Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Открытые уроки
  3. День экологических знаний

День экологических знаний

Данный материал = это учебное занятие в детском объединении естественнонаучной направленности в учреждении дополнительного образования из раздела "Экологический календарь" для детей 10-11 лет. Методическая цель занятия: формирование экологического сознания и эколо-гической культуры обучающихся через использование разнообразных видов де-ятельности на занятии.

Предметы

Открытые уроки

Категория

Открытые уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района

Воронежской области

Конспект занятия

«День экологических знаний»

(объединение «Школа экологических знаний» 1 год обучения)

Раздел программы «Экологический календарь»

Подготовила: педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории –

Гребенникова О.С.

пгт. Каменка, 2024 г.

Тема занятия:«День экологических знаний».

Объединение:«Школа экологических знаний» 1 год обучения.

Методическая цель занятия:Формирование экологического сознания и экологической культуры обучающихся через использование разнообразных видов деятельности на занятии.

Цель занятия: Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию обучающихся на данном уровне обучения для становления осознанного отношения к окружающему миру через знакомство с датами экологического календаря.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с историей появления Дня экологических знаний в мире и нашей стране, необходимостью экологических знаний в жизни человека.

  • Развивать стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практической деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания.

  • Воспитывать гражданскую позицию обучающихся, направленную на сохранение и природных богатств, любви к малой родине.

  • Воспитывать потребности в общении с природой, умение и желание активно беречь её и защищать.

Тип занятия: Изучение нового материала, закрепление изученного.

Вид учебного занятия: Практическое занятие.

Меж предметные связи: Краеведение, экология, математика.

Педагогическая технология: Информационно коммуникационные технологии, технология развивающего обучения.

Форма организации обучения: комбинированная форма организации занятия.

Методы обучения: словесный (рассказ, беседа); наглядный (демонстрация видео фильма), практическая работа.

Учебно-методическое и техническое обеспечение и оснащение занятия: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Возраст детей: 10-11 лет.

План-конспект занятия

№ п/п

Этап занятия

Приёмы и

методы

Время,

мин

1

Организационная часть.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии нашего объединения. Я вижу, что вы готовы к работе, поэтому мы можем начинать.

словесный

2 мин

2

Сообщение темы и целей занятия.

Итак, мы продолжаем листать экологический календарь и знакомиться с его страницами.

Сегодня мы поговорим о Дне экологических знаний.

Название этого дня в экологическом календаре очень похоже на название нашего объединения «Школа экологических знаний». А, значит, ребята, мы с вами имеем к этому дню самое прямое отношение и должны знать его историю.

словесный

3 мин

3

Актуализация опорных знаний обучающихся

Об истории появления этого праздника мы узнаем из небольшого видеоролика, который так и называется «День экологических знаний».

наглядный

(демонстрация видео фильма

«День экологических знаний».)

5 мин

4

Усвоение новых знаний. Устная формы работы (беседа)

Ребята, какого же числа ежегодно отмечается День экологических знаний? (15 апреля).

Да, 15 апреля  очень важная для всех людей нашей планеты Земля дата. Она напоминание всем людям, живущим на планете об экологических проблемах, грозящих вымиранию человечества, призывает каждого человека задуматься, что он может сделать, чтобы сохранить природу для будущих поколений.

Как было рассказано в видеоролике, история праздника началась в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, которая была посвящена проблемам окружающей среды в мире и роли экологического образования населения. В России День экологических знаний отмечают с 1996 года.

А как вы думаете, зачем нужны экологические знания? (ответы детей)

Правильно, экологические знания нужны каждому человеку, чтобы быть в гармонии с природой, осознавать последствия своих действий в природе и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами, как вести себя в природе, и, конечно, как сохранить нашу планету здоровой для наших потомков. Ведь жизнь человека невозможна без природы.

Ветры поют, с облаками играя,

Ливни шумят и от края до края

Вы не найдёте чудесней на свете

Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

Сегодня на занятии вы не только узнаете новые интересные факты из области экологии, но и поделитесь своими знаниями в этой области.

А для начала проведем небольшую разминку.

