Брейн-ринг по рассказам В. Осеевой «О вежливости, доброте и правде»
-Ребята! Рада приветствовать вас на игре-викторине «О вежливости, доброте и правде»
Сегодня наша встреча посвящена Валентине Александровне Осеевой, которая писала коротенькие рассказы. Послушайте, что она писала:
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать».
В своих книгах она постоянно обращалась к детям. Валентина Осеева старалась разговаривать с детьми о том, что важно знать и понимать маленькому ребенку. Что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя – об этом рассказы Осеевой, которая умела говорить с детьми прямо, но не скучно.
Писательницы Валентины Осеевой давно уже нет, но остались ее добрые книги. Они помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности.
Вопросы по рассказу «Волшебное слово».
1. Какие неприятности случились у Павлика?
(Сестра Ленка не дает краски; бабушка за морковку тряпкой прогнала из кухни; брат едет на лодке, а Павлика не берет)
2. Какой совет дал Павлику старичок? Как нужно произносить волшебное слово?
(Волшебное слово «пожалуйста»; говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь)
3.Что осталось на песке после ухода старичка?
(Начерченные зонтиком непонятные знаки)
4.С какой просьбой Павлик обратился к брату?
(Покатай меня на лодке, пожалуйста!)
5.С какой просьбой к бабушке (после встречи со старичком) обратился Павлик? И как она на это отреагировала?
(- Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.)
Из всех понемногу
«Девочка с куклой»
6. Почему все засмеялись, когда мальчик Юра в автобусе уступил место девочке с куклой?
Он подумал, что девочка держит маленького ребёночка.
7.Кто поддержал Юру?
Лейтенант, он похвалил мальчика за то, что он сделал правильно, девочкам тоже надо уступать место.
«Сыновья»
8.Как две женщины хвалили своих сыновей в рассказе «Сыновья»?
Ловок, силен, поет, как соловей
9.Почему старичок в рассказе на вопрос трех женщин, хваливших своих сыновей, сказал: «Я только одного сына вижу!»
(Два других сына любуются только собой, не вспоминая о матери)
«Злая мать и добрая тетя»
10.Почему Даша так говорила: злая мать и добрая тетя?
(Тетя ничего не заставляла делать, а мама учила не бояться никакой работы)
«Что легче?»
11. Какие идеи по поводу того, что сказать дома, появились у мальчиков?
(У первого мальчика – что волк напал в лесу; у второго – что дедушку встретил; третий решил, что легче сказать правду)
12.Как родители первых двух мальчиков узнали, что они солгали?
(Лесной сторож сказал, что в этих местах нет волка; дед пришел в гости, обман раскрылся)
«Печенье»
13.В рассказе «Печенье» братья что-то сделали не так. Какой поступок не украсил мальчиков?
Печенье поделили только для себя, забыв про маму и бабушку.
Что бы вы посоветовали сделать мальчикам, чтобы наладить отношения со взрослыми?
«На катке»
14.Почему девочка упала?
(Лихо заворачивая, Витя наскочил на девочку)
15.Почему, отвечая на Витин вопрос про ушиб, девочка улыбнулась?
(Потому что она увидела растерянность и сочувствие Вити)
16.Почему Витя потом изменил свое отношение к девочке?
(Услышал сзади смех)
«Три товарища»
17.Какая неприятность случилась у Вити?
(Потерял завтрак)
18.Как поступил мальчики, а как поступил Володя?
(Мальчики сочувствовали, а Володя поделился с товарищем хлебом с маслом)
«Синие листья»
19.Почему у Лены на рисунке листья на деревьях синие?
(Потому что у нее не было зеленого карандаша)
20.Какие причины придумывала Катя, чтобы не дать Лене карандаш?
(У мамы спрошу; у брата спрошу; боюсь сломаешь карандаш)
21.Почему Лена не взяла карандаш?
(поняла, что Кате жалко)
22.Какой совет учительница дала Кате?
(Надо так давать, чтобы можно было взять.)
«Хорошее»
23.О чем мечтал Юрик, проснувшись рано утром?
(Сделать что-то хорошее)
24.Что, по мнению Юры, «сделать хорошее»?
(спасти тонущую сестренку, спасти няню от волков, спасти Трезорку, упавшего в колодец)
25.Что посоветовала мама?
