Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Конспект занятия
«День экологических знаний»
(объединение «Школа экологических знаний» 1 год обучения)
Раздел программы «Экологический календарь»
Подготовила: педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории –
Гребенникова О.С.
пгт. Каменка, 2024 г.
Тема занятия:«День экологических знаний».
Объединение:«Школа экологических знаний» 1 год обучения.
Методическая цель занятия:Формирование экологического сознания и экологической культуры обучающихся через использование разнообразных видов деятельности на занятии.
Цель занятия: Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию обучающихся на данном уровне обучения для становления осознанного отношения к окружающему миру через знакомство с датами экологического календаря.
Задачи:
Познакомить обучающихся с историей появления Дня экологических знаний в мире и нашей стране, необходимостью экологических знаний в жизни человека.
Развивать стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практической деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания.
Воспитывать гражданскую позицию обучающихся, направленную на сохранение и природных богатств, любви к малой родине.
Воспитывать потребности в общении с природой, умение и желание активно беречь её и защищать.
Тип занятия: Изучение нового материала, закрепление изученного.
Вид учебного занятия: Практическое занятие.
Меж предметные связи: Краеведение, экология, математика.
Педагогическая технология: Информационно коммуникационные технологии, технология развивающего обучения.
Форма организации обучения: комбинированная форма организации занятия.
Методы обучения: словесный (рассказ, беседа); наглядный (демонстрация видео фильма), практическая работа.
Учебно-методическое и техническое обеспечение и оснащение занятия: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Возраст детей: 10-11 лет.
План-конспект занятия
№ п/п | Этап занятия | Приёмы и методы | Время, мин |
1 | Организационная часть. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии нашего объединения. Я вижу, что вы готовы к работе, поэтому мы можем начинать. | словесный | 2 мин |
2 | Сообщение темы и целей занятия. Итак, мы продолжаем листать экологический календарь и знакомиться с его страницами. Сегодня мы поговорим о Дне экологических знаний. Название этого дня в экологическом календаре очень похоже на название нашего объединения «Школа экологических знаний». А, значит, ребята, мы с вами имеем к этому дню самое прямое отношение и должны знать его историю. | словесный | 3 мин |
3 | Актуализация опорных знаний обучающихся Об истории появления этого праздника мы узнаем из небольшого видеоролика, который так и называется «День экологических знаний». | наглядный (демонстрация видео фильма «День экологических знаний».) | 5 мин |
4 | Усвоение новых знаний. Устная формы работы (беседа) Ребята, какого же числа ежегодно отмечается День экологических знаний? (15 апреля). Да, 15 апреля – очень важная для всех людей нашей планеты Земля дата. Она напоминание всем людям, живущим на планете об экологических проблемах, грозящих вымиранию человечества, призывает каждого человека задуматься, что он может сделать, чтобы сохранить природу для будущих поколений. Как было рассказано в видеоролике, история праздника началась в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, которая была посвящена проблемам окружающей среды в мире и роли экологического образования населения. В России День экологических знаний отмечают с 1996 года. А как вы думаете, зачем нужны экологические знания? (ответы детей) Правильно, экологические знания нужны каждому человеку, чтобы быть в гармонии с природой, осознавать последствия своих действий в природе и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами, как вести себя в природе, и, конечно, как сохранить нашу планету здоровой для наших потомков. Ведь жизнь человека невозможна без природы. Ветры поют, с облаками играя, Ливни шумят и от края до края Вы не найдёте чудесней на свете Нашей прекрасной и доброй планеты!!! Сегодня на занятии вы не только узнаете новые интересные факты из области экологии, но и поделитесь своими знаниями в этой области. А для начала проведем небольшую разминку.
