Краснодарский край, Выселковский район, станица Березанская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края
«Березанская школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
«Сбережем родную природу во всей ее красе»
Рассказы и сказки о природе Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Евгения Чарушина
Внеклассное чтение
Подготовила воспитатель:
Грязнова Татьяна Николаевна
22 октября 2020г
Цель:Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.
Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к
животным. Развивать наблюдательность, мышление.
Оборудование: выставка книг писателей, портреты писателей, презентация.
Ход занятия
Воспитатель:Здравствуйте ребята. У нас с вами сегодня гости, поздоровайтесь с ними. Тихонько присаживайтесь. Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня наше занятие пройдёт в необычной форме – заочное путешествие, а называется оно «Сбережем родную природу во всей ее красе» Рассказы и сказки о природе Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Евгения Чарушина(слайд 1)Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?
Дети:Мы будем говорить о природе, о творчестве данных писателей.
Воспитатель:Молодцы! Правильно, мы будем говорить о творчестве писателей и о их произведениях. Для того, чтобы отправиться в путь отгадайте загадки:
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.(еж) (слайд 2)
Без рук, без ног, а ворота отворяет.(Ветер.)(слайд 3)
Не огонь, а жжётся. (Крапива.)(слайд 4)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)(слайд 5)
Зимой и летом одним цветом. (Ель.)(слайд 6)
Серый ворище по лесам, полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк.)(слайд 7)
Воспитатель: На какие две группы можно разделить отгадки?
Дети: Живая и неживая природа.(слайд 8)
Воспитатель:Верно! (слайд 9)Михаил Пришвин, сказал: «Природа для меня- огонь, вода, ветер, камни, растения, животные- все это части разбитого единого существа. А человек в природе- это разум великого существа, накопляющий силы, чтобы собрать всю природу в единство».Как вы понимаете это высказывание?
Дети: Человек и природа- это единое целое, которое дополняет друг друга.
Воспитатель:Молодцы! Итак, мы отправляемся в путешествие по волнам знаний.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на слайд(слайд 10), на котором представлен план нашего путешествия. Сегодня, мы должны пройти 3 станции. Давайте, перечислим их.
Дети:1 станция «По следам творчества Виталия Бианки»»;
2 станция: «Животный мир в произведениях Евгения Чарушина»;
3 станция: «В гостях у Михаила Пришвина
Воспитатель: Ребята, человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.Такими людьми и были детские писатели, как В. В. Бианки, Е.И. Чарушин, М.М. Пришвин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.Итак, первая наша станция «По следам творчества В.В. Бианки».(слайд 11)
(слайд 12)Виталий Валентинович Бианки, известный русский писатель, родился 30 января 1894 года в Санкт-Петербурге. Еще в детстве Виталий Бианки проникся любовью к жизни леса и его обитателям. Самой знаменитой книгой В. В. Бианки стала его «Лесная газета». За свою жизнь Виталий Бианки написал более трехсот рассказов, сказок и повестей, выпустил 120 книг, доброта и гуманность которых с малых лет воспитывают в детях любовь и заботу об окружающей природе.
Воспитатель: Какие произведения В.В. Бианки вы уже читали?
Дети: «Черноголовка», «Музыкант»
Воспитатель: Назовите самую популярную книгу писателя.
Дети: «Лесная газета»
Воспитатель: Чем интересно творчество В.В. Бианки, чем его рассказы, сказки отличаются от других произведений
Дети:В них узнаёшь много сведений о природе, о животных.
Воспитатель: Молодцы. Итак, ребята, вы справились с заданием 1 станции, и мы можем переходить ко 2 станции.Посмотрите на слово и зачеркните повторяющие буквы, и вы узнаете о творчестве какого автора мы с вами будем говорить: ЧМАРЮУБШМИЮНБ
Дети: О творчестве Евгения Чарушина(слайд 13)
Воспитатель: Правильно, Евгений Иванович Чарушин. Что вы о нём знаете?(слайд 14)
Дети:Чарушин – это детский писатель, Создатель многих произведений о животных, о природе.
Воспитатель: Да, верно, Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Произведения писателя известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира. Он сотрудничал с Бианки не только как писатель, но и как художник, иллюстрируя его книги. Писатель иллюстрирует и свои рассказы.
Физминутка
Мы с вами читали рассказ Е.И. Чарушина «Про Томку». А сейчас я предлагаю посмотреть фрагмента из художественного мультфильма Евгения Ивановича«Про Томку», а затем ответить на вопросы. (Показ мультфильма)
Воспитатель:Кто является главным героем?
Дети: Главный герой щенок Томка.
Воспитатель:Почему рассказчик выбрал этого щенка?
Дети: Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный, и не грязнуля».
Воспитатель:Как ребята разгадали сны, которые видел щенок?
Дети: Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то».
Воспитатель: Какие ещё животные жили в доме автора?
Дети: Собаки, кошки, рыбы, птицы
Воспитатель:Что вы можете сказать об авторе?
Дети:Писатель добрый и очень любит природу.
Воспитатель:Молодцы, ребята! Итак, вы справились и с заданием 2 станции, и мы можем переходить к 3 станции.О творчестве каких писателей мы с вами поговорили?
Дети: О творчестве Чарушина и Бианки.
Воспитатель: О творчестве какого писателя нам осталось поговорить?
Дети: О творчестве Пришвина.(слайд 15)
Воспитатель: Верно.(слайд 16) Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье. Его отец, Михаил Дмитриевич Пришвин занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Когда будущему писателю было всего семь лет, его отец умер. Мать его, Мария Ивановна, после смерти мужа осталась одна с пятью малолетними детьми на руках. С самого раннего детства Пришвин рос в дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес. У них он учился перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем, репортером. Он серьезно увлекался охотой и фотографией и все время накапливал впечатления для своих произведений. Результатом всех наблюдений Пришвина за природой стали его произведения, объединенные общими названиями: "Золотой луг", "Лисичкин хлеб", «В краю дедушки Мазая», «Лесной хозяин», "Лесная капель", "Охотничьи были" и др.
Я предлагаю поработать над одним из рассказов М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Для этого давайте прослушаем аудио рассказ «Лисичкин хлеб». (прослушивание рассказа, у каждого ребёнка на столе лежит распечатанный текст – отвечают на вопросы изтекста)
Воспитатель:О какой птице рассказывает автор?
Дети: О тетереве
Воспитатель:Кто лечит деревья?
Дети: Они сами лечатся(читает из текста)
Воспитатель:Какие ягоды он принес?
Дети:Ягодка костяника, черника, брусника.(читает из текста)
Воспитатель:Что автор показывает в этом рассказе?
Дети: Он показывает читателям волшебный мир леса, а также дает совет о том, как заинтересовать ребенка. Охотник старался приобщить свою дочь к природе.
Воспитатель:Молодцы! Наше путешествие подходит к концу. Давайте вернёмся к теме нашего увлекательного путешествия «Сбережем родную природу во всей ее красе».Итак, о творчестве каких писателей мы сегодня говорили?
Дети:В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина
Воспитатель: Какой темой можно объединить творчество данных писателей?
Дети: Главная тема в творчестве этих авторов- тема природы.
Воспитатель: Чем похожи рассказы, которые мы прочитали?
Дети: Там герои — животные. Это рассказы о людях и животных.
Воспитатель: Чему учат рассказы этих авторов?
Дети:Рассказы этих авторов учат тому, что нужно относиться к природе заботливо и уважительно.
Воспитатель:Молодцы! Да, ребята, самое главное в жизни – это оставаться человеком по отношению к окружающим, проявлять уважительное и заботливое отношение к природе. (слайд 17)