Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Физика
  3. Аналитический отчет ПО ИТОГАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЕГЭ по физике

Аналитический отчет ПО ИТОГАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЕГЭ по физике

Аналитический отчет ПО ИТОГАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЕГЭ по физике представляет собой анализ и разбор допущенных ошибок в проверочной работе в формате ЕГЭ. Задания базового уровня включены в часть 1 работы. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 контрольной работы. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Физика

Категория

Физика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Аналитический отчет

по итогам выполнения ЕГЭ пофизике МОАУ«СОШ№88г.Орска»

от 18.01.2022 уч.г.

  1. Краткая характеристика КИМ по предмету

Содержание экзаменационной работы определяется Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 32 задания, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом. Из них 13 заданий с записью ответа в виде числа, слова или двух чисел, 11 заданий на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр.

Часть 2 содержит 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 2 задания с кратким ответом (25,26) и 6 заданий (27–32), для которых необходимо привести развернутый ответ.

В контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня включены в часть 1 работы. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 контрольной работы. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики.

Задания базового уровня включены в часть 1 работы (21 задание с кратким ответом, из которых 13 заданий с записью ответа в виде числа или слова и 8 заданий с записью ответа в виде последовательности цифр). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов, а также знаний о свойствах космических объектов. Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 экзаменационной работы: 3 задания с кратким ответом в части 1, 2 задания с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом в части 2. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики. 4 задания части 2 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации. Выполнение таких заданий требует применения знаний сразу из двух-трех разделов физики, т.е. высокого уровня подготовки. Включение в часть 2 работы сложных заданий разной трудности позволяет дифференцировать учащихся при отборе в вузы с различными требованиями к уровню подготовки.

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 235 минут. Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:

1) для каждого задания с кратким ответом – 2–5 минут;

2) для каждого задания с развернутым ответом – 5–20 минут.

2.Анализ результатов экзаменационных работ

2.1.Результаты текущей работы:

Количество обучающихся,

выполнявших работу

«2»

«3»

«4»

«5»

успеваемость

качество

Средний балл

3

1

2

0

0

66,7%

0%

2,7

2.2. Сравнительный анализ с мониторинговыми работами прошлого года:

Дата

Количество обучающихся,

выполнявших работу

«2»

«3»

«4»

«5»

Средний балл

20.01.21

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Нет данных

11.06.21

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Нет данных

18.01.22

3

1

2

0

0

2,7

Распределение


Возможные причины улучшения/ухудшения результатов

2.3. Анализ результатов по критериям проверки.

Результаты выполнения заданий I части

Задания с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа или числового ответа.

№ Задания

1

3

4

5

6

9

10

11

12

13

14

15

16

17

20

22

23

Количество обучающихся, правильно выполнивших задание

0

1

0

2

0

1

1

1

1

1

0

0

0

1

2

1

2

% обучающихся, правильно выполнивших задание (от общего количества)

0

33,3

0

66,7

0

33,

33,3

33,3

33,3

33,3

0

0

0

33,3

66,7

33,3

66,7


Задания с ответом в виде последовательности цифр на установление соответствия.

№ Задания

№ 2

(макс.- 2б)

№ 7

(макс.-2б.)

№ 8

(макс.- 2б)

№ 18

(макс.-2б.)

№19

(макс.-2б.)

№21

(макс.-2б.)

Баллы

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Кол-во

выпускников

0

1

2

1

1

1

2

1

0

0

2

1

0

2

1

2

1

0

% обучающихся, (от общего количества)

0

33,3

66,7

33,3

33,3

33,3

66,7

33,3

0

0

66,7

33,3

0

66,7

33,7

66,7

33,3

0


Результаты выполнения заданий II части

Задания с ответом в виде числового ответа.

Задания с развёрнутым ответом.

№ Задания

№24

(макс. – 3 б.)

№25

(макс. – 3 б.)

Баллы

0

1

2

3

0

1

2

3

Кол-во выпускников

0

0

0

0

0

0

0

0

% обучающихся, (от общего количества)

0

0

0

0

0

0

0

0

№ Задания

№29

(макс. – 3 б.)

