки). Корова большая, мычит громко, протяжно: «М-М-У-У-У».
Дети: - воспроизводят мычание коровы и телёнка (хором и индивидуально).
Воспитатель:
На лугу телёнок скачет,
«Му-у-у» - кричит,
Но он не плачет,
Мать-коровушку зовёт.
Молоком поит она
И телёнка, и тебя.
Воспитатель:Показывает следующую картину.
- Посмотрите, а кто на этой картине нарисован?
Дети: собака
Воспитатель: - Правильно! Собака! А кто рядом с нею? Это её детёныш - щенок. Кто же это?
- Повторите: «Собака со щенком».
Дети: - рассматривают картину«Лошадьсжеребёнком».
Воспитатель:
Выгнул шейку жеребёнок
- Сильной лошади ребёнок,
Только на копытца встал,
Вслед за мамой побежал.
Следующая картина «Кошка с котёнком».
Посмотри, играют в прятки
Шаловливые котятки.
Притаились у окошка,
Тихо-тихо мама-кошка
Учит деточек играть:
Мячик по полу катают,
Мышкой мяч воображают.
То подбросят, то поймают!
Дети с удовольствием рассматривают эти картины, хором и индивидуально отвечают на вопросы воспитателя, подражают голосам животных.
Дидактическая игра «Найди детеныша для мамы»
Воспитатель: - Обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и предлагает следующий рассказ.
- Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от дому и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал.
Воспитатель: - Как он замяукал?
Дети: мяу-мяу
Воспитатель: - Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».
Воспитатель: - Предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки. Аналогично дети выполняют и три других задания - на выбор нужной картинки.
Воспитатель:Молодцы, ребятки. Всех животных назвали и их детенышей.