Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Экология
  3. "Что такое почва" Технологическая карта урока. Методическая разработка

"Что такое почва" Технологическая карта урока. Методическая разработка

Цель урока: создать условия для формирования у младших школьников представления о почве, как о верхнем плодородном слое земли, о её составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения. Задачи для учителя: Образовательные: 1) Сформировать у учащихся представления о понятии «почва», «перегной», плодородие; 2) Сформировать представления о составе почвы; 3) Рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию; Развивающие: 1) Способствовать развитию расширения своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи; умения анализировать; 2) Развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления; Воспитательные: 1) Воспитание любви к природе, воспитание познавательного интереса.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Экология

Категория

Экология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:Окружающий мир

Класс:3

Автор УМК: УМК «Школа России» Плешаков А.А.

Тема урока: Что такое почва.

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: смешанный.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Пр.1:формировать понятия «почва», «перегной», «плодородие»;

Пр.2: формировать представления о составе почвы;

Ученик научится:

П.1:стремиться к расширению своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи;

П.2: умение анализировать;

Р.1: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Р.2: умение выполнять учебные действия;

К.1: уметь выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

К.2: быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

Ученик получит возможность формирования:

Л.1: навыков сотрудничества со  сверстниками в различных социальных ситуациях;

Л.2:уважительного отношения к иному мнению; осознанию мотивов учебной деятельности; положительного отношения к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Цель урока: создать условия для формирования у младших школьников представления о почве, как о верхнем плодородном слое земли, о её составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения.

Задачи для учителя:

Образовательные:

  1. Сформировать у учащихся представления о понятии «почва», «перегной», плодородие;

  2. Сформировать представления о составе почвы;

  3. Рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию;

Развивающие:

  1. Способствовать развитию расширения своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи; умения анализировать;

  2. Развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления;

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к природе, воспитание познавательного интереса.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник УМК «Школа России» Плешаков А.А. 3 класс 1 часть, стр. 64, рабочая тетрадь Плешаков А.А, 3 класс 1 часть

Карточки для рефлексии

Презентация, видео, проектор, колонки

Межпредметные связи

Литературное чтение

Организация пространства

Стандартная

Этапы урока

Название этапа

и его образовательная задача

Методы и приемы работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формы организации учебной деятельности (фронтальная-Ф, индивидуальная-И, парная-П, групповая-Г

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные

Мотивационный этап

Словесный

- Долгожданный дан звонок- начинается урок.

Добрый день, ребята! Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

-Присаживайтесь на свои места.

-Вот мы и настроились на урок, будем друг другу помогать, но при этом мы будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать.

-Настраиваются на урок

Ф

Контроль учителем

П.1

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Практический

- Ребята, давайте разгадайте кроссворд и узнаем, как вы усвоили темы прошлых уроков. У каждого из вас есть лист, с незаполненным кроссвордом на котором мы будем работать. Итак, обратите внимание на кроссворд, в не всего пять вопросов, давайте вы на них ответите, а потом мы проверим.

Вопросы:

  1. 1) Состояние воды. (Пар.)

  2. 2) Одно из самых главных богатств на Земле. (Вода.)

3)То, из чего состоят тела. (Частица.)

  1. 4)Беспрерывный процесс в природе. (Круговорот.)

  2. 5)Что происходит с водой под действием солнечных лучей? (испарение)

-Какое слово у нас вышло?

-Разгадывают крассворд

-Пар

-Вода

-Частица

-Круговорот

-Испарение

-Почва

Ф

Контроль учителем

Пр.4

П.2

К.1

Л.2

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

Словесный

-Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков.

— Прослушайте текст и попробуйте догадаться, о чём идёт речь.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

-Сказка это или не сказка? Существует ли такая кладовая на самом деле?

-Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? (Земля)

-Что означает слово «земля» в вашем представлении? (Планета, суша, родные просторы)

Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же означает это слово?

- Сколько значений имеет слово «земля»? (У слова «земля» несколько значений.)

-Это и название планеты, на которой мы живём.

-это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.

-это и земля в понимании страна, государство.

– Как вы думаете, о каком значении слова «земля» будет идти речь на нашем уроке? (о почве) А если жизнь в почве? Если почва кладовая, в ней есть жизнь?

Так какова тема нашего урока?

-Итак, тема нашего урока: «Что такое почва»

-Этому мы и посвятим наш урок.

- Какую цель вы поставите перед собой?

-Верно. Цель:

-Все верно, это мы сегодня и узнаем.

-Земля

- Планета, суша, родные просторы

1.Земля - ЗемляТретья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.. 2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность

-О почве

- Цель: Узнать, что такое почва, из чего она состоит и кто там живет.

Ф

Самоконтроль

П.1

Л.2

Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Практический

-Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники.

- Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

- Научные сотрудники работают по плану.

- Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.

- Давайте вставим ключевые слова.

Вопросы:

1. Что такое …….?

2. Из чего …….. почва?

3. Как ……почва?

4. …………. почвы.

5. Кто ……… в почве?

-Это будет и наш план

-Спасибо, все согласны с планом?

Составляют план

1. Что такое почва?

2. Из чего состоит почва?

3. Как образуется почва?

4. Свойства почвы.

5. Кто обитает в почве?

И

Ф

Взаимоконтроль

Контроль учителем

П.1

Л.2

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап, на котором и происходит «открытие» нового знания.

Словесный

Практический

Приступим к работе, следуя составленному плану.

- Так, что же такое почва?

- Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

- Правильно. Страницы нашего учебника. Откройте учебник на странице 49. Прочитайте текст. Ответьте. Что такое почва? Почва это верхний слой земли.

-Давайте откроем рабочую тетрадь и запишем, определение, что такое почва, стр. 36

- Внимательно рассмотрите верхний слой.

- Какого он цвета.

- Сделайте вывод.

- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

-Ответили на первый пункт плана? 

- Как же образовалась почва? Послушайте стихотворение.

Солнце жаркое печёт. Ветер больно гору бьёт.

И вода старается – трещин прибавляется.

И заплакала гора: Ох, стара я, ох стара!

Пожалел лишайник гору, поселился, лезет в гору.

Трещины прикрыла почва, зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут гора: Вновь я стала молода!

- Что оказывало воздействие на гору?

- Мы узнали как образовалась почва, теперь приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

1.Метод НАБЛЮДЕНИЯ.

Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод:

Почва – это …

(верхний или нижний)

(светлый или тёмный)

(плотный или рыхлый) слой земли.

- Обратимся к учебнику и прочитаем предположение с. 64

2. Метод исследования – ЭКСПЕРЕМЕНТ

  1. Цель опыта

  2. Ход проведения

  3. Вывод

-Докажем, что в почве есть воздух

Опыт 1(записывают вывод в р.т, стр 37)

  1. Берём стакан с водой

  2. Бросаем комочек сухой почвы

  3. Что наблюдаем?

–Для чего нужен воздух в почве?


Опыт 2 (записывают вывод в р.т, стр 37)

Докажем, что в почве есть вода

  1. Возьмём бумажную салфетку

  2. Положим на неё немного почвы

  3. Сильно сожмём

  4. Стряхнём почву

  5. Что осталось на салфетке?

-Для чего нужна вода в почве?

Опыт 3 (выполняет учитель) (записывают вывод в р.т, стр 37)

  1. Почву в пробирке начнём нагревать на огне.

  2. Что наблюдаем?

  3. Продолжаем нагревать почву.

Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

-Самое большое количество перегноя содержится в черноземных почвах (показ образца в коробке). На них выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных растений.

-У вас на партах лежит тот состав почвы, который чаще всего встречается в нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На золу. Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые.

Почвы с преобладанием песка… Песчаные.

-Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них меньше, чем в черноземах.


Опыт 4 (выполняет учитель) (записывают вывод в р.т, стр 37)

  1. Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать.

  2. Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).

Опыт 5 (записывают в р.т на стр. 37)

  1. Размешаем почву с водой стеклянной палочкой

  2. Профильтруем раствор

  3. Что видим на фильтре?

  4. Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло

  5. Подержим стекло над огнём

  6. Вода быстро испарится

  7. Что осталось на стекле?

Это минеральные соли.

- Ребята, мы с вами опытным путём исследовали почву, другими словами, что мы делали? (изучали) А как выдумаете, есть ли наука, которая изучает почву? Если есть, как она называется?

- Ребята, наука, которая изучает почву, называется – почвоведение.

-Кто же был основоположником науки почвоведение?

-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

- Какие слова прячутся в слове плодородие?  (плоды родятся). Вернемся к учебнику на стр. 30. Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на вопрос:

-Какая почва, по вашему мнению, даст больший урожай?

-Толщина почвенного слоя различна: от 2-3 см до 150-200см и более. И чем толще он, тем больший урожай собирают).

- Основное свойство почвы – это плодородие – способность давать хороший урожай. Плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя 

- Наши исследования подходят к логическому завершению


Обсуждают прочитанное в группе

(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")

-Да

Обсуждение стихотворения. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают почву.

Делают вывод :

почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли.
















Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, изучим свойство почвы.

Делают вывод:в почве есть воздух

заполняют таблицу в тетр. на печатной основе

с. 37

Корни растений дышат воздухом, который содержатся в почве.






















Делают вывод: в почве есть вода.

Делают рисунок.

Стенки пробирки запотели.

Вывод: это испаряется вода.








Появился запах.

Вывод: в почве есть перегной.




Вывод: в почве есть песок и глина.




На стекле остались небольшие белые пятна.

Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.(записывают в р.т)

-Изучали

-Не знаем

ПОЧВОВЕДЕНИЕ - наука о почве; изучает ее происхождение, развитие, строение, состав, свойства (в т. ч. плодородие), географическое распространение и рациональное использование

-Плоды родятся

Ф

И

Г

Взаимоконтроль

Контроль учителем

Пр.1

Пр.2

Пр.3

Пр.4

П.2

Р.1

Р.2

К.2

Л.1

Л.2

Первичное закрепление нового знания.

Практический

-Прежде чем продолжить нашу работу, давайте с вами немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают —

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре —

Полетели, закружились.

- Для закрепления материала я предлагаю ответить на вопросы, если утверждение верное поднимите руки вверх, если утверждение не верное, говорите «НЕ ВЕРНО»

  1. Перегной – смесь органических и минеральных солей ( … )

  2. Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее (…)

  3. Почва состоит из перегноя, воды, мусора, палочек, обёрток от конфет. (…)

  4. Почва- верхний плодородный слой земли на котором растут растения. (…)

-Следующее задание на закрепление это кроссворд

Кроссворд

П

П

П

П

Вопросы:

  1. Верхний слой земли, в котором растут растения

  2. Одна из составных частей почвы.

  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

  4. Основное свойство почвы

-Молодцы, вы хорошо усвоили материал

-Как думаете, кто живет в почве?

-В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии и мелкие животные - дождевые черви, медведки, муравьи, жуки-навозники и многие другие.

Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.

-Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений

-Давайте в рабочей тетради подпишем обитателей почвы, стр.36 второе задание.

-Выполняют физминутку

-Отвечают на вопросы, верно или неверно

-верно

-не верно

-не верно

-верно

-почва

-песок

-перегной

-плодородие

-Черви, кроты, муравьи

П

Контроль учителем

Пр.4

Р.2

Л.2

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Практический

- А сейчас давайте выполним задания в своих рабочих тетрадях.

- Откройте рабочую тетрадь, на стр. 38, №5

-Выполняют задания самостоятельно в своих рабочих тетрадях.

-Читают задание

И

Контроль учителем

Пр.4

Р.2

Включение в систему знаний и умений

Словесный

- Наш урок подходит к концу

-Мы выполнили все пункты плана?

- Вернёмся к поставленной цели нашего урока? Что мы должны были узнать?

-Мы достигли поставленную цель?

— Что такое почва?

— Из чего состоит почва?

— Как образуется почва?

— Что особенно понравилось на уроке?

-Отвечают на вопросы

-Да выполнили

- познакомиться с почвой, о её свойствах и обитателях в ней.

-Да, мы достигли, поставленную цель

-Плодородный слой поверхности земли.

Ф

Самоконтроль

Р.2

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Практический

- Сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. Скажите мне, кого вы бы из своих одноклассников, отметили сегодня на уроке? Кто работал активнее всего? (называют имена)

-Я с вами тоже согласна, эти ребята молодцы, активно работали на уроке, всегда готовы были ответить на вопрос.

-На столе горшочки с плодородной почвой.

! Если вам понравился урок, и вы все поняли, то нарисуйте свой красивый, яркий цветок с листочками.

! Если вам понравился урок, но вы что-то не поняли, нарисуйте свой цветок, но уже не такой яркий, без листочков, маленького размера.

! Если вам не понравилось, и вы ничего не поняли, то нарисуйте семечко цветка, просто в горшочек, которое еще совсем не проросло.

-Покажите свои цветы.

-Я считаю, что вы все большие молодцы, с вами было приятно поработать.

-Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 64—67, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 67.

2. Рабочая тетрадь: № 2-3 (с. 28).

-Урок закончен. Можете готовиться к следующему уроку

-Анализируют себя

-Оценивают работу одноклассников

-Записывают домашнее задание в дневники

И

Самоконтроль

Р.2

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель урока: создать условия для формирования у младших школьников представления о почве, как о верхнем плодородном слое земли, о её составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения. Задачи для учителя: Образовательные: 1) Сформировать у учащихся представления о понятии «почва», «перегной», плодородие; 2) Сформировать представления о составе почвы; 3) Рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию; Развивающие: 1) Способствовать развитию расширения своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи; умения анализировать; 2) Развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления; Воспитательные: 1) Воспитание любви к природе, воспитание познавательного интереса.
0 ₽
Экологический исследовательский проект «Зелёный транспорт: вчера, сегодня, завтра» Цель: Создание макета экологически- безопасного транспорта в виде экомобиля Задачи: 1. Исследовать историю возникновения автомобиля. 2. Изучить роль автомобиля в жизни человека? 3. Узнать насколько сильно автомобиль влияет на окружающую среду. 4. Внести предложения по сохранности чистого воздуха.
0 ₽