Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающегося
с тяжелым нарушением речи
(ВАРИАНТ 5.2)
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
на 2019-2020 учебный год
Энгельс
2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ
цели и задачи
на какое УМК ориентирована АОП
Содержание программы.
образовательный блок
коррекционный блок
воспитательный блок
Основные требования к результатам реализации АОП.
Система контрольно-измерительных материалов
Система условий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа (далее – АОП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 1» Энгельсского муниципального района Саратовской области действует в соответствии с Уставом образовательного учреждения.
АОП НОО обучающихся с ТНР разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. № 273 - ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Министерством образования науки РФ 6 октября 2009г. приказ №373;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ
Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598;
Приказа Минобрнауки России "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 31.12.2015г. N 1576;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013г. № 1015;
Проекта Примерной адаптированной основной общеобразовательнойпрограммы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речив редакции от 19.10.2015;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2).
Психолого-педагогическая характеристика
на обучающегося с тяжелыми нарушениями речи
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
1.Общие сведения об обучающихся.
Ф.И.О. :
Возраст: 10 лет
Дата рождения: 25.03.2009г
Год поступления в школу: 01.09.2019 г
Класс: 4б
Заключение МБУ ПМПК:
Неравномерность развития интеллектуальных функций
Уровень обученности снижен; уровень обучаемости недостаточный
Общее недоразвитие речи III уровня, дисграфия
Рекомендации МБУ ПМПК
Образовательная программа: АОП НОО вариант 5.2 с диагностической целью
Форма получения образования: обучение в основной общеобразовательной школе
Форма обучения: очная
Режим обучения: полный учебный день
Специальные технические средства: не указаны
Предоставление услуг ассистента, тьютора: не требуется
Специальные организационные условия: ежегодная, первичная, промежуточная, итоговая психолого-педагогическая диагностика
Направления коррекционно-развивающей работы и психологопедагогической помощи:
Формы психолого-медико-педагогической помощи:
Занятия с педагогом-психологом по развитию познавательных процессов
Занятия с педагогом-логопедом
Психолого-педагогическое сопровождение:
разработка индивидуального образовательного маршрута;
Срок повторного прохождения ПМПК: весна 2020 года
Особенности семейной ситуации (состав семьи, статус семьи): семья полная, благополучная, в семье двое детей.
Особенности психологического развития
Особенности развития познавательных процессов.
Особенности восприятия. Меры времени, пространства, величины, формы сформированы недостаточно, требуют дальнейшего развития. Рустам воспринимает целостный предмет, иногда затрудняется в узнавании отдельных частей. При наблюдении за предметами и явлениями видит и называет изменения, иногда путает последовательность.
Внимание. Преобладает непроизвольное внимание. Объем внимания неполный. Внимание неустойчивое, рассеянное, концентрация слабая. Ученик медленно переключаются с одного вида деятельности на другой. Переключение внимания зависит от заинтересованности работой.
Память.Преобладает механическая память. Объем визуальной и аудиальной памяти снижен. Запоминание материала происходит в результате преимущественно непроизвольного запоминания после большого количества повторений.
Мышление.Мыслительные операции развиты слабо. Испытывает трудности в анализе, синтезе. При сравнении не может исключить несущественные признаки. При обобщении и классификации в ряде случаев опирается на несущественные признаки. Словестно-логическое мышление развито слабо. Наглядно-образное мышление слабое. Мальчик испытывает затруднения в оперировании образами соответствующих предметов, устанавливая последовательность изображенных событий, путает логическую последовательность. Решение мыслительных задач вызывает затруднения. Причинноследственные зависимости между явлениями и событиями устанавливаются только с помощью учителя.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Преобладающее настроение — веселое. Рустам активный, общительный, признает авторитет взрослого, относится с уважением.
Особенности мотивационной сферы. Уровень учебной активности — слабый. Уровень учебной мотивации — низкий. В поведении преобладают игровые моменты, необходим контроль со стороны педагога. Мальчик зачастую плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела. Испытывая затруднения, помощь педагога принимает. Под контролем родителей хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
4. Особенности речевого развития.
Особенности сенсорного уровня речи.
Состояния фонематического восприятия.
Фонематический слух ребенка значительно нарушен, неточно воспроизводятся все члены цепочки с перестановкой слогов, их заменой, первый член воспроизводится неправильно, уподобляется второму.
