МБУ ДО «Детская школа искусств» Северного района
Доклад на тему:
Основные функции резонаторов
Полготовил:
Сандзюк Елена Сергеевна
Понятие резонанса и резонатора
Слово резонанс происходит от французскогоresonance – звучать, откликаться. Научно-физическое определение резонанса звучит таким образом: резонанс – это явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под воздействием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействий которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела.
Резонанс может возникнуть только там, где есть или возможны колебания, т.е волны в упругой среде. Колебаться (а, следовательно, резонировать) могут разнообразные физические тела:
твердые (резина, метал);
жидкие (вода, например волны на поверхности);
газообразные (воздух).
У любого упругого тела имеется так называемая собственная, или резонансная частота колебаний. Если ударить по натянутой струне она начнет колебаться именно с этой, только ей присущей, резонансной частотой. От струн завибрирует окружающий воздух, и наше ухо уловит тон, соответствующий этой частоте. Изменяя длину струны (зажимая на разных порожках грифа гитары) мы тем самым меняем ее физические свойства (силу натяжения). От этого изменяется и резонансная частота струны, т.е. высота ноты.
Акустическим резонатором является любой пустотелый сосуд, наполненный воздухом, сообщающийся с окружающим пространством (атмосферой) одним или несколькими отверстиями. Так как воздух обладает исключительно упругими свойствами, т.е., способен активно вибрировать, то именно он является основой резонатора. На этом принципе основано звучание абсолютно всех без исключения духовых инструментов, от флейты и гобоя до органных труб.
Отличительным свойством резонатора является то, что он «откликается» только на те звуковые колебания, которые совпадают с его резонансной частотой. Кроме этого, резонатор многократно усиливает первоначальный звук. Применительно к певцам это означает, что, научившись пользоваться собственными вокальными резонаторами, певец освобождает голосовые складки от всяких перегрузок.
Но какая же роль отводиться голосовым складкам? Из выше сказанного получается, что все делают резонаторы? На самом деле, сам по себе резонатор не зазвучит. Для зарождения в нем звука необходим вибратор – возбудитель первоначальных колебаний. Таким образом, голосовые складки вокалиста дают начальный толчок, резонаторы и правильное дыхание – поддержание звука. И чем согласованней работа дыхания и резонаторов, чем лучше озвучены резонаторы, тем красивей, глубже, насыщенней голос певца и тем дальше он слышен.
Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: гортань с голосовыми складками, ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости.
Органом, где происходит зарождение голоса, является гортань. Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную и голосовую). Внутри этого органа находятся голосовые складки, в толще которых заложена голосовая мышца, своим движением рождающая голос. Гортань с голосовыми складками являются вибратором и возбудителем звука.
Основным условием образования звука является взаимодействие голосовых складок и дыхания. Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними. Приблизительно до 80% энергии певческого звука, образованной голосовыми складками, гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясение (вибрацию). В воздухоносных полостях (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки претерпевают акустические изменения. Потому эти полости называются резонаторами. Различают верхние и нижние резонаторы.
Верхние резонаторы – все полости, лежащие выше голосовых складок, их еще называют надставной трубкой, поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью. К нижним резонаторам относятся трахея с крупными бронхами.
Среди верхних резонаторов важнейшую роль имеет глотка и ротовая полость, поскольку этот наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, сильно изменяющих объем и форму ротового резонатора, что обеспечивает внятное произношение, артикуляцию. Глотка и ротовая полость формируют звуки в речи, в целом повышаю силу голоса, влияют на его тембр.
Также к верхним резонаторам относятся носовая полость и, так называемые придаточные пазухи носа. Это – гайморовы пазухи (по бокам носовой полости), основная носовая полость, решетчатый лабиринт (в основании черепа) и лобные пазухи (в надбровных частях лобной кости). Полости, лежащие выше небного свода, относятся к головным резонаторами. Они не излучают звуковые волны во внешнее пространство. Их стенки вибрируют при наличии в голосе высоких обертонов, которые создаёт гортань. Эти резонаторы являются индикаторами (указателями) правильного голосообразования.
Ощущая головное резонирование, певец ориентируется в работе голосовых связок. В результате головного резонирования голос обретает «полетность», собранность, «метал». Грудное резонирование сообщает звуку полноту и объемность звучания. Злоупотребление грудным резонированием отяжеляет звучание и может привести к «качанию» звука и понижению интонации.
Основные функции резонаторов
Многие исследователи в области вокальной педагогики и исполнительства показывают, какую многообразную роль играют резонаторы в пении.
