ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет:Окружающий мир
Класс:3
Автор УМК: УМК «Школа России» Плешаков А.А.
Тема урока: Что такое почва.
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: смешанный.
Планируемые результаты изучения темы | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: Пр.1:формировать понятия «почва», «перегной», «плодородие»; Пр.2: формировать представления о составе почвы; | Ученик научится: П.1:стремиться к расширению своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи; П.2: умение анализировать; Р.1: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Р.2: умение выполнять учебные действия; К.1: уметь выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; К.2: быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; | Ученик получит возможность формирования: Л.1: навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях; Л.2:уважительного отношения к иному мнению; осознанию мотивов учебной деятельности; положительного отношения к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. |
Цель урока: создать условия для формирования у младших школьников представления о почве, как о верхнем плодородном слое земли, о её составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения.
Задачи для учителя:
Образовательные:
Сформировать у учащихся представления о понятии «почва», «перегной», плодородие;
Сформировать представления о составе почвы;
Рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию;
Развивающие:
Способствовать развитию расширения своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи; умения анализировать;
Развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления;
Воспитательные:
Воспитание любви к природе, воспитание познавательного интереса.
Ресурсы | ||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
Учебник УМК «Школа России» Плешаков А.А. 3 класс 1 часть, стр. 64, рабочая тетрадь Плешаков А.А, 3 класс 1 часть | Карточки для рефлексии | Презентация, видео, проектор, колонки |
Межпредметные связи | Литературное чтение | |
Организация пространства | Стандартная |
Этапы урока
Название этапа и его образовательная задача | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности (фронтальная-Ф, индивидуальная-И, парная-П, групповая-Г | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Мотивационный этап | Словесный | - Долгожданный дан звонок- начинается урок. Добрый день, ребята! Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. -Присаживайтесь на свои места. -Вот мы и настроились на урок, будем друг другу помогать, но при этом мы будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать. | -Настраиваются на урок | Ф | Контроль учителем | П.1 | ||||
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Практический | - Ребята, давайте разгадайте кроссворд и узнаем, как вы усвоили темы прошлых уроков. У каждого из вас есть лист, с незаполненным кроссвордом на котором мы будем работать. Итак, обратите внимание на кроссворд, в не всего пять вопросов, давайте вы на них ответите, а потом мы проверим. Вопросы:
3)То, из чего состоят тела. (Частица.)
-Какое слово у нас вышло? | -Разгадывают крассворд -Пар -Вода -Частица -Круговорот -Испарение -Почва | Ф | Контроль учителем | Пр.4 | П.2 К.1 | Л.2 | ||
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. | Словесный | -Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков. — Прослушайте текст и попробуйте догадаться, о чём идёт речь. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. -Сказка это или не сказка? Существует ли такая кладовая на самом деле? -Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? (Земля) -Что означает слово «земля» в вашем представлении? (Планета, суша, родные просторы) Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же означает это слово? - Сколько значений имеет слово «земля»? (У слова «земля» несколько значений.) -Это и название планеты, на которой мы живём. -это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству. -это и земля в понимании страна, государство. – Как вы думаете, о каком значении слова «земля» будет идти речь на нашем уроке? (о почве) А если жизнь в почве? Если почва кладовая, в ней есть жизнь? Так какова тема нашего урока? -Итак, тема нашего урока: «Что такое почва» -Этому мы и посвятим наш урок. - Какую цель вы поставите перед собой? -Верно. Цель: -Все верно, это мы сегодня и узнаем. | -Земля - Планета, суша, родные просторы 1.Земля - ЗемляТретья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.. 2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность -О почве - Цель: Узнать, что такое почва, из чего она состоит и кто там живет. | Ф | Самоконтроль | П.1 | Л.2 |
Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | Практический | -Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники. - Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. - Научные сотрудники работают по плану. - Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке. - Давайте вставим ключевые слова. Вопросы: 1. Что такое …….? 2. Из чего …….. почва? 3. Как ……почва? 4. …………. почвы. 5. Кто ……… в почве? -Это будет и наш план -Спасибо, все согласны с планом? | Составляют план 1. Что такое почва? 2. Из чего состоит почва? 3. Как образуется почва? 4. Свойства почвы. 5. Кто обитает в почве? | И Ф | Взаимоконтроль Контроль учителем | П.1 | Л.2 | |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап, на котором и происходит «открытие» нового знания. | Словесный Практический | Приступим к работе, следуя составленному плану. - Так, что же такое почва? - Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? - Правильно. Страницы нашего учебника. Откройте учебник на странице 49. Прочитайте текст. Ответьте. Что такое почва? Почва это верхний слой земли. -Давайте откроем рабочую тетрадь и запишем, определение, что такое почва, стр. 36 - Внимательно рассмотрите верхний слой. - Какого он цвета. - Сделайте вывод. - Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. -Ответили на первый пункт плана? - Как же образовалась почва? Послушайте стихотворение. Солнце жаркое печёт. Ветер больно гору бьёт. И вода старается – трещин прибавляется. И заплакала гора: Ох, стара я, ох стара! Пожалел лишайник гору, поселился, лезет в гору. Трещины прикрыла почва, зацвели на ней цветочки. Загордилась тут гора: Вновь я стала молода! - Что оказывало воздействие на гору? - Мы узнали как образовалась почва, теперь приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения. 1.Метод НАБЛЮДЕНИЯ. Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод: Почва – это … (верхний или нижний) (светлый или тёмный) (плотный или рыхлый) слой земли. - Обратимся к учебнику и прочитаем предположение с. 64 2. Метод исследования – ЭКСПЕРЕМЕНТ
-Докажем, что в почве есть воздух Опыт 1(записывают вывод в р.т, стр 37)
–Для чего нужен воздух в почве? Опыт 2 (записывают вывод в р.т, стр 37) Докажем, что в почве есть вода
-Для чего нужна вода в почве? Опыт 3 (выполняет учитель) (записывают вывод в р.т, стр 37)
Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. -Самое большое количество перегноя содержится в черноземных почвах (показ образца в коробке). На них выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных растений. -У вас на партах лежит тот состав почвы, который чаще всего встречается в нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На золу. Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые. Почвы с преобладанием песка… Песчаные. -Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них меньше, чем в черноземах.
