Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 1»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор П.Р.Юзманов _____________
«___» _____________2022 г.
Дифференцированные домашние задания
по литературному чтению
для учащихся 3-4 классов
Методическая разработка
учителя начальных классов
Степановой О.А
Пермь, 2022г.
Пояснительная записка
Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения. Н.К. Крупская когда – то в своей работе «Методика задавания уроков на дом» написала: «Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности». Поэтому я решила разработать дифференцированные домашние задания по литературному чтению, которые можно использовать в 3-4 классах. В них учитывается познавательные возможности и индивидуальные особенности ученика. У обучающихся будет возможность выбрать то задание, которое ему будет по силам, в котором он сможет выразить свои мысли, предположения, высказывания и др.Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познавательной цели и одной теме они отличаются разной степенью трудности.
Домашние задания составлены в соответствии с ФГОС по программе «Школа России». Делятся задания на 2 или 3 группы по уровню сложности: зелёный кружочек – выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки - 3-4; синий кружочек - выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку - 4-5; красный кружочек - Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – 5.
Дифференцированные задания по литературному чтению для 3 класса.
№ | Тема | Домашнее задание |
1. | Рукописные книги Древней Руси. | " /> Составьте с другом сообщение на тему «Рукописные книги Древней Руси – настоящие произведения искусства» (план в учебнике) " /> Найди пословиц ы и поговорки о книгах, объясни их смысл. Спроси у родителей какие книги они читали в детстве. " /> Творческое задание: нарисуй страничку древней книги, подумай, что ты на этой страничке напишешь, как её оформишь? |
2. | Русские народные песни | " /> Выучи на выбор русские народные песенки " /> Выучи на выбор одну рус.нар. песенку. Подумай и объясни, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому они рассказывались? " /> Сочини и оформи на листе докучную сказку. Помни, что в такой сказке должна быть необычная концовка. |
3. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | " /> Прочитай сказку дома. Ответь на вопросы учебника. " /> Дай характеристику героям сказки. По каким признакам можно назвать эту сказку волшебной? " /> Творческое задание: нарисуй понравившийся эпизод сказки. Расскажи, что ты изобразил. |
4. | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | " /> Прочитай сказку дома ещё. Ответь на вопросы учебника. " /> Составь план пересказа и запиши в тетрадь. " /> Творческое задание: распределить, кто такой эпизод будет рисовать, создать из рисунков книжку. |
5. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди». | " /> Ответить на вопросы учебника. " /> Рассмотри иллюстрации И.Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились. Выучи понравившийся эпизод из сказки. " /> Работа в группе: инсценировка эпизода сказки. |
6. | Басни И.А. Крылова | " /> Выучи одну басню. " /> Прочитайте любую басню из учебника в лицах. Объясните мораль басни. " /> Творческое задание: нарисуй эпизод басни, объясни мораль этой басни. |
7. | Л.Н. Толстой «Акула». | " /> Прочитай дома. Ответь на вопросы учебника " /> В учебнике прочитай 2 плана пересказа. Перескажи рассказ по любому плану. " /> Творческое задание: придумай другой заголовок к этому рассказу, докажи, что твой заголовок отражает главную мысль. Подбери пословицы и поговорки. |
8. | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | " /> Перескажи рассказ близко к тексту. Ответь на вопрос «Почему лев умер? " /> Прочитай другие рассказы этого автора и перескажи в классе. |
9. | Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» (в сокращении) | " /> Ответь на вопросы учебника, выучить отрывок. " /> Найди полный текст и прочитайте. Выучи отрывок. |
10. | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | " /> Прочитай сказку дома, ответь на вопросы учебника " /> Прочитай сказку дома и составь свои вопросы по тексту (не менее 5) " /> Инсценировка сказки. Дать характеристику персонажам сказки. |
11. | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | " /> Прочитай сказку дома, составь план пересказа. " /> Найди пословицы и поговорки к этой сказке. " /> К поговорке «Хвастовство само себя наказывает» придумай свою историю. |
12. | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | " /> Прочитай сказку дома, ответь на вопросы учебника. " /> Найди и прочитай народную сказку «Морозко». Сделай сравнительную характеристику сказок. |
13. | М.Горький «Случай с Евсейкой» | " /> Составь план пересказа и перескажи сказку. " /> Придумай продолжение сказки. |
14. | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | " /> Прочитай произведение дома, ответь на вопросы учебника. " /> Перескажи близко к тексту эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. " /> Творческое задание: нарисуй эпизод к этому произведению и расскажи о нём. |
15. | А. Куприн «Слон» | " /> Прочитай рассказ дома и ответь на вопросы учебника. " /> Составь краткий план пересказа и запиши его в тетрадь. Перескажи. " /> Составь краткий план пересказа от имени девочки Нади. Запиши его в тетради и перескажи. |
16. | И. Соколов – Микитов «Листопадничек» | " /> Прочитай произведение дома и ответь на вопросы учебника. " /> Опиши Листопадничка. Каким он был. Подбери пословицы и поговорки к этому произведению. " /> Представь себя в роли зайчика – Листопадничка и расскажи о своём путешествии. Или придумай свой рассказ от имени зайчика о других приключениях, которые с ним могли произойти. |
17. | В. Бианки «Мышонок Пик» (в сокращении) | " /> Прочитай это произведение дома и ответь на вопросы учебника. " /> Составь план пересказа, запиши его в тетрадь и перескажи . Или прочитай это произведение полностью и расскажи в классе. " /> Представь, что ты попал в сказку вместе с мышонком Пиком и совершил путешествие. Расскажи об этом путешествии (можно нарисовать иллюстрацию) |
18. | Б. Житков «Про обезьянку «(в сокращении) | " /> Прочитай рассказ дома. Перескажи. " /> Нарисуй эпизод к рассказу. Расскажи о чём нарисовал. |
19. | В. Драгунский «Он живой и светится…» | " /> Прочитай рассказ дома и перескажи. " /> Дай характеристику героям этого рассказа. |
20. | А. Платонов «Цветок на земле» | " /> Прочитай рассказ дома, письменно ответь на вопрос «Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? " /> Подготовься с другом к чтению по ролям. Продумайте интонацию чтения. " /> Придумай вопросы по тексту и задай их в классе. |
21. | М. Зощенко «Золотые слова» | " /> Прочитай рассказ дома и ответь на вопросы учебника. " /> Прочитайте по ролям понравившийся эпизод. Продумайте интонацию чтения. " /> Инсценируйте понравившийся эпизод. |
22. | М. Зощенко «Великие путешественники» | " /> Прочитай рассказ дома и ответь на вопросы учебника. " /> Творческое задание: нарисуй понравившийся эпизод. Расскажи о нем. |
23. | Н. Носов «Федина задача» | " /> Прочитай рассказ дома и ответь на вопросы учебника. " /> Побери пословицы и поговорки к этому рассказу. " /> Придумай и расскажи, что еще могло произойти с Федей, когда он делал домашнюю работу. |
24. | Г. Остер «Вредные советы» | " /> Переделай советы Г.Остера в добрые и запиши в тетрадь. " /> Найди и прочитай «Вредные советы» из сборника. Расскажи о них в классе. Подумай, как переделать их в добрые. |
Дифференцированные задания по литературному чтению для 4 класса.
