Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Логопедия
  3. Адаптированная рабочая программа «Коррекция произносительной стороны речи при ринолалии»

Адаптированная рабочая программа «Коррекция произносительной стороны речи при ринолалии»

Автор Татьяна
0 подписчиков
Рабочая программа «Коррекция произносительной стороны речи при ринолалии» составлена на основе концепции о комплексном подходе к коррекции ринолалии по методике А.Г. Ипполитовой. Основной целью логопедической работы является коррекция нарушенных речевых функций, нормализация произносительной стороны речи.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Логопедия

Категория

Логопедия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Государственное бюджетное учреждение социального

обслуживания населения Ростовской области

« Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних

Цимлянского района»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

УТВЕРЖДЕНО

Адаптированная рабочая программа

«Коррекция произносительной стороны речи при ринолалии»

Срок реализации программы: 1 год

Составитель: учитель-логопед

Коровина Татьяна Леонидовна

гShape1 . Цимлянск, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Коррекция произносительной стороны речи при ринолалии» составлена на основе концепции о комплексном подходе к коррекции ринолалии по методике А.Г. Ипполитовой.

Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличается от нормы, звуки приобретают назальность.

Последовательность работы над звуками определяется возможностями развития артикуляционного аппарата ребенка-ринолалика и предлагает вначале развитие правильного речевого дыхания.

Основная задача логопедической работы при ринолалии — приучить ребенка при произнесении звуков производить ротовой выдох, а не выдыхать носом, что более привычно.

Социальная реализация и адаптация человека в современном обществе напрямую связана с его умением общаться. Условия нашей жизни предъявляют высокие требования к качеству устной речи, в частности, к её фонетической стороне.

Основной целью логопедической работы является коррекция нарушенных речевых функций, нормализация произносительной стороны речи.

Основными задачами работы являются:

1) развитие подвижности мягкого нёба;

2) формирование полноценного небно-глоточного смыкания;

3) овладение направленной воздушной струей для выработки навыков фонационного дыхания;

4) коррекция и автоматизация физиологического дыхания;

5) устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков;

6) формирование произношения всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков). 

Принципы логопедической работы при ринолалии вытекают из причин дефекта и его сути.

  • В основе всей работы лежит принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое с ротовым выдохом.

  • Принцип параллельности в формировании дыхания и звуков.

  • Определенная последовательность работы над звуками. Звуки речи взаимосвязаны и поэтому нормально звучащие звуки одной группы являются базой для формирования следующих звуков.

  • Использование специальной артикуляционной гимнастики.

  • После того, как звук будет сформирован, проводится его автоматизация в словах и фразах под контролем учителя-логопеда.

Коррекция нарушений звукопроизношения представлена традиционным алгоритмом: постановка звуков, автоматизация звуков, дифференциация звуков, введение поставленных звуков в самостоятельную речь.

С учетом варианта нарушений необходимо определить последовательность постановки звуков и подбор речевого материала.

Особенности постановки звуков при ринолалии:

- максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков;

- использование специфических приемов постановки гласных и согласных звуков (прием беззвучной артикуляции и др.), особенности использования механической помощи (зажимание пальцами крыльев носа и др.)

-первоначальное уточнение артикуляции гласных звуков;

последовательность коррекции согласных определяются доступностью их ребенку и связью с особенностями строения его артикуляционного аппарата;

- использование промежуточных, приближенных артикуляции – аналогов звуков;

- вызывание звука непосредственно в составе слога, а не в изолированном положении;

- не рекомендуется использование утрированного, чеканного, протяжного произношения поставленного звука, т.к. при этом возрастает напряжение артикуляционной мускулатуры, увеличивается время смычки, усиливается выход воздуха в нос.

Организация коррекционно-логопедической работы.

Логопедическая работа планируется в соответствии с расписанием логопедических занятий, продолжительность каждого занятия определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет 30 мин.

Перспективно-тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности разработано на календарный год (темы занятий, неохваченные специалистом, отрабатываются дома родителями, по рекомендациям логопеда). Содержание программы учитывает индивидуальные особенности ребенка.

Реализация программы проходит на базе ГБУСОН РО «СРЦ Цимлянского района».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Направления работы

Содержание работы

Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

Вдох и выдох носом. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом. Вдох и выдох ртом.

Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.

Глотание воды маленькими порциями. Позёвывание при открытом рте, имитация позёвывания. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями. Покашливание. Четкое утрированное произнесение гласных звуков (на твердой атаке) высоким тоном голоса.

Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

  • «Заборчик» - «Pyпop» - «Трубочка»

  • «Оскал»

  • «Хоботок»

  • «Хоботок» с последующим «оскалом»

  • «Трубочка»

  • раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы

  • «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»

  • удерживание бумажных трубочек

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:

  • язык широкий («лопаткой»)

  • язык узкий («жалом»)

  • язык широкий («чашечкой»)

  • язык узкий («горкой»)

  • «Качели»

  • поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд

  • поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы

  • язык вправо — влево

  • втягивание и вытягивание широкого языка

  • удерживание языка в состоянии покоя

  • присасывание спинки языка к нёбу

  • прищелкивание

  • переключение различных позиций

Коррекция звукопроизношения.