  • Поднимите правую руку, кто себя считает культурным человеком.

  • Поднимите левую руку, кто уже посадил хотя бы одно дерево.

  • Поднимите правую руку, кто из вас зимой помогает птицам. Что вы для этого делаете? Молодцы!

  • Кто из вас всегда убирает за собой в природе после пикника? Давайте поаплодируем себе.

  • Кто из вас никогда не бросил фантик на землю? (Давайте погладим себя по голове) Молодцы!

  • Кто хотя бы один раз поднял такой брошенный фантик? (Аплодисменты)

Ребята! Как оказалось, свои экологические знания вы применяете в жизни, а это очень важно. Молодцы!

словесный

(рассказ, беседа)

15мин

5

Практическая работа.

Ну что же, а сейчас самое время проверить, насколько глубоки ваши знания. Работать мы будем в командах. (делимся н 2 команды).

Каждая команда получает карточку с кроссвордом. Разгадав его правильно, мы увидим по вертикали слово, которое вы должны будете мне назвать.

Какое же слово мы видим? (экология)

Кто сможет дать определение, что такое экология? (ответы детей)

Все верно, это наука о взаимодействии человека и природы. И от того, как они взаимодействует, зависит экологическое состояние нашей планеты.

А мы продолжаем работать дальше, и я предлагаю вам выполнить задания «ПОРЕШАЕМ - ПОДУМАЕМ» (карточки). Вопросы не сложные. Поэтому, давайте постараемся на них ответить быстро.

  1. Тополь называют рекордсменом по росту среди деревьев. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то к осени вырастает метровое деревце. На сколько см вырастает саженец тополя за лето?

100 – 30 = 70 см

  1. Известно, что только в 8 случаях из 100 лесные пожары возникают без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В скольких случаях причиной пожара является человек?

100 – 8 = 92 случая

  1. Один автомобиль ежедневно выбрасывает 3 кг выхлопных газов. Сколько кг вредных веществ этот автомобиль выбрасывает в атмосферу в месяц (за 30 дней)? 30 * 3 = 90кг

  2. Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает дерево. Ученики школы собрали 300 кг макулатуры. Сколько деревьев они спасли?

300 / 60 = 5 деревьев

  1. За лето одна мышь уничтожает 1 кг зерна, а одна сова за этот период уничтожает 1000 мышей. Сколько тонн зерна спасает одна сова?

1000 * 1 = 1000кг = 1 т зерна.

Проверяем правильность выполнения заданий и переходим к следующему заданию.

Следующее задание «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ». Команды отвечают по очереди.

  1. У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола, у ботинка, у пламени.)

  2. У кого есть зубы, но нет языка, рта? (У пилы, у расчески, у шестеренки.)

  3. У кого есть кисти, но нет рук? (У винограда, у рябины.)

  4. У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, у дивана, у кресла.)

  5. У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (У стола, у табуреток, у дивана.)

  6. У кого есть ручки, но нет ножек? (У дверей, у окон, у чашек и кружек.)

  7. У кого есть нос (носик), но нет лица? (У корабля, у чайника.)

  8. У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У дерева, у кустарника.)

Ребята! Предлагаю выйти из-за парт и немного отдохнуть.

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной.(Потягивания — руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся! (Наклоны.)

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!(Потягивания — руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.(Потягивания—руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер.

Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.(Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд—

Так деревья ветер гнёт.(Наклоны вправо-влево, вперёд- назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Ну когда же отдых будет?(Вращение туловищем.)

Следующее задание «О ПРИРОДЕ ЗНАЕМ ВСЕ!» (команды дают ответы по очереди).

        1. Назовите пословицы и поговорки о лесе. («Много леса - не губи, нет леса - посади», «Лес зимой согревает, летом прохладу дает, осенью накормит». и т. д.)

        2. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет. (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец — столько лет.)

        3. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)

        4. Какие деревья и зимой остаются зелеными? (Ель, сосна, туя.)

        5. Дерево - символ нашей Родины. (Береза.)

        6. Какие лекарственные травы лечат простуду? (Мать-и- мачеха, подорожник, душица, мята и др.)