№30

(макс. – 4 б.)

Баллы

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Кол-во выпускников

0

0

0

0

0

0

0

0

0

% обучающихся, (от общего количества)

0

0

0

0

0

0

0

0

0


2.3Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий

Результаты выполнения заданий I части.

По результатам выполнения групп заданий, проверяющих одинаковые элементы содержания и требующие для их выполнения одинаковых умений, можно говорить об усвоении элементов содержания и умений, проверяемых заданиями части 1 экзаменационной работы. К ним относятся умения:

  • проводить комплексный анализ физических процессов (установление соответствия, выбор верных утверждений на основе заданной ситуации): анализ изменения физических величин в колебательном процессе, зависимость давления в жидкости от глубины погружения, представленное в виде графика (задание 5); поведение тела, плавающего при частичном погружении в жидкость, а также изменение величин в колебательном процессе (задание 6); вычислять значение физической величины с использованием изученных законов и формул в типовой учебной ситуации: определение с помощью графика работы идеального газа, использование первого закона термодинамики с учетом тех изопроцессов в идеальном газе, которые представлены при помощи графиков в виде pV- или pТ-диаграммы (задания 11,12); изменение параметров конденсатора в зависимости от его электроёмкости в колебательном контуре, закон электромагнитной индукции (задание 17);

  • вычислять значение физической величины с использованием изученных законов и формул в типовой учебной ситуации: сила тяжести, сила гравитационного взаимодействия, равнодействующая сила (задание 2); применение первого закона термодинамики, основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа, КПД теплового двигателя (задания 8,9); изменение влажности воздуха при изменении внешних параметров (задание 10); расчет характеристик электрической цепи (задание 14); закон электромагнитной индукции, период и частота колебаний в колебательном контуре (задание 15);

  • определять состав атома и атомного ядра, массовое и зарядовое числа ядер в ядерных реакциях, изотопы (задание 19);

  • выбирать недостающее оборудование для проведение косвенных измерений и экспериментальную установку для проведения исследования (задание23).

К проблемным можно отнести группы заданий, которые контролировали умения:

  • рассчитывать перемещение тела и пройденный путь с использованием графика зависимости проекции скорости от времени (задание 1);

  • применять закон сохранения энергии для расчета скорости тела, которая используется в дальнейшем для определения изменения импульса тела (задание 3);

  • использовать правило моментов (условия равновесия твердого тела) в заданной ситуации (задание 4);

  • устанавливать связь между физическими величинами и их формулами в заданной физической ситуации (задание 7);

  • определять направление вектора индукции магнитного поля с использованием правила Ленца и правила буравчика (задание 13);

  • анализировать характер изменения изображения, даваемого линзой (задание 16);

  • сопоставлять физические величины с формулами для их определения при определении характеристик электрической цепи и с использованием закона ЭМИ в случае вращения рамки в магнитном поле ( задание 18);

  • применение закона радиоактивного распада для определения различного числа частиц, энергетические уровни (задания 20,21);

  • записывать показания измерительных приборов (динамометр, манометр, вольтметр) с учетом погрешности измерений (задание 22);

  • характеризовать свойства космических объектов (планеты Солнечной системы, спутники планет, звезды) с использованием табличных данных (задание 24).

Типичные ошибки.

Типичные ошибки

Причины ошибок

Способы устранения ошибок

№ задания

Содержание задания

1

Равномерное прямолинейное движение,

равноускоренное прямолинейное

движение, движение по окружности

Определяют пройденный путь как изменение координаты тела, забывая о том, что это формула для определения перемещения (нужно использовать геометрическое свойство: путь - площадь под графиком скорости).

Учить учащихся «читать» графики зависимости между различными физическими величинами, обращать внимание на характер изменения величины и знак её проекции, обращать внимание на начальное положение тела.

Повторить понятия «путь», «перемещение». Акцентировать внимание учащихся на их сходства и различия. По возможности строить графическую зависимость координаты движущегося тела.

