Конспект НОД по ознакомлению с окружающим
для детей среднего дошкольного возраста
Цель: формировать представления детей о красоте, ее разнообразии. Учить детей отличать внешнюю красоту человека от внутренней.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «красота», учить видеть красоту в окружающем мире.
- Формировать представления детей о красоте души, различиях между внешней и внутренней красотой.
- Развивать умение определять красоту души по поступкам и делам человека.
- Воспитывать желание быть красивыми не только внешностью, но и душой.
Материалы: очки без стекол, несколько игрушек, предметов для упражнения «Самый красивый предмет», картинки с изображением двух мальчиков – опрятного и растрепанного, игрушка ворона, иллюстрации к сказке, аудиозапись нескольких мелодий.
Ход НОД:
(это то, что нам нравится и вызывает радость).
- Молодцы ребята, каждый из вас смог увидеть красоту в другом человеке. Как вы думаете, красота бывает только в людях? (ответы детей)
- Красота есть везде, главное – суметь ее рассмотреть.
Упражнение «Самый красивый предмет»
- Посмотрите на эти предметы. Все они разные. Давайте попробуем найти самый красивый из них. (Детей подходят столу с разными предметами и выбирают тот предмет, который считают самым красивым).
- Почему вы выбрали именно эти предметы?
- Почему не выбрали другие, они не красивые? (Красивые, но каждый по-своему. Во всем есть красота, но у каждого она своя).
Упражнение «Учимся слышать красоту»
- Красоту предметов, людей мы можем увидеть. А услышать красоту мы можем?
Давайте послушаем разные звуки и определим самый красивый из них. (Дети прослушивают звуки природы и несколько мелодий. Воспитатель предлагает выбрать самый красивый из них. Вывод: каждый звук, каждая мелодия обладают своей красотой).
Музыкальная пауза
- Когда вы слышите красивую музыку, что вам хочется делать? (танцевать)Давайте мы с вами немножко потанцуем. Но помните – под красивую музыку нужно и красиво танцевать.
Упражнение «Как выглядит внутренняя красота?»
- Ребята, ту красоту, о которой мы говорили, можно увидеть или услышать. Но есть красота, которую не видно и не слышно. Как выдумаете, что это за красота, где она прячется? (ответы детей)
- Это внутренняя красота. Красота, которая находится в сердце и душе человека.
- Можем ли мы посмотреть на человека и сказать – красивая у него душа или нет?
- Давайте попробуем разобраться, как же увидеть внутреннюю красоту человека.
Упражнение «Два мальчика»
Воспитатель вывешивает перед детьми две картинки с изображением двух мальчиков.
- Перед вами два мальчика. Один – в новом костюмчике, чистенький, причесанный. Второй – волосы взъерошены, ботинки пыльные, рубаха грязная, брюки помяты.
- Кто из ребят красивее?
- С кем бы вы хотели дружить?
А вот что было раньше.
Идут эти мальчишки из школы домой. Оба чистенькие, аккуратненькие. Видят – хулиганы девочку обижают. Один сразу заступился. А второй мимо прошел, за костюмчик свой испугался, что бы маму не расстраивать. Решил не связываться.
- А теперь, как вы думаете, кто из ребят красивее?
- Почему ваше мнение изменилось?
- С кем из мальчиков вы бы хотели дружить?
-Согласны ли вы, что человек, красивый внешне, не всегда может быть красив душой?
- К нам в гости сегодня прилетела Варвара Каркаровна. Она, как и все вороны, очень любит красивые вещи и очень хорошо разбирается в красоте. Она часто летает по свету и видит разные истории. И вот одну из них я вам сейчас расскажу.
Теперь Бабочка помногу раз в день прилетала к Цветку с новостями, а он, широко раскрыв лепестки, радостно встречал свою красивую гостью.
Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок сжался, задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться Бабочки. Вскоре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и воскликнул:
– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Мне надо тебе кое-что сказать.
Как только Бабочка подлетела к Цветку, она тут же оказалась в сачке. Она хотела вырваться из плена, но у нее ничего не получалось. Бабочка металась, билась крыльями и внезапно ей удалось вырваться на волю. Взлетев высоко, она оглянулась и увидела, что от удара сачка Цветок сломался. Он без движения лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим сломанным и молчащим другом, и горько плача, говорила:
– Это я виновата, это тебя из-за меня сломали, прости меня, Цветочек.»
- Вам понравиласи история?
- Как поступила бабочка по отношению к Цветку?
–Какой поступок совершил Цветок по отношению к Бабочке?
- Если бы вы были Бабочкой, вы бы хотели дружить с таким цветком?
– Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и сердцем?
–Что важнее, красота души или красота внешняя?
Вывод: человек должен быть красив не только внешне, но и внутренне.
Итог занятия
- О чем мы с вами сегодня говорили? О красоте.
- Какая бывает красота? Внутренняя и внешняя.
- Чем отличается внутренняя красота от внешней? Внешнюю мы можем увидеть, а внутреннюю почувствовать.
- В чем выражается внутренняя красота человека?В его делах и поступках.
Наше занятие я хочу закончить стихотворением:
Красота, подобно чуду. Красота живет повсюду –
Рядом с нами, вдалеке, в каждом маленьком цветке.
В каждой капельке-дождинке, круглой лужице, травинке,
В звездном небе в вышине. А еще - в тебе и мне.
А сейчас мы с вами организуем « Салон красоты»: наши девочки придут в Салон Красоты, а мальчики подберут для них наряды, украшения и организуем с вами: «Парад красивых модниц наших девочек»!