№ | Изучаемые произведения, темы | Домашнее задание |
1. | Летописи. Былины. Жития. | " /> Прочитай летописи дома. Ответь на вопросы учебника. " /> Найди в дополнительной литературе былины и прочитай их. Расскажи о них в классе. |
2. | П.П. Ершов «Конёк-горбунок» | " /> Ответь на вопросы учебника. Перескажи понравившийся эпизод. " /> Самостоятельно раздели произведение на смысловые части, составь план пересказа и запиши его в тетрадь. " /> Выберите с друзьями ту часть сказки, которую хотите инсценировать. Распределите роли, выберите интонацию. |
3. | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. | " /> Ответь на вопросы учебника. " /> Раздели сказку на смысловые части и составь план пересказа. " /> Нарисуй понравившийся эпизод. Составьте книжку из иллюстраций. |
4. | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | " /> Прочитай сказку дома. Составь краткий план пересказа, запиши его в тетрадь. " /> Подбери пословицы и поговорки к сказке. Напиши отзыв на произведение. " /> Инсценировка понравившегося эпизода. |
5. | А.П. Чехов «Мальчики» | " /> Прочитай рассказ дома и ответь на вопросы в учебнике. " /> Рассмотри иллюстрации в тексте и опиши эти эпизоды. " /> Придумай другой конец к этому рассказу и запиши его в тетрадь. |
6. 7. | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | " /> Ответь на вопросы учебника. " /> Раздели текст на смысловые части и напиши план пересказа, перескажи. " /> Перескажи о путешествии в городок Динь-Динь от лица Миши. " /> Ответь на вопросы учебника. Дай характеристику героям. " /> Найди в библиотеке сборник рассказов В. Гаршина. Составь список произведений для детского чтения. |
8. | П. Бажов «Серебряное копытце» | " /> Ответь на вопросы учебника. " /> Прочитайте эту сказку по ролям. Выбирайте правильную интонацию. " /> Нарисуй иллюстрацию к сказке, где будет Серебряное копытце. |
9. | С. Аксаков «Аленький цветочек» | " /> Ответь на вопросы учебника, подберите пословицы и поговорки к сказке. " /> Составь план пересказа сказки и запиши его в тетрадь. Подумай, можно ли назвать эту сказку волшебной и почему? |
10. | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | " /> Ответь на вопросы учебника. Как ты понимаешь название сказки, запиши свои мысли в тетрадь. " /> Дай характеристику героям сказки. Дай им свои советы. " /> Придумай другой конец этой сказке и прочитай в классе. |
11. | В. Ю. Драгунский «Главные дороги» | " /> Ответь на вопросы учебника, перескажи текст от лица одного из героев. " /> Нарисуй иллюстрацию к рассказу, опиши её. |
12. | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | " /> Ответь на вопросы учебника. Дай характеристику героям. " /> Прочитайте с друзьями рассказ по ролям. Выбирайте правильную интонацию. " /> Придумай похожую историю про себя. Продумай заголовок. Расскажи её в классе. |
13. | Б. Житков «Как я ловил человечков» | " /> Ответь на вопросы учебника. Придумай другой заголовок к рассказу. " /> Определи главную мысль произведения, запиши её в тетрадь. Составь план пересказа. " /> Перескажи рассказ от лица бабушки. |
14. | М. Зощенко «Ёлка» | " /> Ответь на вопросы учебника. " /> Нарисуй свою историю о новогодней ёлке. |
15. | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | " /> Ответь на вопросы учебника. " /> Составь план пересказа и запиши его в тетрадь. Дай характеристику главным героям. " /> Найди и прочитай в энциклопедии статью о жизни лебедей. Сравни лебедя в рассказе и в научной статье. |
16. | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | " /> Ответь на вопросы учебника. Найдите пословицы и поговорки к рассказу. " /> Вспомни, какой рассказ Л. Толстого напоминает это произведение? Сравни эти рассказы и запиши в тетрадь. |
17. | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | " /> Ответь на вопросы учебника. " /> Составь подробный план пересказа от имени стрижонка. " /> Нарисуй понравившийся эпизод произведения. |
18. | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | " /> Ответь на вопросы учебника. Перескажи. " /> Подумай, чем похож Электроник на обычного мальчика? Составь рассказ «Наш друг Электроник» " /> Прочитай всё произведение и расскажи в классе. |
19. | К. Булычёв «Путешествие Алисы» (в сокращении) | " /> Ответь на вопросы учебника. " /> Перескажи эту историю от имени Алисы. " /> Придумай историю о путешествии на любую планету Солнечной системы, запиши в тетрадь. |
20. | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (в сокращении) | " /> Ответь на вопросы учебника. " /> Придумай рассказ о своём путешествии в страну лилипутов. Нарисуй рисунок. |
21. | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | " /> Ответь на вопросы учебника. " /> Раздели текст на части и составь план пересказа от имени Русалочки. " /> Найди в библиотеке книгу сказок Г.Х. Андерсена. Составь список произведений для детского чтения. |