Состояние артикуляционной моторики.
Темп выполнения задания средний, напряженно выполняет упражнения «иголочка» и «улыбка-трубочка», тремор языка.
Состояние звукопроизношения: звукопроизношение нарушено.
Уровень сформированности звуко-слоговой структуры слова: слоговая структура слова искажена, переставляет слоги в слове, искажения звуков и слогов внутри слова.
Состояние навыков языкового анализа.
Определение количества слов в предложении: ребенок дает правильный ответ с первой попытки в первом задании, во втором задании отвечает неправильно.
Определение количества слогов в слове: отвечает неправильно.
Определение количества звуков в слове: отвечает правильно с первой попытки в первом задании, во втором и третьем задании отвечает неправильно.
Определение места звука в слове: дает правильный ответ с первой попытки в первом задании, во втором и третьем задании отвечает неправильно.
Уровень развития грамматического строя речи.
Повторение предложений разной сложности: ребенок повторяет предложения, но путается, добавляет лишние слова, искажает смысл предложения.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже:
Называет неправильно большинство форм со стимулирующей помощью.
4.Уровень развития связной речи.
Составление рассказа из серии картинок: Неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, в рассказе встречаются аграмматизмы, наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление.
Пересказ прослушанного текст: ребенок пересказывает текст при помощи наводящих вопросов.
5. Состояние словаря и навыков словообразования.
Названия детенышей животных: ребенок самостоятельно называет неправильно большинство форм со стимулирующей помощью.
Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных от существительных: ребенок неправильно называет большинство форм со стимулирующей помощью.
5. Особенности учебной деятельности
Учебную программу усваивает плохо.
На уроках русского языка трудности возникают при определении частей речи, членов предложения, определения падежей, правописании слов с разными орфограммами.
По математике решает примеры на сложение и вычитание в пределах 100, допуская ошибки. Задачи решает с помощью опорных схем, плохо знает таблицу утножения , испытывает трудности при делении и умножении чисел.
Читает медленно, пословно, при чтении допускает ошибки, наблюдаются замены, пропуски букв. Часто обнаруживается недостаточное понимание прочитанного. Самостоятельно пересказать текст млжет не всегда.
Объем знаний и представлений об окружающем средний. Элементарные знания о природе, человеке, временные понятия сформированы.
Цель и задачи АОП
Цель:создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка, оказание комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
развитие познавательной активности, активизация интеллектуальной деятельности путѐм формирования умственных операций;
развитие речи, обогащения и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи, составлению сюжетных и описательных рассказов;
коррекции индивидуальных недостатков развития ребенка, отклонений в его психическом, речевом и интеллектуальном развитии;
восполнение пробелов предшествующего развития, расширение кругозора, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребѐнка;
сохранение и укрепление соматического и психического здоровья;
выявление в содержании предметных областей универсальных учебных действий и определение условий их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
- формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
пробуждение желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения);
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомление);
формирование доброжелательного отношения к окружающим; умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительного отношения и желания взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.); умения выражать свои желания, делая выбор.
На какое УМК ориентирована АОП:
Адаптированная образовательная программа разработана на основе образовательной программы ОС «Планета знаний». Программа сохраняет основное содержание по учебным предметам, но отличается коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении. В обучении больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения, а также применяются индуктивный, репродуктивный и игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и т.д. В основу разработки адаптированной образовательной программы заложены дифференцированный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
1. Программа формирования универсальных учебных действий АОП НОО обучающихся по варианту 5.2 (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Школы.
2. Рабочие программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности соответствуют ООП НОО Школы.
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся соответствует ООП НОО Школы.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни соответствует ООП НОО Школы.
5. Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебно-образовательного процесса:
в рамках урочной и внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий;
в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся организованна специальная поддержка коллектива педагогов, родителей, обучающихся ребенка; степень участия специалистов сопровождения Школы варьируется по необходимости.
Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса освоения АОП НОО (вариант 5.2).
Содержание программы коррекционной работы определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
наблюдение за учеником во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, психологом, медицинским работником, администрацией МБОУ СОШ N 1, родителями;
составление психолого-педагогической характеристики учащегося при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно;
ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
1.Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня содержания образования – достижение личностных, метапредметных, предметных результатов АООП НОО.
2.Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического развития.
3.Социальная адаптация обучающихся.