(погуляй с сестренкой, помоги няне убрать посуду, дай водички Трезору)
«Отомстила»
26.Что увидела Катя из рассказа «Отомстила», подойдя к своему столу?
(Ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды)
27.Что случилось с Алешей из рассказа «Отомстила» после того, как он быстро стал карабкаться вверх?
(Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал)
«Добрая хозяйка»
28. Кого меняла девочка в рассказе «Добрая хозяюшка»?
(курочку, уточку, щенка)
29.Почему в сказке «Добрая хозяюшка» щенок убежал от девочки?
Потому что он боялся, что девочка его тоже променяет на кого-нибудь другого.
«Кто хозяин»
30.Как звали собаку? Жук
31. Как удалось понять, кто настоящий хозяин?
На собаку напали две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Коля бросился на помощь Жуку, а Ваня вскарабкался на дерево.
«Плохо»
32.За что женщина осудила двух мальчиков в рассказе «Плохо»?
Мальчики не звали на помощь, а просто смотрели, как собака чуть не разорвала котенка.
«Время»
33.В рассказе «Время» мальчики не могли решить примеры. Почему?
Один не умеет решать со скобками, а другому сложно решать с большими числами.
34.Почему мальчики договорились решить примеры вместе, но не решили?
Потратили время на бессмысленные разговоры, а нужно было распределить время: сначала дело, а потом игры и разговоры.
«Навестила»
35.В рассказе Муся пришла к больной Вале. Чем болела Валя?
У Вали был флюс.
36.Чем могла помочь Муся Вале? Как случилось, что Вале пришлось ждать маму?
(Муся могла помочь принести теплую грелку и полоскание от флюса.)
«Просто старушка»
37.Что произошло с бабушкой в рассказе? Что сделал мальчик?
Старушка поскользнулась, мальчик помог ей подняться.
38.Почему девочка удивлялась, когда на её вопросы отвечал мальчик?
Она, видимо, ещё не знала, что помогать нужно не только родным, но и тем, кто нуждается в помощи.
«Сторож»
39. Почему в детском саду было весело всем детям, кроме одного мальчика, которому было скучно?
Мальчик не играл, а охранял игрушки от других детей.
«Бабушка и внучка»
40.За что хвалила мама Таню и бабушку в рассказе «Бабушка и внучка»?
Они обе читали друг другу.
«Случай»
41.В рассказе «Случай» мама подарила Коле карандаши. Что он с ними сделал и почему?
Раздал друзьям, кому нужны били карандаши.
«Рекс и Кекс»
42. В рассказе «Рекс и Кекс» ребята о чем-то спорили. О чем?
Как зовут собаку директора.
43. Как на самом деле звали собаку директора?
Ральф
«Почему?»
44. Что разбил мальчик, балуясь с собакой, в рассказе «Почему»?
Папину чашку
45.Почему мама выгнала Бума жить на улицу в будку?
Мальчик свернул на собаку, что это она разбила чашку.
Пословицы
К какому рассказу подходит пословица:
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»?
«Что легче?»
«Доброе слово и кошке приятно»?
«Волшебное слово»
«Надо так давать, чтобы можно было взять»
«Синие листья»
«Младших – защищай, а не обижай»
«Кто глупее?»
«Видно, ваша дружба до первого дождя»
«До первого дождя»
Закончить нашу игру-викторину мне хотелось бы стихотворением Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать».
Стать добрым волшебником Ну-ка попробуй! Тут хитрости Вовсе не надо особой. Понять и исполнить Желанье другого — Одно удовольствие, Честное слово! На клумбе цветок. Его листья повисли. Грустит он... О чем? Угадал его мысли? Он хочет напиться. Эй, дождик, полей! И дождик струится Из лейки твоей. А что же сестренка Скучает в сторонке? Волшебное что-нибудь Сделай сестренке!.. | И ты обернулся Ретивым конем — Галопом Сестренка Помчалась на нем! Хоть мама Еще не вернулась с работы, Нетрудно узнать Ее думы-заботы: «Вернусь — хорошо бы Пошить, почитать... Да надо с уборкой Возиться опять». И ты совершаешь Веселое чудо — Ковёр засверкал, Просияла посуда. И ахнула мама, Вернувшись домой: — Да это — как в сказке!.. Волшебник ты мой! |
В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила - сила ваших добрых слов и поступков. Будьте добры!