Артикуляционная гимнастика
для детей 4-5 лет в средней группе.
Артикуляционная гимнастика для языка для детей 4-5 лет является комплексом специальных упражнений, предназначенных для улучшения функциональности органов артикуляционного аппарата. С помощью таких занятий у ребенка происходят следующие изменения: повышается подвижность языка, мягкого неба и челюстного аппарата; укрепляются мышечные ткани щек, губ и языка; закрепляется способность удерживать язык и зубы в нужном положении; развивается детская координация движения артикуляционных органов. Ежедневное выполнение такого вида гимнастики способствует выработке правильного произношения тех или иных звуков.
Занятия по артикуляции нужно проводить в сидячем положении, чтобы ребенок сидел прямо и имел возможность в любой момент расслабить тело, руки и ноги. Квалифицированные специалисты рекомендуют начинать зарядку с упражнений для губ.
Уроки по артикуляции для детей 4-5 лет должны быть красочными и интересными. Игровая форма подачи способствует тому, что ребенок быстрее и охотнее начнет осваивать тонкости произношения звуков. Словесные описания желательно усиливать с помощью визуальных образов и ярких иллюстраций с изображениями для каждого урока.
Поскольку малыши четырех-пяти лет не способны концентрировать свое внимание на чем-то одном на протяжении долгого времени, продолжительность гимнастики должна составлять 10-15 мин каждый день.
С детьми дошкольного возраста логопеды довольно часто играют в «Собачку», в процессе которой нужно широко открыть рот и высунуть язык в расслабленном состоянии на нижнюю губу. В таком положении язык следует держать не менее 5 сек., после ребенок должен спрятать его, сглотнуть слюну и отдохнуть.
Картотека упражнений по артикуляции состоит из множества упражнений, среди которых следующие игры:
«Улыбка»
Цель: выработка умения удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укрепление мышц губ и развитие их подвижности.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Хоботок»
Цель: выработка движений губ вперед, укрепление мышц губ, их
подвижности.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Чередование «Хоботок» - «Улыбка»
Цель: укрепление мышц губ и тренировка их подвижности путем переключения позиций губ. Развитие произвольного внимания.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и», «и – у»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
«Лягушка»
Цель: отработка движений нижней губы вниз и на место. Развитие
подвижности и укрепление мышц губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
«Зайчик»
Цель: отработка движений верхней губы вверх и на место. Развитие подвижности и укрепление мышц губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская
её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
«Окошко»
Цель: развитие мышечной силы и подвижности губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
«Язык здоровается с подбородком»
Цель: отработка движений языка вниз, развитие его подвижности. Укрепление мышц языка. Способствование растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
«Язык здоровается с верхней губой»
Цель: отработка движения языка вверх, укрепление мышц языка и развитие
его подвижности. Способствование растяжке подъязычной связки (уздечки),если
она укорочена.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка
на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
«Обезьянка»
Цель: отработка движений языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укрепление мышц языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
«Бульдог»
Цель: тренировка подъема языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укрепление мышц языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и
верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
Чередование «Обезьянка» - «Бульдог»
Цель: укрепление мышц языка и губ, развитие подвижности языка. Тренировка способности к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
«Хомячок»
Цель: развитие произвольных движений языка. Укрепление мускулатуры языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«Колесо»
Цель: развитие произвольных движений языка, укрепление его мускулатуры и развитие его подвижности. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под
нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по
5-6 кругов в одну и другую сторону.
Чередование «Толстячки - худышки»
Цель: укрепление мускулатуры щек. Развитие координации движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
«Шарики»
Цель: укрепление мускулатуры щек. Развитие координации движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«Самовар»
Цель: укрепление мускулатуры губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
«Чашечка»
Цель: развитие навыка удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укрепление мускулатуры языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.
«Дуем с чашечки»
Цель: направление воздушной струи к середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
«Не разбей чашечку»
Цель: развитие навыка движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развитие мускулатуры и подвижности языка.
Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
«Дудочка»
Цель: Развитие круговых мышц губ.
Описание: Губы сомкнуты и вытянуты вперёд в виде трубочки. Удерживатьгубы в таком положении следует 10-15 с.