Планируемые результаты программы коррекционной работы конкретизируются в программах обязательных коррекционно-развивающих курсов.
Учебный план АООП НОО вариант 5.2 (обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО школы.
План внеурочной деятельности по направлениям АОП НОО (вариант 5.2) соответствуют ООП НОО школы и лишь дополняется коррекционно-развивающей областью.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК
В 4 классе по АООП (вариант 5.2) в коррекционно-развивающей области выделены коррекционные курсы:
Логопедические коррекционно-развивающие занятия по профилактике дисграфии, развитию графомоторных навыков с целью формирования навыков письменной речи.
Коррекционно-развивающие занятия с психологом с целью коррекции основных психологических функций, преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-дефектологом в рамках договора сетевого взаимодействия с МБУ ДО «Центр психолого-педагогического сопровождения «Позитив».
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы отражает сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ТНР в различных средах.
Сопровождение узких специалистов
График занятий
Специалист | График |
Учитель-логопед | Вторник 13.15-13.45 Четверг 13.15-13.45 |
Педагог-психолог | Пятница 13.15-13.45 |
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога
Цель: коррекция и развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления ребенка, оказание помощи в овладении навыками самоконтроля и саморегуляции, повышение школьной мотивации, формирование познавательного интереса, оказание помощи в овладении способами планирования и самоорганизации
Диагностический модуль педагога-психолога | |||||||||
Направление работы | Задачи | Методы и формы работы | Ожидаемые результаты | Сроки | |||||
Первичная диагностика | исследования уровня развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); особенности развития эмоционально- волевой и мотивационной сфер ребенка | наблюдение, | составление психологической характеристики, определение направлений коррекционной работы, составление карты дефицитов и ресурсов, индивидуальной коррекционной программы . | до 25.10 | |||||
опрос, беседа | , | ||||||||
анкетирование, | |||||||||
психологическое | |||||||||
тестирование | |||||||||
Промежуточная диагностика | наблюдение и оценка динамики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); особенности развития эмоционально- волевой и мотивационной сфер ребенка | наблюдение, | анализ динамики развития познавательной, эмоциональноволевой, мотивационной сфер ребенка, при необходимости корректировка коррекционноразвивающей программы | 05.12-25.12 | |||||
опрос, беседа | , | ||||||||
анкетирование, | |||||||||
психологическое | |||||||||
тестирование | |||||||||
Итоговая диагностика | сравнение уровня психологического развития с | наблюдение, | оценка результативности и качества | 20.04-15.05 | |||||
опрос, беседа | , | ||||||||
анкетирование, | |||||||||
данными первичного обследования с опорой на критерий относительной успешности результатов коррекционнообразовательного процесса, установление динамики в развитии познавательных процессов эмоционально- волевой и мотивационной сфер ребенка | психологическое | коррекционной работы, обобщение результатов работы, определение дальнейших образовательных перспектив и путей оптимизации работы на следующий год. | |||||||
тестирование | |||||||||
Коррекционный модуль педагога-психолога |
Наименование направления | Психокоррекционная задача | Методы и формы работы, используемые методические пособия | Ожидаемые результаты | |
1. Коррекция и развитие познавательных процессов: | ||||
Коррекция развитие внимания | Развитие устойчивости внимания | Игры и упражнения «Корректоры», «Пальцы», «Муха», «Найди 5 отличий», «Найди 10 отличий», «Концентрация» и др. Цвен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. | Рост устойчивости, концентрации и переключаемост и внимания | |
Развитие переключаемости внимания | Игры и упражнения Считай правильно», «Знаковый тест», «Селектор», «Камень, ножницы, бумага» и др./ Цвен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1988. | |||
Развитие произвольного внимания | Игры и упражнения «Слухачи», «Пишущая машинка», «Наблюдательность», «Сверхвнимание» и др./Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. | |||
Коррекция и развитие памяти | Развитие зрительной памяти | Игры и упражнения «Запомни фигуры, картинки», «Трудное – запомни!», «Опиши по памяти», «Найди картинку» и др./ Мамайчук И.И. Психокррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. | Увеличение объема памяти, освоение мнемических приемов запоминания, увеличение уровня слуховой, зрительной, моторно- | |
Развитие слуховой памяти. | Игры и упражнения «10 слов», «Добавь свое», «Заблудившийся рассказчик», «Калейдоскоп» и др. / Мамайчук И.И. Психокррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. | |||
Развитие логических приемов запоминания. Освоение мнемических приемов «Группировка», «Ассоциации» | Алгоритмические предписания, дидактические упражнения / Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). | двигательной памяти | ||
Коррекция и развитие словеснологического мышления | Развитие умений узнавать предметы по заданным признакам | Упражнение «Сходства и различия», «Ключ к неизвестному», «Добавлялки» и др. /Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). | Повышение активности мыслительной деятельности, рост уровня развития словеснологического мышления | |
Формирование способности выделять существенные признаки предметов. | Упражнения и игры «Исключение лишнего», «Поиск аналогов», «Установи отношения» и др./ Цвен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения | |||
2. Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы | Формирование произвольной регуляции поведения | Сказкотерапия, арттерапия, игры / Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). | Овладение способами регуляции поведения |
3. Развитие мотивационной сферы | Формирование познавательных мотивов | Методика портфолио, сопровождение проектной деятельности | Рост уровня учебной мотивации и активности, овладение способами планирования и самоорганизации | |
Развитие навыков планирования и целеполагания | Разработка алгоритмов, упражнения «Цель моей жизни», «Круг жизни», «Мой день» / Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред.В.В. Петрусинского. |
Коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда.