3

Закон сохранения импульса, кинетиче-

ская и потенциальные энергии, работа и

мощность силы, закон сохранения

механической энергии

1) при нахождении изменения импульса забывают спроектировать на вертикальную ось, в результате знак в вычислениях неверный

2) используют закон сохранения энергии сразу для всего описанного процесса движения тела, забывая учесть, что в процессе удара скорость изменяется (часть энергии переходит во внутреннюю)

Использовать при решении одной и той же задачи различные способы представления условия (графический, в виде зависимостиp(t), словесная формулировка).

Повторить алгоритм работы с векторными величинами. Разнообразить типы задач на применение закона сохранения энергии ( для замкнутых систем тел; в случае, когда действуют силы трения, и т.п.)

4

Условие равновесия твердого тела, закон

Паскаля, сила Архимеда, математиче-

ский и пружинный маятники, механиче-

ские волны, звук

Неверно определяют плечи сил. При написании правила моментов неверно расставляют знаки.

Рекомендовать учащимся перед началом решения выполнять рисунок, соответствующий условию задачи, расставлять все действующие силы с учетом их точки приложения, при записи правила моментов указывать выбранную точку опоры.

7

Механика (установление соответствия

между графиками и физическими

величинами, между физическими

величинами и формулами)

Для верного ответа на задание требуется провести сложные математические преобразования при работе с формулами, поэтому часть учеников выбирают варианты ответов путем «угадывания», не доведя расчеты до логического завершения.

На уроках физики и математики в процессе повторения материала отрабатывать математические навыки работы с формулой.

13

Принцип суперпозиции электрических

полей, магнитное поле проводника

с током, сила Ампера, сила Лоренца,

правило Ленца (определение

направления)

Затрудняются в использовании правила правой руки для определения направления индукции магнитного поля, созданного витком с током. Не учитывают, что данный вектор магнитной индукции возникает из-за изменения внешнего магнитного поля, как следствие возникновения индукционного тока в контуре (не используют правило Ленца).

Разнообразить типы задач на применение направлений векторов с применением правила левой, правой руки, а также увеличить долю заданий на применение правила Ленца. Акцентировать внимание учащихся на внимательном прочтении условия задачи и анализа физической ситуации, описанной в примере.

16

Электродинамика (объяснение явлений;

интерпретация результатов опытов,

представленных в виде таблицы или

графиков)

Неверно выполняют построение изображения предмета в линзе, расположенного на различном расстоянии; не используют свойства изображения, расположенного в двойном фокусе.

Повторить принципы построения изображений предметов, даваемых собирающей линзой, при их различном расположении.

Перед началом решения проводить полный анализ условия с учетом заданным расстояний. Напомнить учащимся об особенностях изображения, даваемого линзой, в случае, когда точка находится в двойном фокусе (применять графическое представление заданной ситуации).

18

Электродинамика и основы СТО

(установление соответствия между

графиками и физическими величинами,

между физическими величинами

и формулами)

Для верного ответа на задание требуется провести сложные математические преобразования при работе с формулами, поэтому часть учеников выбирают варианты ответов путем «угадывания», не доведя расчеты до логического завершения.

На уроках физики и математики в процессе повторения материала отрабатывать математические навыки работы с формулой.

Повторить с учащимися понятие «действующего значения тока», а также принцип записи величин, изменяющихся по гармоническому закону (применение понятия производной в частных случаях).

20

Фотоны, линейчатые спектры, закон

радиоактивного распада

Невнимательны при написании реакций, затрудняются в определении количества альфа- и бета-распадов, т.к. слабо владеют навыками работы с законом сохранения зарядового и массового числа при написании реакций.

Данная теория слабо изучена учащимися.

При записи ответа на поставленный вопрос обращать внимание на то, что именно требуется записать в ответе.

21

Квантовая физика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами)

Неверно соотносят физические величины с их графическим представлением либо с расчетными формулами (фотоэффект)

Данная теория не изучена учащимися

22

Механика – квантовая физика (методы научного познания)

Невнимательно читают условие данной задачи (при записи значения величины указывают прямые измерения по изображенному прибору, упуская из виду то, что по условию требуется определить значение другой величины косвенным способом). Указывают окончательный ответ в других единицах измерения.