Коррекция произношения звуков т, д, с, з, ц, ч, щ

Автоматизация проходит на специально подобранном речевом материале.

Работа над просодикой речи.

Нормализация просодической стороны речи проводится на материале стихотворений, басен, песенок, сказок.

Упражнения для развития интонации:

пропевание нот (или отдельных гласных) под сопровождение пианино, сначала от док си, затем от си к до .

Упражнения для развития логического ударения:

  • проговаривать фразу, выделяя по очереди каждое слово;

  • “вопрос-ответ” (подбираются специальные тексты).

Упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи:

  • повторение ритмического рисунка (с помощью хлопков, постукиваний по столу, музыкальных ударных инструментов и т.д.);

  • чтение стихов с различными ритмическими рисунками и в различных стихотворных размерах.

Развитие фонематического восприятия

Различение слогов из правильно произносимых звуков. Определение количества звуков или слогов в словах. Различение сложных слоговых рядов Проговаривание слов близких по звучанию. Отобрать из набора картинок только те, в названии которых есть звук Ш. Игра «Доскажи словечко». Выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово. Игра «Найди ошибку». Игра «Речевое лото». Игра «Найди слова в слове». Игра «Будь внимателен». Игра «Кто в каком домике живет». Игра «Рифмовки»

Автоматизация

сформированных

навыков в свободном речевом общении.

Повторение скороговорок, рассказов, стихов, пересказ усвоенного материала, составление рассказа по картинке или серии картинок.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Направления

работы

Основное содержание деятельности

I период

январь

февраль

март

Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

Предлагаем ребенку “поплевать” на высунутый язык, подуть на кончик языка (положить ватку), выплюнуть крошку и т.д.

Отработка направленной

воздушной струи при фонации.

Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.

Дифференциация носового и ротового дыхания. Схема последовательности выполнения различных видов

вдоха и выдоха (по А.Г. Ипполитовой)

Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.

Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки

Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки

Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки

Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.

Артикуляционная гимнастика

для формирования артикуляционных укладов звуков Т, С, Ч

Артикуляционная гимнастика

для формирования артикуляционных укладов звуков Т, С, Ч

Артикуляционная гимнастика

для формирования артикуляционных укладов звуков Т, С, Ч

Коррекция звукопроизношения.

Коррекция произношения звуков Т, С, Ч

Коррекция произношения звуков Т, С, Ч

Коррекция произношения звуков Т, С, Ч

Работа над просодикой речи.

Игра «Повтори так-же»

Игра «В гостях у сказки»

Игра «Артист»

Развитие фонематического восприятия

Различение слогов из правильно произносимых звуков. Определение количества звуков или слогов в

словах.

Различение сложных слоговых рядов

Проговаривание слов близких по звучанию.

Автоматизация

сформированных

навыков в свободном речевом общении.

Составление рассказа по серии картинок «Зимующие птицы».

Пересказ рассказа «Снежная баба».

Отрабатывание скороговорки «Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели».

Составление рассказа по картинке «Защитники Отечества».

Пересказ рассказа «Помощники».

Стихотворение наизусть:

Мы устали от зимы,

Всем нам хочется весны.

Уходи скорей зима,

За моря и за леса.

Март - весны начало всей,

Ей отдай права скорей!

II период

апрель

май

июнь

Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

Формирование длительного ротового выдоха на примере

фонем: Ф, Ш, Щ, Х.

Дыхание с сопротивлением и в

движении.

Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков П, Т, К, Б, Д, Г.

Закрепление правильного речевого выдоха: чередование длительного выдоха с толчкообразным.

Дифференциация

короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании

произношения сонорных звуков и аффрикат: Л, Р, М, Н,

Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.

Позёвывание при открытом рте, имитация позёвывания.

Покашливание.

Четкое утрированное произнесение гласных звуков (на твердой атаке) высоким тоном голоса.

Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.

Артикуляционная гимнастика

для формирования артикуляционных укладов звуков Д, Щ

Артикуляционная гимнастика

для формирования артикуляционных укладов звуков Д, Щ

Артикуляционная гимнастика

для формирования артикуляционных укладов звуков Д, Щ

Коррекция звукопроизношения.

Коррекция произношения звуков Т, Д, С, Ч, Щ

Коррекция произношения звуков Т, Д, С, Ч, Щ

Коррекция произношения звуков Т, Д, С, Ч, Щ

Работа над просодикой речи.

Ритмическая игра «Сосульки»

Игра «Назови ласково»

Игра «В гостях у сказки»

Развитие фонематического восприятия

Отобрать из набора

картинок только те, в названии которых есть звук Ш.