Цель:у ребенка будет сформирован фонематический слух, ребенок научится без ошибок воспроизводить на слух оппозиционные слоговые цепочки, научится грамматически правильно составлять рассказ, писать слова без пропусков и замены букв, дописывать все элементы букв, научится различать границы между словами в предложении, определять количество и качество звуков в слове, грамотно оформлять устное и письменное высказывание, выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, делать умозаключения.
Диагностический модуль учителя-логопеда | |||||||||||||||||
Направление работы | Задачи | Методы и формы работы | Ожидаемые результаты | Сроки | |||||||||||||
Первичная диагностика | исследование сенсорного уровня речи, навыков звукового анализа, лексикограмматического строя речи, навыков словообразования, | наблюдение, | выявление нарушений речи, постановка диагноза, определение направлений коррекционной работы, составление | До 25.10 | |||||||||||||
опрос, беседа | , | ||||||||||||||||
анкетирование, | |||||||||||||||||
тестирование, | , | ||||||||||||||||
оценка | |||||||||||||||||
способностей | |||||||||||||||||
анализ продуктов | |||||||||||||||||
деятельности, | |||||||||||||||||
моделирование. | |||||||||||||||||
связной и письменной речи. | речевой характеристики, карты дефицитов и ресурсов, индивидуальной коррекционной программы. | ||||||||||||||||
Промежуточная диагностика | наблюдение и оценка динамики развития сенсорного уровня речи, навыков звукового анализа, лексикограмматического строя речи, навыков словообразования, связной и письменной речи, внесение корректив в индивидуальную коррекционную программу | наблюдение, | анализ проделанной коррекционной работы, выявление нарушений речи, внесение дополнений, корректировка индивидуальной коррекционной программы. | 05.12-25.12 | |||||||||||||
опрос, беседа | , | ||||||||||||||||
анкетирование, | |||||||||||||||||
тестирование, | , | ||||||||||||||||
оценка | |||||||||||||||||
способностей | |||||||||||||||||
анализ продуктов | |||||||||||||||||
деятельности, | |||||||||||||||||
моделирование. | |||||||||||||||||
Итоговая диагностика | сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования с опорой на критерий относительной успешности результатов коррекционнообразовательного процесса, установление положительной динамики в развитии сенсорного уровня речи, навыков звукового анализа, лексикограмматического строя речи, навыков словообразования, связной и письменной речи. | наблюдение, | оценка результативности и качества коррекционной работы, обобщение результатов работы, определение дальнейших образовательных перспектив и путей оптимизации логопедической работы на следующий год. | 20.04-15.05 |
опрос, беседа | , | |||||||||
анкетирование, | ||||||||||
тестирование, | , | |||||||||
оценка | ||||||||||
способностей | ||||||||||
анализ продуктов | ||||||||||
деятельности, | ||||||||||
моделирование. | ||||||||||
Коррекционный модуль учителя-логопеда | |||
Направление работы | Задачи | Методы и формы работы | Ожидаемые результаты |
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи | Развитие фонематического слуха. | 1.Развитие наблюдательности к языковым явлениям. 2.Развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, способности к переключению. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР – Программа. Коноваленко В.В., Коноваленко Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи. | Фонематический слух сформирован: ребенок воспроизводит оппозиционные слоговые цепочки в предъявленном темпе без ошибок. |
Восполнение пробелов в развитии фонематических процессов | Формирование навыков языкового анализа и синтеза | Выделение заданного звука в слове Определение места звука в слове. Определение количества звуков в слове. Составление слова из заданных звуков. 5.Определение количества слогов в слове. 6. Определение количества слов в предложении. Т. Ткаченко «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие» Н. Ефименкова «Коррекционноразвивающие программы для обучающихся 1-4 классов с нарушением письменной речи ». | Ребенок умеет правильно определять количество слов в предложении, количество звуков в слове, называет первый, третий, последний звук слова. Правильно определяет количество слогов в слове, умеет составлять слова из заданных букв. |