Невнимательны при записи ответа, не учитывают количество знаков после запятой в численных значениях показания прибора исходя их числа знаков после запятой в погрешности измерения.

Внимательнее читать условие задачи, обращая внимание на то, какую величину требуется определить по условию задачи. При переносе ответа в бланк обращать внимание на то, в каких единицах требуется выполнить запись.

24

Элементы астрофизики: Солнечная система, звёзды, галактики

Для верного ответа на задание требуется провести сложные математические преобразования при работе с формулами, поэтому часть учеников выбирают варианты ответов путем «угадывания», не доведя расчеты до логического завершения.

Повторить с учениками формулы определения объема сферы. Также следует увеличить долю заданий на применение сравнительного анализа характеристик небесных тел по заданным табличным значениям (1,2 космическая скорость, ускорение свободного падения на планете, и т.п.)

Результаты выполнения заданий II части.

Стоит отметить, что процент учащихся, приступивших к решению задач второй части, очень мал (ученики много времени потратили на решение 1 части).

По результатам выполнения заданий части 2 экзаменационной работы можно выделить следующие типичные ошибки:

  • Задание 25. Данная теория редко встречается в Кимах ЕЭ, поэтому у учащихся слабо сформировано умение определять работу электрического поля через понятие «потенциал». Допускают вычислительные ошибки при определении расстояний от заряда до заданной точки поля, плохо применяют принцип суперпозиции.

  • Задание 26. Данная теория не пройдена учащимися по программе, поэтому многие не приступали к решению Во втором варианте в задании ошибка в условии задачи, которая не соответствует изображенному рисунку, что запутало учащихся еще больше.

  • Задание 27. Обучающиеся не давали полных пояснений, опираясь на законы и формулы (слабо выработано умение выстраивать логически связанный ответ, корректно использовать физические термины, ссылаться при необходимости на физические законы). При построении графика зависимости неверно изображают зависимость массы от объема, ошибочно опираясь на графическое представление изотермического процесса. При анализе поведения частицы в электрическом поле описывают ситуацию общими фразами, не изображая на графике действующие силы, а также не описывают характер их изменения в данной ситуации.

  • Задание 28. Указывают не все тепловые процессы, происходящие с веществами согласно условию задачи; затрудняются при написании формулы ускорения свободного падения через параметры небесного тела.

  • Задание 29. При указании сил на чертеже указывают неверно точку приложения силы Архимеда (либо силы трения), что приводит к неверной записи правила моментов. Допускались ошибки при математических преобразованиях и вычислениях.

  • Задание 30. Допущены ошибки в записи уравнений теплового баланса; теряют зачастую тепловые процессы (забывают учесть тот факт, что при опускании второго шарика первый также участвует в теплообмене). Пытаются объяснить указанную в задаче графическую зависимость путем анализа данных, без указания физических законов и формул.При решении этих задач ребята допускали ошибки в рассуждениях. Не выполняют пояснения нововведенных физических величин.

  • Задание 31. Допускают вычислительные ошибки при расчете общего сопротивления в случае «неидеальности» измерительных приборов в цепи. Нет логической структуры построения решения задачи. Не выполняют пояснения нововведенных физических величин.

  • Задание 32. Не проводят полного анализа характера изменения физических величин в обоих случаях ( до и после размыкания ключа). Многие не приступают к решению задач на цепи с конденсатором. Нет логической структуры построения решения задачи. Не выполняют пояснения нововведенных физических величин.

3. Обобщение результатов

Анализ выполнения работы позволяет сделать следующийвывод:

  • Отсутствует должный уровень концентрации при выполнении ряда заданий (невнимательное прочтение условия задачи или инструкции по ее выполнению; при записи числа в бланк ответа неверно выполняют его округление или не обращают внимание на единицы измерения, теряют знак и т.д.).

  • Отсутствие логической структуры построения решениярасчетных и качественных задач, аргументирования суждений. Не выполняют пояснения нововведенных физических величин при решении.

  • Плохо сформировано умение по заданному графику анализировать характер изменения физических величин.

  • Допускают ряд математических ошибок, связанных с вычислением или выражением физической величины из формулы.