Игра «Доскажи словечко».

Выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово.

Автоматизация

сформированных

навыков в свободном речевом общении.

Составление рассказа по серии картинок «Скворцы прилетели».

Обсуждение рассказа «Весна»

Рассказ по сюжетной картинке «День Победы».

Стихотворение «Май»

Наступает месяц май.
Птицы радостно запели,
Возвратившись в милый край.
Зацвели, зазеленели
Все деревья и кусты,
Снова пчелы полетели.
За нектаром на цветы.

(Я. Яковлева)

Составление рассказа «Ура, каникулы».

Отрабатывание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

III период

июль

август

сентябрь

Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

Формирование усиленного глоточного выдоха при открытом рте

Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.

Формирование речевого дыхания: ритмичное, отрывистое произнесение

слогов с ударением на первом слоге, затем с перемещением ударения на второй, третий и т.д. слоги.

Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.

Фонационные упражнения для активизации нёбной занавески и мягкого нёба.

Фонационные упражнения и упражнения с преодолением сопротивления для активизации нёбной занавески и мягкого нёба.

Фонационные упражнения и упражнения с преодолением сопротивления для активизации нёбной занавески и мягкого нёба.

Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.

Артикуляционная гимнастика

для формирования артикуляционных укладов звуков З, Ц

Артикуляционная гимнастика

для формирования артикуляционных укладов звуков З, Ц

Артикуляционная гимнастика

для формирования артикуляционных укладов звуков З, Ц

Коррекция звукопроизношения.

Коррекция произношения звуков Т, Д, С, Ч, Щ, З, Ц

Коррекция произношения звуков Т, Д, С, Ч, Щ, З, Ц

Коррекция произношения звуков Т, Д, С, Ч, Щ, З, Ц

Работа над просодикой речи.

Игра «Дирижер»

Игра «В гостях у сказки»

Ритмическая игра «Хлопки в ладоши»

Развитие фонематического восприятия

Игра «Найди ошибку»

Игра «Речевое лото»

Игра«Найди слова в слове».

Автоматизация

сформированных

навыков в свободном речевом общении.

Составление рассказа по серии картинок «Ворона и горох».

Пересказ рассказа В. Осеева «Синие листья».

Обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Несмелый мальчик».

Составление рассказа «Весёлые каникулы».

Стихотворение.

Кружат листья в сентябре.

Вот и осень и на дворе.

Облетела вся берёзка,

И блестит на ветке слёзка.

Мурка жмётся всё к печи,

Вкусно пахнут калачи.

Хорошо учить уроки

Даже самой младшей крохе.

(Зих Е.)

Составление рассказа «Находка»

IV период

октябрь

ноябрь

декабрь

Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

Формирование речевого выдоха: распределение выдоха в процессе речи, «добор» воздуха.

Длительное и равномерное распределение выдоха при произнесении фраз, скороговорок.

Развитие речевого дыхания: «добор» воздуха при чтении коротких стихов.

Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.

Упражнения для активизации нёбной занавески и мягкого нёба

Упражнения для активизации нёбной занавески и мягкого нёба

Упражнения для активизации нёбной занавески и мягкого нёба.

Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Коррекция звукопроизношения.

Коррекция произношения звуков Т, Д, С, Ч, Щ, З, Ц

Коррекция произношения звуков Т, Д, С, Ч, Щ, З, Ц

Коррекция произношения звуков Т, Д, С, Ч, Щ, З, Ц

Работа над просодикой речи.

Игра «В гостях у сказки»

Ритмическая игра «Барабан»

Игра «Подслушанный разговор»

Развитие фонематического восприятия

Игра «Будь внимателен»

Игра «Кто в каком домике живет».

Игра «Рифмовки»

Автоматизация

сформированных

навыков в свободном речевом общении.

Составление рассказа по серии картинок «За грибами».

Отрабатывание скороговорки «С осины осенней

Слетел лист последний»

Составление рассказа по картинке «Осень в парке».

Пересказ рассказа «Лесное зеркало».

Стихотворение «В декабре»

В декабре, в декабре

Пляшет вьюга во дворе,

И снежинкой на ладошку

Опускается ко мне.

Новый год у ворот.

За окошком дремлет кот.

Мёрзнут звёздочки на небе,

И всю ночь снежок идёт. Составление рассказа по серии картинок «Праздник новогодний».

5

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа «Коррекция произносительной стороны речи при ринолалии» составлена на основе концепции о комплексном подходе к коррекции ринолалии по методике А.Г. Ипполитовой. Основной целью логопедической работы является коррекция нарушенных речевых функций, нормализация произносительной стороны речи.
0 ₽
Развитие речи имеет четкие временные рамки. В определенном возрасте ребенок должен овладеть теми или иными навыками. Если этого не происходит – родителям необходимо обратиться к специалисту. Когда же стоит начинать беспокоиться? Отвечая на данный вопрос рассмотрим каждый возрастной период дошкольного возраста.
0 ₽