Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Учимся у гроссмейстеров. Наиболее удобное место для ферзя»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия: «Учимся у гроссмейстеров. Наиболее удобное место для ферзя»
Цель- на основе примера игры гроссмейстеров ознакомить с наиболее удобным местом для ферзя в шахматной партии.
Задачи:
- повторить расстановку ферзя в начале игры, ходы и свойства фигуры, стоимость.
- ознакомить с рекомендациями опытных шахматистов по применению действий фигуры ферзя в шахматной партии.
- познакомить удобным местом для ферзя в шахматной игре на примере из партий: «Смыслов – Рабар, Хельсинки, 1952г», «Бондаревский- Бронштейн, Сальтшебаден,1948г», «Портши –Ван дер Виль, Салоники, 1988г»
- повторить знания шахматной доски
- закрепление знаний шахматной нотации
-провести тренировочную игру.
Оборудование:
-демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
-распечатанная партия «Каспаров- Петросян, Бугайло, 1982г»
-электронные шахматные часы
Ход занятия.
Педагог.Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с опытом гроссмейстеров об удобном расположении ферзя в шахматной игре. Для начала вспомним о ферзе. Итак:
- на каких полях шахматной доски располагается фигура ферзь?
Ответы детей.Фигуры ферзя располагаются на полях- d1 и d8.
Педагог. Как ходит ферзь?
Ответы детей.Ферзь может ходить по вертикалям, горизонталям и диагоналям и совершать взятие на любом расстоянии.
Педагог. Правильно! Какая условная материальная стоимость ферзя?
Ответ детей. Условная материальная стоимость ферзя 9 пешек или 9 очков.
Педагог. Верно! Как называются дебюты, где пешка на d2 делает первый ход?
Ответы детей. Ферзевый гамбит — это открытый дебют в шахматах.
Он начинается ходами:
d2-d4, d7-d5.
c2-c4.
Белые жертвуют пешку c4 с целью быстрого установления контроля над центром и активного развития своих фигур.
Стратегические преимущества ферзевого дебюта:
Центральный контроль.
Развитие фигур.
Инициатива.
Тактические возможности ферзевого дебюта:
Удары на f7.
Разрушение пешечной структуры.
Контроль диагоналей.
Педагог.Верно!Ферзь – это самая сильная фигура.
Сила ферзя одновременно является и его слабостью, ведь ферзю приходится отступать под ударом менее ценных фигур противника. В середине игры ферзь хорош на острие атаки, чтобы поставить мат. С разменом ферзей опасность для королей уменьшается и партия быстро переходит в эндшпиль. Когда на доске остаётся меньше фигур и пешек, ферзь может себя отлично проявить, играя по всей доске, нападая на силы противника, нанося двойные удары. Ферзь относится к дальнобойным фигурам, потому что может ходить по вертикалям, горизонталям и диагоналям и совершать взятие на любом расстоянии.
Опытные шахматисты советуют:
Несмотря на то, что ферзь - самая сильная шахматная фигура, не торопитесь вводить её в игру, так как противник может попытаться атаковать её и развить собственные фигуры, выигрывая темпы.
Несмотря на то, что ферзь является атакующей фигурой, вам нужно быть осторожным, чтобы он не попал в ловушку и не был захвачен, поскольку потеря ферзя без компенсации является огромным фиаско и почти автоматически означает проигрыш.
Ещё одним важнейшим свойством ферзя является то, что он может постоянно шаховать короля соперника и сделать ничью (например, если у вас не хватает материала, то в этом случае вы проиграете).
Ферзь также мощная матующая фигура, и большинство матов в шахматах объявляются именно ферзём.
Несмотря на то, что ферзь намного сильнее ладьи (9 очков против 5), эндшпиль -ферзь против ладьи- победить не так просто, как кажется.
Если у вас есть шанс обменять ферзя на 3 лёгкие фигуры вашего соперника – рассмотрите его, ведь это может быть выгодно (особенно с ладьями на доске).
Стоит подумать и об обмене ферзя на две ладьи. Во многих случаях две ладьи могут быть сильнее ферзя.
Педагог. Практика игры в шахматы показывает, что при чёрном коне на b6 поле а5 часто оказывается идеальным местом для белого ферзя. На первый это может показаться довольно странным, но если мы немного призадумаемся, то найдём разгадку этого феномена.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
На примере этюда партии Смыслов – Рабар видим, что чёрная пешка находится на а7 (что чаще всего и бывает), то белый ферзь заставляет противника решать проблему её защиты (в результате неприятельская ладья нередко вынуждена оставаться на а8, так как при ходе а7-а6 пешка «а» больше не защищает коня b6, бросает (если на с7 нет чёрной пешки) «рентгеновский» взгляд на поле d8, что может оказаться важным фактором при борьбе за линию «d», н контролирует поля на 5-й (центральной!) горизонтали. Разумеется, все эти рассуждения применимы также по отношению к чёрному ферзю и полю а4 при белом коне на bЗ.
Пример 1. «Смыслов – Рабар»
Партия была сыграна в Хельсинки в 1952 году . Ход белых.
