Дидактическое пособие "Лента времени. История Волгограда - детям"
Актуальность работы:
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания гражданина такие составляющие, как любовь к Родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в группе.
Для дошкольников главное- эмоционально понять, что у города Волгограда были трагичные страницы истории, с каким трудом советские воины смогли победить врага в годы Сталинградской битвы, тем самым - заложить семена патриотизма, интереса к истории родного края, чувства гордости.
Хочется верить в то, что посеянное семя патриотизма вырастет наших воспитанников настоящими патриотами своей малой Родины.
Детям трудно представить себе, что такое "это было давно", "недавно", "год назад" или "через 2 недели". «Лента времени» - прекрасный способ научить детей чувствовать время и наглядно представить ход времени.
Дидактическое пособие «Лента времени» предназначено для детей 5- 7 лет. Представляет собой фотопленку, которая раскладывается, за счет кольцеобразного переплета. Сам переплет - это прямая линия, которой отмечаются в определенной последовательности разные периоды, годы, столетия развития города. Левый кадр «Царицын» - город прошлого, кадр посередине «Сталинград» - предшествующий (военный) период, правый кадр «Волгоград» - это период в котором мы живем. Дополнить «Ленту» можно кадром «Город моего будущего».
Цель: систематизировать и углублять знания детей об истории возникновения родного города, на основе сравнения по временным отрезкам по типу «Древность, старина, современность», а также научить детей устанавливать пространственно-временные связи.
Задачи:
Формировать представление об истории своего города, его исторических названиях Царицын, Сталинград, Волгоград.
Расширять представления воспитанников старшего дошкольного возраста о том, что Волгоград- город- герой.
Знакомить детей с первыми сведениями об истории возникновения города, его прежними названиями, символами.
Вызвать эмоционально- нравственный отклик на события Сталинградской битвы и чувство восхищения, гордости за родной город, его защитников. Стимулировать стремление знакомиться с историей родного города.
Новизна формы работы «Лента времени» заключается в развитии познавательного интереса, активности у детей дошкольного возраста, формировании и обогащении у них представлений о истории возникновения и развитии родного города.
«Лента времени» - это плакат (бумажный лист размером формата А3), который символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с понятными детям картинками (например, «древность - Царицын» - «старина- Сталинград» - «наше время- Волгоград»). На Ленте раскладываются картинки с липучками (достопримечательности, культурные объекты, памятные места архитектура), символизирующие развитие истории родного города.
По такому принципу можно знакомить детей с прошлым, настоящим нашего родного города Волгограда.
«Лента времени» находится в открытом доступе для детей и открыт для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей. При этом плакат мобилен: на очередном занятии его можно снять со стены и использовать для дальнейших исследований.
С данным пособием можно организовать групповую, индивидуальную формы работы.
Дидактическое пособие включает в себя «Историческую справку», в которой заключена самая важная информация о возникновении родного города, о событиях давно минувших лет, картинки с изображением древнего и старого города.
«Лента» поможет освоить ход времени в истории развития города и ориентироваться в хронологии событий.