  • Неверно выполняют анализ электрических цепей различного типа (смешанное соединении, цепи, содержащие конденсаторы и катушки индуктивности).

4. Рекомендации по улучшению качества образования для образовательных организаций.

Учителям физики при подготовке обучающихся к ЕГЭ необходимо:

  1. При решении задач на расчет электрических цепей, содержащих конденсаторы, катушки индуктивности, различные способы соединения измерительных приборов в цепь, перед началом решения задачи проводить устный анализ на характер изменения различных физических величин.

  2. Следует уделить больше внимания решению задач по геометрической оптике, предлагать учащимся задачи на использование различных оптических систем (требующих применения законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света).

  3. Необходимо также акцентировать внимание учащихся на то, что многие ошибки экзаменуемых возникают из-за невнимательного прочтения условия задачи (не обратили внимания на частицу «не» или спутали увеличение с уменьшением, направление «вверх» или «вниз», движение «равномерное» или «равноускоренное») или тем, что они останавливались на первом же варианте ответа (в заданиях с выбором ответа), который казался правдоподобным, не дочитывая внимательно до конца все последующие варианты ответов. Между тем, часто чтение последующих вариантов ответов может натолкнуть на возможную ошибку в рассуждениях.

  4. Формирующее оценивание должно базироваться на комплексных заданиях с развернутым ответом, например когда по заданным начальным условиям и характеристикам элементов контура предлагается и записать формулы для описания колебаний всех величин, их характеризующих, и построить соответствующие графики, причем «в числах».

  1. В заданиях могут содержаться лишние данные. В текстах заданий отсутствуют данные из таблиц – их необходимо отыскать самостоятельно. При этом значения величин и констант, содержащихся в справочных материалах к варианту экзаменационной работы, должны быть использованы строго, без округлений. Безусловно, все эти замечания должны регулярно присутствовать при подготовке обучающихся к экзамену.

  2. Обращать внимание выпускников на то, что в качестве исходных формул принимаются только те, которые указаны в кодификаторе, при этом форма записи формулы значения не имеет, но имеют значение используемые обозначения физических величин. Если используются отличные от кодификатора обозначения, то их нужно отдельно оговаривать.

  3. Необходимо обращать внимание на корректность числового ответа. В ЕГЭ числовой ответ задачи обязательно проверяется экспертами, при этом допускаются округления с учетом того числа значащих цифр, которые указаны в условии задачи. (Хотя и избыточная точность числового ответа в настоящее время не считается ошибкой.) При недостаточной точности ответа или при решении задачи по действиям допускается погрешность ответа, не меняющая физической сути числового ответа задачи.

  4. При подготовке к экзамену следует уделять внимание на правильное оформление задач.

  5. Использовать различные методические приемы для освоения решения качественных задач: через устные опросы обучающего характера; через организацию работы в малых группах по коллективному обсуждению и выработке полного объяснения; через использование графических схем, отражающих ход решения (все логические шаги и все ссылки на законы и явления для каждого логического шага).

  6. Развивать умение сопоставлять результаты исследований, приведённые в виде словесного описания, таблицы или графика (переводить имеющиеся данные из одной формы описания в другую), делать выводы, объяснять результаты опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов, теорий.

  1. Обратить особое внимание на обучающихся, показавших удовлетворительные результатов (отметка «3»):

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Учебный предмет: Алгебра Класс: 7 УМК: А.Г. Мордкович. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.Мнемозина,2014.-160 с.:ил. Тема урока: Одночлены. Арифметические операции над одночленами. Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений изученного материала по теме. Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная. Технологии: технология парной работы, системно-деятельностного подхода. Оборудование к уроку: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, раздаточный материал, эпиграф на доске. Цель урока: Создание условия для закрепления и коррекции материала по теме «Одночлены. Арифметические операции над одночленами».
0 ₽
Аналитический отчет ПО ИТОГАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЕГЭ по физике представляет собой анализ и разбор допущенных ошибок в проверочной работе в формате ЕГЭ. Задания базового уровня включены в часть 1 работы. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 контрольной работы. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики.
0 ₽