Опыт 5 (записывают в р.т на стр. 37)
Это минеральные соли. - Ребята, мы с вами опытным путём исследовали почву, другими словами, что мы делали? (изучали) А как выдумаете, есть ли наука, которая изучает почву? Если есть, как она называется? - Ребята, наука, которая изучает почву, называется – почвоведение. -Кто же был основоположником науки почвоведение? -Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. - Какие слова прячутся в слове плодородие? (плоды родятся). Вернемся к учебнику на стр. 30. Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на вопрос: -Какая почва, по вашему мнению, даст больший урожай? -Толщина почвенного слоя различна: от 2-3 см до 150-200см и более. И чем толще он, тем больший урожай собирают). - Основное свойство почвы – это плодородие – способность давать хороший урожай. Плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя - Наши исследования подходят к логическому завершению |
(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли") -Да Обсуждение стихотворения. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Рассматривают почву. Делают вывод : почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли. Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, изучим свойство почвы. Делают вывод:в почве есть воздух заполняют таблицу в тетр. на печатной основе с. 37 Корни растений дышат воздухом, который содержатся в почве. Делают вывод: в почве есть вода. Делают рисунок. Стенки пробирки запотели. Вывод: это испаряется вода. Появился запах. Вывод: в почве есть перегной. Вывод: в почве есть песок и глина. На стекле остались небольшие белые пятна. Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.(записывают в р.т) -Изучали -Не знаем ПОЧВОВЕДЕНИЕ - наука о почве; изучает ее происхождение, развитие, строение, состав, свойства (в т. ч. плодородие), географическое распространение и рациональное использование -Плоды родятся | Ф И Г | Взаимоконтроль Контроль учителем | Пр.1 Пр.2 Пр.3 Пр.4 | П.2 Р.1 Р.2 К.2 | Л.1 Л.2 |
Первичное закрепление нового знания. | Практический | -Прежде чем продолжить нашу работу, давайте с вами немного отдохнем. ФИЗМИНУТКА Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают — В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре — Полетели, закружились. - Для закрепления материала я предлагаю ответить на вопросы, если утверждение верное поднимите руки вверх, если утверждение не верное, говорите «НЕ ВЕРНО»
-Следующее задание на закрепление это кроссворд Кроссворд
Вопросы:
-Молодцы, вы хорошо усвоили материал -Как думаете, кто живет в почве? -В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии и мелкие животные - дождевые черви, медведки, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают. -Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений -Давайте в рабочей тетради подпишем обитателей почвы, стр.36 второе задание. | -Выполняют физминутку -Отвечают на вопросы, верно или неверно -верно -не верно -не верно -верно -почва -песок -перегной -плодородие -Черви, кроты, муравьи | П | Контроль учителем | Пр.4 | Р.2 | Л.2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Практический | - А сейчас давайте выполним задания в своих рабочих тетрадях. - Откройте рабочую тетрадь, на стр. 38, №5 | -Выполняют задания самостоятельно в своих рабочих тетрадях. -Читают задание | И | Контроль учителем | Пр.4 | Р.2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний и умений | Словесный | - Наш урок подходит к концу -Мы выполнили все пункты плана? - Вернёмся к поставленной цели нашего урока? Что мы должны были узнать? -Мы достигли поставленную цель? — Что такое почва? — Из чего состоит почва? — Как образуется почва? — Что особенно понравилось на уроке? | -Отвечают на вопросы -Да выполнили - познакомиться с почвой, о её свойствах и обитателях в ней. -Да, мы достигли, поставленную цель -Плодородный слой поверхности земли. | Ф | Самоконтроль | Р.2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Практический | - Сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. Скажите мне, кого вы бы из своих одноклассников, отметили сегодня на уроке? Кто работал активнее всего? (называют имена) -Я с вами тоже согласна, эти ребята молодцы, активно работали на уроке, всегда готовы были ответить на вопрос. -На столе горшочки с плодородной почвой. ! Если вам понравился урок, и вы все поняли, то нарисуйте свой красивый, яркий цветок с листочками. ! Если вам понравился урок, но вы что-то не поняли, нарисуйте свой цветок, но уже не такой яркий, без листочков, маленького размера. ! Если вам не понравилось, и вы ничего не поняли, то нарисуйте семечко цветка, просто в горшочек, которое еще совсем не проросло. -Покажите свои цветы. -Я считаю, что вы все большие молодцы, с вами было приятно поработать. -Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание 1. Учебник: прочитать текст на с. 64—67, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 67. 2. Рабочая тетрадь: № 2-3 (с. 28). -Урок закончен. Можете готовиться к следующему уроку | -Анализируют себя -Оценивают работу одноклассников -Записывают домашнее задание в дневники | И | Самоконтроль | Р.2 |