Хельсинки, 1952 год | |
Смыслов | Рабар |
20.Кd4хе6+ | f7хе6 |
21.Фf4-е5+! | Фe7-f6 |
22.Фе5-а5!Находясь на этом поле, ферзь контролирует всю 5-ю горизонталь, атакует пешку а7 и держит под прицелом поле d8 и это обстоятельство может сыграть важную роль, если начнётся борьба за линию «d» | Кb6-с8 |
23.e4-е5 | Фf6-f4 |
24. Лc1-c4! | Фf4-f7 |
25.Лc4-d4Благодаря ферзю на а5 белые легко овладевают единственной открытой линией. | b7-b6 |
26.Фa5-d2На стороне белых подавляющее позиционное преимущество. | с6-с5 |
27.Лd4-d7 | Лe8-e7 |
28.Лd7-d8 | b7-b5 |
29.Кg3-e4 | Kc8-b6 |
30.Лd8-d6 | с5-с4 |
31.Сb3- с2 | h7-h6 |
32.Фd2-d4 | Чeрные сдались |
1 | 0 |
Педагог.Рассмотрим следующий пример
2.«Бондаревский-Бронштейн»
Партия была сыграна в Сальтшебадене в 1948 году. Ход белых.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Сальтшебаден, 1948 г. | ||
Бондаревский | Бронштейн | |
Ввиду худшей пешечной структуры положение белых кажется доврльно подозрительным. Но Бондаревский доказывает, что у него есть свои козыри. И этот козырь – возможностбь занятия поля а5 ферзём. | ||
15.Фd1-d2 | Кf6-d5 | |
16.Сg5xe7 | Ле8хе7 | |
17.Фd2-a5!Благодаря ферзю на а5 белые оказывают серьёзное давление на неприятельскую позицию. В данный момент провисает пешка а7, а если она сделает ход вперёд, то положение коня на b6 станет ненадёжным. | Ле7хе1 | |
18.Лb1xe1 | а7-а6 | |
19.Ле1-b1! | f7-f6 | |
20.Кf1-e3 Становится окончательно ясно, что чёрным нужно подумать как перейти в ничью. К счастью, такая возможность у них находится. | Кd5xe3! | |
21.f2xe3! | Кb6-d5 | |
22.Фа5хd8+ | Лс8хd8 | |
23.е4-е4 | Кd5-c3 | |
24.Лb1xb7 | Кс3хе4 | |
½ | ½ |
Педагог.Теперь, ребята, рассмотрим ещё один пример
3.«Портши –Ван дер Виль»
Эта партия была сыграна в Салониках в 1988 году
Ход чёрных.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Салоники, 1988г Ход черных | |
Портши | Ван дер Виль |
У чёрных пешкой меньше, но наличие двух слонов уравновешивает эту недостачу. | |
20. | Фb6-a5! |
Портиш недооценивает появления ферзя на а5. Несмотря то, что размен на b5 улучшал пешечную структуру соперника, он судя по всему был сильнее хода в партии | |
21. Фc4-c2?! | Фa5-a4! Одновременно нападает на коня е4 и пешку а2. |
22.f2-f3 | Фa4xa2?! Этот ход позволяет сопернику форсировать переход в ничейное окончание. |
23. Кb3-d4 | Сg7xe4 |
24.f3xe4 | Ла8-b8 |
25.Kd4 xc6 | Лb8xb2 |
26.Лb1xb2 | Фа2хb2 |
27. Фc2xb2 | Сg7xb2 |
Согласились на ничью. | |
½ | ½ |
Можно было бы продолжить. | |
28. Кc6xa7 | Лf8-e8 |
29. Кa7-b5 | Лe8xe4 |
30. Лf1xf7 | Лe4xe3 |
31. Лf7-d7 | |
Педагог.Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей. Повторили расстановку ферзя в начале игры, ходы и свойства фигуры, стоимость, познакомились с рекомендациями опытных шахматистов по применению действий фигуры ферзя в шахматной партии.
Познакомились с удобным местом для ферзя в шахматной игре на примере этюдов из партий: «Смыслов – Рабар», «Бондаревский- Бронштейн» и «Портши –Ван дер Виль».Узнали, что можно находить несколько вариантов ходов и нужно уметь их просчитывать.
Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести партию «Каспаров- Петросян, Бугайло, 1982»
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей. Да! Понравилось!
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Бугайло, 1982, новоиндийская защита | |
Каспаров | Петросян |
1.d2-d4 | Сg8-f6 |
2.с2-с4 | е7-е6 |
3.Кg1-f3 | Cf8-b4+ |
4.Сс1-d2 | Фd6-e7 |
5.g2-g3 | Сb4xd2 |
6.Фd1xd2 | 0-0 |
7.Сf1-g2 | d7-d5 |
8.0-0 | d5xc4? |
9.Кb1-a3 | с7-с5 |
10.d4xc5 | Фе7хс5 |
11.Ла1-с1 | Кb8-c6 |
12.Ка3хс4 | Фс5-е7? |
13.Кf3-е5 | Кс6хе5 |
14.Кс4хе5 | Кf6-d5 |
15.Лf1-d1! | Кd5-b6 |
16.Фd2-a5! | g7-g6 |
17.Лd1-d3 | Кb6-d5 |
18.е3-е4 | Кd5-b6 |
19.Сg2-f1 | Лf8-e8 |
20.Лd3-d1 | Ле8-f8 |
21.а2-а3 | Крg8-g7 |
22.b2-b3 | Крg7-g8 |
23.а3-а4 | Лf8-d8? |
24.Фе5-с5! | Фе7хс5 |
25.Лd1xd5 | Фс5-f8 |
26. Лd8xf8 | Крg8xf8 |
27. Лс1-с7 | Чёрные сдались. |
1 | 0 |
10