        7. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина.)

        8. Назовите ядовитые ягоды, которые растут в лесу. (Волчье лыко, вороний глаз.)

        9. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой.)

        10. Пингвин птица или нет? (Да.)

        11. Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда? (Кукушка.)

        12. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет.)

        13. Почему снегиря так назвали? (Прилетают с первым снегом.)

        14. С прилетом каких птиц, считаем мы, начинается весна? (Грачей.)

        15. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

        16. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

        17. Назовите животное, похожее на кошку. (Рысь.)

        18. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает.)

        19. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь.)

        20. Какие животные спят зимой? (Медведь, еж.)

        21. Назовите правила друзей природы. (Например, нельзя разорять птичьих гнезд; уносить лесных животных домой; ловить насекомых, бабочек и др.)

        22. Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катится кубарем.)

        23. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником. (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы.)

        24. Куда осенью деваются бабочки? (Большинство гибнет с холодами. Некоторые прячутся в щели, под кору, и там зимуют.)

        25. Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю.)

        26. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекозы.)

Задание «УЗНАЙ ПО ОБЪЯВЛЕНИЯМ».

В «Лесной газете» опубликованы объявления без подписи. Давайте определим, кому они принадлежат.

  1. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, елка.)

  2. Помогите разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь.)

  3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Ищу тех, кто составит мне компанию? (Волк.)

  4. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)

  5. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова.)

  6. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка.)

  7. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. (Ящерица.)

  8. Уже 150 лет ищу друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. (Черепаха.)

Задание «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ».

  1. Как называются цветы, которые появляются ранней весной. (Первоцветы)

  2. Как называют лес, где растут только дубы. (Дубрава)

Ребята, и последнее задание «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КРИЧАЛКА». В ней вы долждны призвать всех людей быть добрыми по оношению к природе, соблюдать законы экологии, беречь нашу планету». Например:

  • Природа удивительно прекрасна, люби её и не губи напрасно!

  • Мы должны беречь планету, ведь другой подобной нету!

Практический

(выполнение заданий)

Физкультминутка

Выполнение практических заданий

15 мин

5 минут

35 мин.

6

Обобщение и систематизация изученного материала.

Ребята, вы отлично справились с заданиями. Обе команды хорошо поработали. Давайте поаплодируем себе!

А сейчас давайте прочитаем на экране следующее высказывание: «Я сорвал цветок, и он увял, я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». (Павел Гвездослав).

Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Все верно. Если сорвать цветок, который тебе понравился, то удовольствие будет недолгим, так как он всё равно завянет, птицы и насекомые тоже могут погибнуть вне воли. Так можно истребить всё живое. А если просто любоваться красотой природы, не губя её, то она будет радовать нас постоянно.

Надо беречь и любить природу так же как мы любим и бережем свой дом, нашу родину.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется – природа,

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Всё это называется – природа,

Давайте же сердца ей отдадим.

7 мин

7

Подведение итогов

  • Что сегодня было для вас новым?

Сегодня вы узнали о еще одном дне в экологическом календаре.

Сегодня вы также выполнили много творческих заданий по экологии. А творчество – это источник добра и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство, суету. Вдохните в себя свежесть и красоту голубого неба, тепло солнечных лучей, чистоту осеннего воздуха. Чтобы творить прекрасное и дарить эту радость людям, мы закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в вашем маленьком горячем сердце (звучит музыка)

До свидания, до встречи на следующем занятии!

Рефлексия

3 мин

8. Использованная литература и ресурсы интернета:

  1. Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. – 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).

  2. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. Клемяшова Е.М. Воспи тание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.

  3. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / В.А. Алексеев. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»).

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный материал = это учебное занятие в детском объединении естественнонаучной направленности в учреждении дополнительного образования из раздела "Экологический календарь" для детей 10-11 лет. Методическая цель занятия: формирование экологического сознания и эколо-гической культуры обучающихся через использование разнообразных видов де-ятельности на занятии.
0 ₽
Данное воспитательное мероприятие проводится в детских объединениях дополнительного образования детей с целью формированиея социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей действительности.
0 ₽