В известной теории резонансного пения, разработанной профессором Московской государственной консерватории Морозовым Владимиром Петровичем, выделяются семь функций резонаторов.
Энергетическая
Генераторная
Фонетическая
Эстетическая
Защитная
Индикаторная
Активизирующая
Энергетическая функция резонатора состоит в усилении человеческого голоса во много раз. Овладев в полной мере резонаторами, певец становится способен озвучивать большие концертные залы.
Резонатор, будучи посредником между вибратором и окружающей воздушной средой, повышает коэффициент полезного действия вибратора, переводя значительно большую часть энергии в звуковую форму.
Многие непрофессиональные певцы, не зная энергетической роли резонаторов, пытаются петь громче за счет напряжения всей гортани и зажимают связки. Воздух буквально продирается через такие зажатые связки, травмируя их и сокращая срок службы. Очень важно сосредоточить свое психологическое внимание на работу резонаторной системы. Уметь переключатся с мыслей о связках на мысли о резонаторах.
Энергетическая функция резонаторов не только в прямом усилении звука, но и в придании звуку «полетности». «Полетность» - это способность голоса распространятся на более длинные дистанции с меньшими потерями силы звука.
Для этого у певца должно появиться ощущение «близкого звука». Близкий звук – ощущение звука как бы вне голосового аппарата. «Звук под носом», как образно выразился И. Козловский.
Генераторная функция резонаторов состоит в том, что не связки, а именно резонаторы заставляют звучать голос, потому как, звук, издаваемый связками совсем не музыкальный. Благодаря резонаторам этот слабый, «неприличный» звук обрастает тембровыми оттенками, набирает силу и обретает полетность.
Фонетическая функция. Благодаря подвижности ротовой полости человека, а также языку, способному принимать различные положения, мы можем издавать внятные звуки. Главная роль принадлежит гласным, так как именно они помогают понимать слова.
Благодаря огромной подвижности языка и нижней челюсти наш рот превращается в постоянно изменяющийся резонатор. Мы легко можем изменить объем резонатора, стоит нам чуть прикрыть рот или приподнять язык. Кроме того, изменяется путь, который воздух должен пройти. От объема и пути как раз зависит тип гласной, которую в данный момент мы произносим.
Эстетическая функция резонаторов заключается в том, что благодаря им голос приобретает приятную на слух тембровую окраску, за которую борется вся вокальная педагогика, стремясь искоренить неприятные на слух оттенки горлового, связочного тембра.
Резонаторы в случае оптимальной настройки преобразуют наш голос так, что он попадает в зону максимальной чувствительности слуха. Таким образом, голос вокалиста становится еще слышнее, причем без какого-либо усиления.
Научившись настраивать свою резонаторную систему оптимальным образом, вокалист приобретает незаменимого ангела-хранителя для своих связок. Под надежной охраной резонаторов, связки не теряют своей работоспособности даже в самой глубокой старости. Таким образом, резонаторы несут защитную функцию.
Резонируя в полостях дыхательного тракта, звук вызывает у певца различные ощущения в силу сотрясения воздуха. Такая чувствительность обусловлена наличием виброрецепторов (нервных окончаний) в мышечных тканях и, особенно, на внутренних слизистых оболочках. Если приложить руку к груди, то можно явственно ощутить дрожание грудной клетки на низких нотах – это приходит благодаря резонансу звука в трахее.
Другой пример – резонанс в гайморовых трубах носовой полости. По наличию или отсутствию ощущений вибрации в этой области, попал звук «в маску» или не попал. Ощущение «маски» - одно из важнейших для профессионального певца.
Благодаря тому, что певец способен ощущать внутри себя эти самые «содрогания» от резонанса, он может управлять настройкой резонаторов, добиваясь оптимальной работы. Другими словами, мы не научились бы никогда пользоваться резонаторами, если бы их не ощущали. Вот поэтому так важна индикаторная функция резонаторов.
Активизирующая функция состоит в том, что резонаторы «подстегивают» сами себя. То есть при определенной оптимальной настройке резонаторной системы начинает оказываться стимулирующее воздействие на сами резонаторы, а также на работу гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический характер и происходит рефлекторно. Мы не в состоянии сознательно запустить этот процесс – он запускается автоматически при оптимальной работе резонаторной системы.
Список литературы
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства/ Н.Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей: Вып. 3/Ред.-сост. А. Лагутин – М.: Музыка, 1991.
Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним./ Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2003.
Трофимова С.Н. Физиология голосообразования. Заболевания и гигиена голоса. Курс лекций для специальности «Вокальное искусство». – Екатеринбург, 2015.