Ребята! Как оказалось, свои экологические знания вы применяете в жизни, а это очень важно. Молодцы! | словесный (рассказ, беседа) | 15мин |
5 | Практическая работа. Ну что же, а сейчас самое время проверить, насколько глубоки ваши знания. Работать мы будем в командах. (делимся н 2 команды). Каждая команда получает карточку с кроссвордом. Разгадав его правильно, мы увидим по вертикали слово, которое вы должны будете мне назвать. Какое же слово мы видим? (экология) Кто сможет дать определение, что такое экология? (ответы детей) Все верно, это наука о взаимодействии человека и природы. И от того, как они взаимодействует, зависит экологическое состояние нашей планеты. А мы продолжаем работать дальше, и я предлагаю вам выполнить задания «ПОРЕШАЕМ - ПОДУМАЕМ» (карточки). Вопросы не сложные. Поэтому, давайте постараемся на них ответить быстро.
100 – 30 = 70 см
100 – 8 = 92 случая
300 / 60 = 5 деревьев
1000 * 1 = 1000кг = 1 т зерна. Проверяем правильность выполнения заданий и переходим к следующему заданию. Следующее задание «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ». Команды отвечают по очереди.
Ребята! Предлагаю выйти из-за парт и немного отдохнуть. На поляне дуб зелёный, Потянулся к небу кроной.(Потягивания — руки вверх.) Он на ветках среди леса Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.) А внизу грибы растут, Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся, За грибами наклоняйся! (Наклоны.) Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле!(Потягивания — руки в стороны.) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется.(Потягивания—руки вверх.) Вот подул весёлый ветер. Закачались тут же ветки. (Дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли.(Наклоны вперёд.) Вправо-влево, взад-вперёд— Так деревья ветер гнёт.(Наклоны вправо-влево, вперёд- назад.) Он их вертит, он их крутит. Ну когда же отдых будет?(Вращение туловищем.) Следующее задание «О ПРИРОДЕ ЗНАЕМ ВСЕ!» (команды дают ответы по очереди).
Задание «УЗНАЙ ПО ОБЪЯВЛЕНИЯМ». В «Лесной газете» опубликованы объявления без подписи. Давайте определим, кому они принадлежат.
Задание «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ».
Ребята, и последнее задание «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КРИЧАЛКА». В ней вы долждны призвать всех людей быть добрыми по оношению к природе, соблюдать законы экологии, беречь нашу планету». Например:
| Практический (выполнение заданий) Физкультминутка Выполнение практических заданий | 15 мин 5 минут 35 мин. |
6 | Обобщение и систематизация изученного материала. Ребята, вы отлично справились с заданиями. Обе команды хорошо поработали. Давайте поаплодируем себе! А сейчас давайте прочитаем на экране следующее высказывание: «Я сорвал цветок, и он увял, я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». (Павел Гвездослав). Как вы понимаете эти слова? (ответы детей) Все верно. Если сорвать цветок, который тебе понравился, то удовольствие будет недолгим, так как он всё равно завянет, птицы и насекомые тоже могут погибнуть вне воли. Так можно истребить всё живое. А если просто любоваться красотой природы, не губя её, то она будет радовать нас постоянно. Надо беречь и любить природу так же как мы любим и бережем свой дом, нашу родину. Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Всё это называется – природа, Давайте же всегда её беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить. Природой называется всё это, Давайте же с природою дружить. Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым. Всё это называется – природа, Давайте же сердца ей отдадим. | 7 мин | |
7 | Подведение итогов
Сегодня вы узнали о еще одном дне в экологическом календаре. Сегодня вы также выполнили много творческих заданий по экологии. А творчество – это источник добра и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство, суету. Вдохните в себя свежесть и красоту голубого неба, тепло солнечных лучей, чистоту осеннего воздуха. Чтобы творить прекрасное и дарить эту радость людям, мы закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в вашем маленьком горячем сердце (звучит музыка) До свидания, до встречи на следующем занятии! | Рефлексия | 3 мин |
8. Использованная литература и ресурсы интернета:
Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. – 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).
Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. Клемяшова Е.М. Воспи тание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / В.А. Алексеев. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»).