Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другое
  3. Развитие логического мышления на уроках математики

Развитие логического мышления на уроках математики

Умение логически мыслить – это значит уметь анализировать и делать правильные выводы. Без этого навыка ребёнку не обойтись не только на уроках, но и в повседневной жизни. Формирование логического мышления начинается в возрасте 2-3 лет и продолжается на протяжении всей жизни. В основе логического мышления лежит, образное мышление

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Другое

Категория

Другое
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода.

Термин «логика» происходит от греческого слова «лотос», что означает «мыслить», «разум».

Умение логически мыслить – это значит уметь анализировать и делать правильные выводы. Без этого навыка ребёнку не обойтись не только на уроках, но и в повседневной жизни. Формирование логического мышления начинается в возрасте 2-3 лет и продолжается на протяжении всей жизни. В основе логического мышления лежит, образное мышление. Формирование логики процесс очень сложный, но необходимый для нормального физического, социального, психического развития ребёнка. Система школьного образования в данное время подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальной школе, в средних классах переходит в разряд неуспевающих. Поэтому задача формирования логического мышления младших школьников должна стать составной частью педагогического процесса. В наш «век скоростей» от человека требуется быстрота получения и обработки все возрастающего потока информации, поэтому остро встает вопрос о способах и средствах развития логического мышления.

Таким образом, актуальность обусловлена современными тенденциями образования, так как развитие логического мышления способствует повышению культуры мышления, что ведет к взаимопониманию, точному выражению мыслей, умению находить ошибки в рассуждениях.

Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: решать творческие задачи, находиться в поиске, анализировать и интерпретировать информацию. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Развитие логического мышления младших школьников будет успешно осуществляться, если:

- использовать систему определенных задач (орфографических, математических);

- младший школьник будет являться не только объектом, но и субъектом развития логического мышления;

- в классе будут созданы благоприятные педагогические условия для развития логического мышления.

Для успешной и результативной работы с учащимися начальных классов используют следующие приемы формирования логического мышления   с применением ИКТ:

1. Приём сравнения предметов. В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями:

а) выделение признаков;

б) установление общих признаков;

в) выделение основания для сравнения;

г) сопоставление по данному основанию.

Сравнение может идти

  • по качественным характеристикам (цвет, форма)

  • по количественным характеристикам: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже и т.д.

2. Приём анализа и синтеза

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач. 

3. Приём обобщения.

Умения необходимые для овладения этого приёма:

  • Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать общее понятие через единичные (действие отнесения),

  • Группировать объекта на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения) группировку в уме.

Учащиеся мысленно объединяют предметы и явления в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. )

4. Приём классификации.

Это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основа обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения. 

5. Закономерность.

Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения (гипотезы). 

Таким образом, формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся начальной школы в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя - полнее реализовать эти возможности при обучении детей математике.

Данные приёмы развития логического мышления младших школьников на уроках математики оказывают положительное влияние на развитие операций логического мышления, а, следовательно, и на развитие логического мышления в целом при систематическом их использовании в течение даже нескольких месяцев целенаправленной работы.

Список литературы

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика: Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. – М.: ЭКСМО, 2002.- 63 с.
2. Данилов И.В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2001. – 64 с.» ил.
3. Епишина О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.-115с.
4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие – 3-е издание. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.
6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд.- М.: ВЛАДОС, 2003.- кн.2: Психология образования.


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (ВАРИАНТ 6.3)Адаптированная образовательная программа (далее АОП) разработана в соответствии ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы НОО слабовидящих обучающихся МОУ «СОШ №1» (вариант 6.3) Цель реализации Адаптированной образовательной программы – обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение программного материала 2 класса.
0 ₽
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающегося с тяжелым нарушением речи (ВАРИАНТ 5.2)ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ цели и задачи на какое УМК ориентирована АОП Содержание программы. образовательный блок коррекционный блок воспитательный блок Основные требования к результатам реализации АОП. Система контрольно-измерительных материалов Система условий
0 ₽
Умение логически мыслить – это значит уметь анализировать и делать правильные выводы. Без этого навыка ребёнку не обойтись не только на уроках, но и в повседневной жизни. Формирование логического мышления начинается в возрасте 2-3 лет и продолжается на протяжении всей жизни. В основе логического мышления лежит, образное мышление
0 ₽