Адаптированная общеобразовательная программа
начального общего образования
для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
(ВАРИАНТ 6.3)
Муниципального Общеобразовательного Учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 1» Энгельсского муниципального района Саратовской области
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка_____________________________________
Цели и задачи реализации АОП
Планируемые результаты освоения АОП ______________________
Содержание АОП___________________________________________
Программы учебных предметов, коррекционных курсов__________
календарно-тематическое планирование______________________
система контрольно-измерительных материалов_______________
Система специальных условий реализации АОП._________________
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) разработана в соответствии ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы НОО слабовидящих обучающихся МОУ «СОШ №1» (вариант 6.3)
Цель реализации Адаптированной образовательной программы – обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение программного материала 2 класса.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
1.формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающегося (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями;
2.создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося;
3.минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающегося для освоения им АООП НОО обучающихся МОУ «СОШ №1»;
4.овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья, обучающегося;
5.достижение планируемых результатов освоения Адаптированной образовательной программы, с учетом особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
6.использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
7.выявление и развитие возможностей и способностей обучающегося, через организацию общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения учебных программАОП НОО (вариант 6.3) по учебным предметам соответствуют ООП НОО МОУ «СОШ № 1»
Русский язык
Личностные:
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Предметные:
первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
первоначальные представления о нормах русского языка и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;
владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Литературное чтение
Личностные результаты: готовность использовать полученные знания в учении и повседневной жизни, способность почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка, бережно и ответственно относиться к нему; сопереживать, понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним; способность к самооценке; положительная мотивация и познавательный интерес к детской книге.
Предметные результаты: определять отдельные звуки в словах; определять количество звуков в словах и их последовательность; различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; определять количество слогов в слове; определять место ударения в слове; определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте, чтение плавное слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.
Математика
Личностные:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Предметные:
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
- знание названий и последовательности чисел от 1 до 10; - знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
- использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;
- находить значения выражений, содержащих 1 действие (сложение или вычитание);
- решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания
- распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник, прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая.
Окружающий мир
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
различать виды транспорта;
Музыка
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
продуктивное сотрудничество ( общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно – нравственных и эпических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко – культурным традициям других народов.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам ( или какому – либо виду) музыкально –творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно – нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
Изобразительное искусство
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащегося, которые он должен приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Предметные результаты характеризуют опыт учащегося в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
Технология
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Предметные результаты
Учащийся будет уметь:
обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
соблюдать правила гигиены труда.
Учащийся будет знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка);
способы разметки («на глаз», по шаблону);
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
ценности многонационального российского общества;
гуманистические и демократические ценностные ориентации;
положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
У учащихся могут быть сформированы:
представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
умения оценивать свое отношение к учебе;
внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивоеотношение к произведениямискусства, явлениямприроды)
«Родной (русский) язык»
Личностные результаты
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
Содержание Адаптированной образовательной программы
Содержание Адаптированной образовательной программы раскрывается по трем блокам:
Образовательный (учитель, педагог ДО)
•русский зык, литературное чтение, родной русский язык, литературное чтение на родном русском языке, математика, окружающий мир,
изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.
•Внеурочная деятельность
•Программы внеурочной деятельности, Программы дополнительного образования
Коррекционный (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед)
Коррекционно-развивающие занятия
Логопедические занятия
Воспитательный (учитель, воспитатель ГПД)
•Программа воспитательной работы
Программы учебных предметов.
Образовательный блок
1. Программа формирования универсальных учебных действий АОП НОО обучающихся по варианту 6.3 (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО МОУ «СОШ №1»
2. Рабочие программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности соответствуют ООП НОО МОУ «СОШ №1».
Учебный план АООП НОО вариант 6.3 (обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО МОУ «СОШ №1».
План внеурочной деятельности по направлениям АОП НОО (вариант 6.3) соответствуют ООП НОО школы и лишь дополняется коррекционно-развивающей областью.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Коррекционный блок.
На основании результатов диагностики и рекомендаций ТПМПК была составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение уровня школьной мотивации, учебных интересов (позиции школьника), коррекцию нарушений произвольной регуляции познавательной деятельности.
Вся система коррекционно-развивающей работы учитывает требования к знаниям и умениям ребёнка, которыми он должен овладеть после прохождения курса занятий.
Воспитательный блок АОП
Календарный план воспитательной работы составлен на основе рабочей программы воспитания МОУ «СОШ №1».
Календарно-тематическое планирование
(приложение)
Система контрольно-измерительных материалов
Оценивать достижения обучающихся с НОДА планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося может быть индивидуальный темп освоения содержания образования, и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Обучающиеся с НОДА имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО ОВЗ в иных формах.
Ведущими формами промежуточной аттестации являются:
мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана;
административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологической и логопедической службой).
Система специальных условий реализации АОП.
Требования к условиям получения образования обучающимися с НОДА определяются ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации АОП НОО.
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию и пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды школы:
-наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом (№ 214);
-наличие кабинета для логопедических занятий (№ 309);
-наличие медицинского кабинета-мониторинг состояния здоровья (№ 106).
Созданные условия в МОУ «СОШ № 1», реализующей АОП НОО обучающихся обеспечивают достижение планируемых результатов освоения АОП НОО.