Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Правила Капабланки тактического приёма «барьер»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия : «Правила Капабланки тактического приёма «барьер»
Цель- познакомить с правилами Капабланки тактического приёма «барьер»
Задачи:
- повторить имена знаменитых шахматистов
- познакомить с правилами Капабланки тактического приёма «барьер» на примере партии Ласкер- Капабланка и Гавриков – Мешков.
- повторить дебют – Волжский гамбит
- познакомить с партией Капабланка- Крамер, 1914г
- закрепление знаний шахматной нотации
-провести тренировочную игру.
Оборудование:
-демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
-распечатанная в шахматной нотации партия Капабланка – Крамер.
-электронные шахматные часы
Ход занятия.
Педагог.Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с правилами Капабланки тактического приёма «барьер». Кубинский шахматист, шахматный литератор, дипломат Хосе Рауль Капабланка-и-Граупера (19 ноября 1888 — 8 марта 1942), выдающийся спортсмен начала ХХ века, в молодости получал опыт игры с шахматными мастерами и теоретиками. Известен многими статьями и являлся автором учебника по шахматам.
Педагог. Ребята, каких известных шахматистов вы знаете?
Ответы детей. Гарри Каспаров, Анатолий Карпов, Ян Непомнящий, Магнус Карлсен, Василий Смыслов, Майя Чибурданидзе.
Педагог. Верно, ребята! Каждый из этих известных шахматистов внёс свой вклад в развитии теории шахматной игры. В каждой партии шахматисту приходится задаваться вопросом правильного расположения пешек. И не всегда этот вопрос удается разрешить оптимальным способом, учитывая атаку и оборону соперника и собственных ресурсов. Однако, если на доске есть слоны, то в отношении пешечной структуры есть 2 правила, предложенных 3-м чемпионом мира Хосе-Раулем Капабланкой, которые можно взять себе за условные правила, не забывая, что у любого правила всегда есть исключения. Итак, правила Капабланки.
Правило №1
Если соперник располагает слоном (одним), а у нас не имеется ни одного, то тогда пешки следует помещать на поля, соответствующие цвету этого слона. Иными словами, при белопольном слоне соперника свои пешки должны быть расположены на белых полях, при чернопольном слоне – на черных полях.
Пример №1
Первый пример, как это ни странно, представляет собой фрагмент партии из творчества самого Капабланки и наглядно демонстрирует идею его первого правила.
Ласкер – Капабланка, 1924г., Нью-Йорк
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение.
№ хода | Ласкер | Капабланка |
Состоялся переход в эндшпиль. В наличии у белых имеется чернопольный слон и в этой связи, дабы ограничить его активность, Капабланка расставляет свои пешки по черным полям: чем больше черных полей будет занято пешками, тем больше черных полей они в свою очередь будут контролировать и таким образом делать их недоступными для неприятельского слона. | ||
18 | Фd8-g5 | |
19 | Фh3-g3 | Фg5xg3 |
20 | h2xg3 | f7-f6 |
21 | f2-f3 | Крg8-f7 |
22 | g3-g4 | h7-h6 |
23 | Ле1-e2 | Кe5-с6 |
24 | Крg1-f2 | Ле8-e7 |
25 | Сb2-с3 | a6-a5 |
26 | Лd1-d5 | b7-b6 |
Белые сохраняют преимущество в пространстве, но добиться большего прогресса не в силах. Их тяжелые фигуры не имеют возможности проявить себя, так как не владеют ни одной открытой вертикалью, а давление по полуоткрытой линии «d» ни к чему не ведет. Позаботившись о том, чтобы максимально ограничить слона противника, черные добились скорой ничьей соглашением. | ||
27 | a2-a4 | Ле7-e6 |
28 | Лd6-d1 | Лс8-е8 |
29 | Лe2-d2 | Крf7-е7 |
30 | Крf2-е3 | Крe7-d7 |
½ | ½ |
Педагог.Сейчас, ребята,познакомимся со вторым правилом Капабланки.
Правило №2
Если в числе наших фигур имеется слон (один), то тогда пешки рекомендуется располагать на полях, противоположных цвету собственного слона. И это справедливо вне зависимости от того, есть у вашего соперника одноименный оппонент для нашей фигуры или же нет.
Пример №2
Еще одной иллюстрацией применения первого правила Капабланки служит эпизод из партии, разыгранной в Волжской гамбите.
Гавриков – Мешков, 1981, СССР
Ребята, что вы знаете о Волжском гамбите?
Ответы детей.
Во́лжский гамби́т (в западной шахматной литературе «Гамбит Бенко») — дебют, начинающийся ходами:
1. d2-d4 Кg8-f6
2. c2-c4 c7-c5
3. d4-d5 b7-b5.
Относится к полузакрытым началам.
Педагог. Всё правильно!
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение.
№ хода | Гавриков | Мешков |
В представленной позиции, если бы у черных не было чернопольного слона, они бы действовали в соответствии с первым правилом Капабланки, пошли бы f7-f6 с дальнейшим g6-g5 и существенно ограничили бы тем самым слона белых. Однако при наличии у черных собственного слона на g7 подобной стратегии придерживаться не рекомендуется, на что указывает правило под номером 2. | ||
14 | Сg7xc3 !? | |
Весьма любопытная идея. Черные меняют своего активно действующего по большой черной вертикали слона на коня c3 затем, чтобы применить первое правило Капабланки. |
15 | b2xc3 | f7-f6 |
16 | Сg5-d2 | Фa5-a4 ! |
17 | Сd2-f4 | g6- g5 |
18 | h2- h3 | Кg4-h6 |
19 | Сf4-e3 | Кh6-f7 |
Ввиду тяжелофигурного давления на ферзевом фланге и пассивности неприятельского слона, у черных наблюдается достаточная компенсация за пожертвованную в дебюте пешку. |
Педагог. Ребята, хочу напомнить, что ни одно из этих двух правил само по себе истинной в последней инстанции не является. То, насколько их применение окажется уместным, будет напрямую зависеть от конкретной позиции. На дальнейших занятиях вы сможете разобраться, что имел в виду Капабланка, выводя свои правила, в чем их смысл и как ими пользоваться.
Педагог. Рассмотрим партию Капабланка-Хайе Крамер (24 ноября 1917, Леуварден – 11 июля 2004) с голландским шахматным мастером и теоретиком.
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение.
Партия Капабланка – Крамер , Юрьев, 1914г.
№ хода | Капабланка | Крамер |
1 | е2-е4 | е7-е5 |
2 | Кb1-с3 | Кg8-f6 |
3 | Сf1-с4 | Сf8-с5 |
4 | d2-d3 | d7-d6 |
5 | f2-f4 | Кf6-g4 |
6 | f4хе5 | Кg4-f2 |
7 | Фd1-f3 | 0-0 |
8 | Фf3-g3 | Кf2хh1 |
9 | Фg3-f3 | Фd8-h4+ |
Педагог. После 9 хода черные перешли в атаку и белые сдались! Однако, Хосе Рауль Капабланка с 1916 года по 1924 год оставался непобеждённым. Давайте доиграем партию вместе. Предлагайте варианты.
Педагог вместе с детьми доводят партию до конца.
Педагог. Ребята, что нового вы узнали на нашем занятии?
Ответы детей. Познакомились с правилами Хосе Рауля Капабланки тактического приёма «барьер».
Педагог. Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуете друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе.
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей.
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
7