Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) группы представляет специально организованное помещение, материалы, оборудование и инвентарь, нацеленные на:
— развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;
— удовлетворение двигательной активности детей;
— возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности уединения.
При создании РППС учитывается ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО, группы РППС создается с учетом развития индивидуальности каждого воспитанника, его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности.
Предметы, материалы, наполняющие помещения группы, имеют необходимые сертификационные документы, свидетельствующие о безопасности для физического здоровья детей: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат.
При организации пространства учитывается акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Помещение хорошо и равномерно освещается, уровни естественного и искусственного освещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны.
Помещение группы в цветовой гамме с учётом детского восприятия, имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей. Цвет стен имеет пастельно желтую окраску, мебель не выделяется на ее фоне, помещение украшено детскими работами.
Оборудование помещений соответствует росту и возрасту детей, Расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве. Мебель закреплена к стене. Функциональные размеры используемой детской мебели столов и стульев соответствует обязательным требованиям, одной группы мебели и промаркированы согласно таблице СанПиНа. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. При использовании маркерной доски цвет маркера выбран контрастного цвета (черный, красный, темные тона синего и зеленого).
Среди комнатных растений нет цветов, которые могли бы причинить вред здоровью детей.
Хранение ножниц в центре творчества находится под контролем воспитателя.
Используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки применяются в качестве дидактических пособий.
При отборе игрушек, игр, игрового оборудования учитываются принципы оценки безопасности игровой продукции:
1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
РППС должна обеспечивать психологическую комфортность пребывания воспитанников в группе детского сада.
Комфортная РППС обладает многофункциональными качествами гибкого зонирования, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.
Все игровое оборудование, материалы, пособия, обеспечивающие основные виды детской деятельности, в группе располагаются таким образом, что каждый ребенок имел свободный доступ к ним.
Особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей. Они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя ширмы, занавеси, обручи и скакалки, стулья, детские палатки, материалы для одной образовательной области могут использовать и ходе реализации другой.
Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. В зависимости от воспитательно-образовательных задач, зоны так же могут трансформироваться, меняться, дополняться и объединяться.
Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, создаются условия отдыха от общения, в группе моделируется зона для отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу и т.д., такие условия обеспечивают индивидуальную комфортность каждого ребенка.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС, для внимательного отношения к пространству и поиску нового, более интересного, осуществляется смена игрушек, оборудования и прочих материалов или меняю местоположение. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. Это позволяет РППС быть вариативной.
В РППС учитываются гендерные особенности воспитанников.
Такая организация РППС несет в себе психологический комфорт для детей, позволяет воспитанникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.