« Знакомство с простым карандашом »
Методическая разработка урока по рисунку
Преподавателя изобразительных дисциплин
Шалашовой
Марии Николаевны
В данную разработку входит:
Разработка урока
Презентация
Карточка с упражнениями
Приложения
Цель: Знакомство с материалами, используемыми на уроке рисунка.
Задачи:
-воспитание у детей интереса к обычному материалу – карандаш;
- знакомство с приёмами работы простыми карандашами;
- воспитание чувства прекрасного, интерес к работе простым карандашом.
Материалы: набор простых карандашей разной твёрдости и мягкости;
механические карандаши для демонстрации в пластмассовом и металлическом корпусе; листы альбомные формата «А4» для упражнений; карточки с новыми словами, обозначения мягкости и твёрдости простого карандаша.
План урока:
Организационный момент.
Изложение нового материала.
Практическое задание.
Рефлексия.
Уборка рабочего места.
Ход урока:
Приветствие. Проверка готовности детей к уроку, правильная организация рабочего места.
Теоретическая часть.
Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Рисунок. Мы с вами маленькие художники и будем раскрывать богатства своей души зрителю. А в этом нам помогут различные инструменты и материалы, которые в этой стране творят настоящие чудеса.
Угадайте, о чём сейчас пойдёт речь?
Загадка:
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует. (Карандаш).
В нашей стране – РИСУНОК правит его величество – Простой карандаш.
Давайте с ним познакомимся. (Входит ребёнок в маске карандаша и королевской мантии).
- Привет, друзья, я карандаш,
Как будто всем знаком,
Но это попросту мираж:
Я – тайна под замком!
В руках вы держите меня
От самых малых лет.
Что вам известно про меня?
Молчание – ответ.
На свете двести лет живу-
Седая борода.
Хоть стар, без дела не сижу-
В движении всегда!
Я тут надумал рассказать
О нашей большой семье
И с родословной всё начать, конечно, о себе.
Преподаватель: А хотите послушать историю Простого карандаша? (ответы детей)
Простой карандаш: Ребята, в 14 веке художники рисовали палочками, изготовленными из свинца. Ещё рисовали древесным углём – головёшкой. В 16 веке Английские пастухи открыли в земле темную массу, которую использовали для того, чтобы метить овец. Из неё начали изготавливать тонкие палочки и использовать их для рисования. Они были мягкими и пачкали руки. Поэтому художники, зажимали эти графитовые палочки между кусочками дерева или веточками, обворачивали их в бумагу или обвязывали бечевкой.
Первый деревянный карандаш появился 1683 году, в Германии.
В России карандаш появился в 19 веке. Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке.
Вот так я и появился.
Преподаватель: - Спасибо Его величество. Все материалы, живущие в стране Рисунок, относятся к нему с большим уважением. Без его участия никто не начнёт работу. По характеру король очень скромен. Он носит деревянную рубашку, как и все подданные в его стране. Она предотвращает их от травм, так как их сердце сделано из графита, очень хрупкого материала.
Все жители его государства различаются по характеру. Сегодня они у нас в гостях. Знакомьтесь.
- Выходят дети с буквами и знакомят детей со своим характером.
(1 ребёнок): Я «М»- карандаш с мягким характером, на меня не нужно давить, мной рисовать легко, линии получаются яркими и мягкими. А если я поставлю цифру «2» перед буквой «М», как изменится мой характер? (Ответы детей)
(2 ребёнок): Я «Т» - характер у меня твёрдый, нужно будет попотеть, чтобы я нарисовал заметную линию. Если я поставлю цифру «3» перед буквой «Т», что произойдёт с моим характером? (Ответы детей).
Преподаватель: Если за руки возьмутся «Т» и «М» карандаши, какой сложный и противоречивый характер получится (Ответы детей)?
Простой карандаш: - В нашей стране живут и иностранные гости. Они приехали из других стран. Карандаши с мягким характером в этих странах обозначают буквой «В», а с твёрдым «Н». А как обозначают карандаши, с твёрдо – мягким характером? (Ответы детей)
Если ты попадёшь к ним в гости и не понимаешь, на каком языке они говорят, не расстраивайся. Зато ты сможешь определить их условные обозначения.
Преподаватель: - Как и в любой стране, в стране РИСУНОК есть свои законодатели моды. Они носят не деревянную рубашку, как их соотечественники, а пластмассовую или металлическую. Их уважительно называют – господин «Механический карандаш». Сердце у этих карандашей из графита. Они отличаются от других жителей тем, что их графит выдвигается с помощью кнопки и его не нужно точить.
Вот оказывается, сколько интересного, мы узнали, о его величестве «Простом карандаше». Мы ещё вернёмся в эту замечательную страну под названием «РИСУНОК».
3.Практическая часть.
Перед вами ребята лежат карандаши с разным характером. Давайте их вспомним? (Ответы детей).
Давайте попробуем провести линию каждым из них.
Упражнения:
- Провести линию без нажима на карандаш.
- Провести линию с нажимом на карандаш.
- Анализ линий. Что можно изобразить мягким карандашом? Какой характер у этой линии? ( Шерсть, пух). Что можно изобразить карандашом с твёрдым характером? (Стекло, камень.) Какая из линий кажется ближе: мягкая или твёрдая?
- Упражнения на плановость с помощью разных по тону линий (анализ работ).
Рефлексия.
Давайте поблагодарим, ребята наших сегодняшних гостей и будем ждать встречи с ними на следующих уроках.
- Понравилось ли вам сегодня путешествовать по стране РИСУНОК?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
- Чем интересен Простой карандаш?
- А почему именно он является королём страны РИСУНОК?
Мы сегодня с вами совершили замечательное путешествие. В этой огромной стране живут и другие интересные материалы, с которыми нам предстоит подружиться. Вы сегодня молодцы. Все отлично поработали на уроке. А сейчас нам пора прощаться. До новых встреч.
5. Уборка рабочего места.