Восполнение пробелов в формировании связной речи. | Развитие связной речи. | Формировать умение работать с текстом цепной организации. Уметь определять: 1.Границы предложений в тексте. 2.Тему текста. Заголовок. 3.Редактирование текста. 4.Опорные слова. 5.Составление опорного текста по опорным словам. 6.Основная мысль высказывания. 7.Части текста. 8.Деление сплошного текста на абзацы. 9.Цепочка предложений в тексте. 10.Правила смысловой дружбы в рассказе. 11.Нарушения в порядке | Ребенок составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок, последовательно, без существенных пропусков искажений смысла пересказывает небольшие литературные произведения.Грамматически правильно оформляет |
предложений. 12.Использование слов синонимов. Н. Ефименкова «Коррекционноразвивающие программы для обучающихся 1-4 классов с нарушением письменной речи ». Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. | высказывание. Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, умеет задавать вопросы, делать умозаключения. |
Восполнение пробелов в формировании письменной речи. | Коррекция письменной речи | 1.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Звуко-слогового анализа слов 2. Выявление звонких и глухих согласные в слабой позиции. 3.Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Е Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е Мазанова «Коррекция оптической дисграфии» Е Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» Н. Ефименкова «Коррекционноразвивающие программы для обучающихся 1-4 классов с нарушением письменной речи ». Е Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии» | Ребенок научится писать слова без пропусков и замены букв, дописывать все элементы букв, научится различать границы между словами в предложении, разбирать слово по составу, грамотно оформлять высказывание, грамотно и без ошибок писать диктанты, изложения и сочинения. |
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Воспитательный компонент направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Воспитательная работа организуется по двум направлениям: общешкольные мероприятия и внутриклассовые. Содержание работы, конкретизируется в плане воспитательной работы класса.
III.СИСТЕМА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающегося с ОВЗ к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Для оценки уровня сформированности планируемых результатов используется текущая успеваемость и промежуточная аттестация.
Ведущими формами промежуточной аттестации являются:
мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного
плана;
административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологической и логопедической службой).
IV.СИСТЕМА УСЛОВИЙ
Специально организационные условия направлены на создание доступного для обучающегося пространства: удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке / режиме функционирования учреждения, расписания уроков, последних событиях в школе.
В школе предусмотрены отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда.
Специальные педагогические условия:
Реализация коррекционной образовательной программы с учетом скорости и объема предъявляемого материала
Обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметнопрактической, учебной, путем изменения способов подачи информации, особой методики предъявления учебных заданий ·Наглядное подкрепление информации
Наглядное подкрепление инструкций
Выполнение заданий по образцу
Наличие аудиматериалов
Особые условия проведения промежуточной аттестации:
Особая форма организации аттестации (в малой группе, индивидуально) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся;
Привычная обстановка в классе;
Адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающегося (упрощенная формулировка по грамматическому и семантическому оформлению, упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность выполнения задания, дополнительное прочтение педагогом письменной инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами);
Адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого, упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению);
При необходимости предоставление дифференцированной помощи стимулирующей одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторное разъяснение инструкции к заданию); Увеличение времени на выполнение заданий.
Возможность организации короткого перерыва (10-15 мин.) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
Исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию ипребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), такжепозволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом( № 214)
наличие кабинета для логопедических занятий (№ 309)
Созданные условия в МБОУ «СОШ № 1», реализующей АОП НОО обучающихся обеспечивают достижение планируемых результатов освоения АОП НОО.