Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Доклад "Развитие познавательной активности"

Доклад "Развитие познавательной активности"

Одной из главных задач коррекционной школы является развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка познавательная активность представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для него взрослые. Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интерес не является врожденным, изначально данным и неизменным качеством: он возникает, формируется и развивается под влиянием общения ребёнка с людьми и, главное, под воздействием специально организованного воспитания и обучения. При возникновении и развитии интереса достигается необходимая глубина познания, открывающая ученику новые творческие возможности и способность эффективного применения полученных навыков в определенной области. Ребенок с ОВЗ, который учится без познавательного интереса, может не воспринимать и порой отталкивать полученные знания, а сам процесс обучения для него будет очень тяжелым и дискомфортным. И так, чтобы ребенку было интересно, педагог должен на протяжении всего занятия, удерживать его внимание: это: Слайд

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 12»

Сообщение:

«Развитие познавательной активности на воспитательских занятиях»

Выполнил:Ж.А. Шевкунова, воспитатель

с. Юца

2023-2024 уч.год

Одной из главных задач коррекционной школы является развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка познавательная активность представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для него взрослые.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Интерес не является врожденным, изначально данным и неизменным качеством: он возникает, формируется и развивается под влиянием общения ребёнка с людьми и, главное, под воздействием специально организованного воспитания и обучения.

При возникновении и развитии интереса достигается необходимая глубина познания, открывающая ученику новые творческие возможности и способность эффективного применения полученных навыков в определенной области.

Ребенок с ОВЗ, который учится без познавательного интереса, может не воспринимать и порой отталкивать полученные знания, а сам процесс обучения для него будет очень тяжелым и дискомфортным.

И так, чтобы ребенку было интересно, педагог должен на протяжении всего занятия, удерживать его внимание: это:

Слайд

1.Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, смайлики). Дети выполняют задание, оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Реклама

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Все эти методы я использую на своих занятиях

На своих занятиях по социальному направлению, а так же на кружковой работе позволяет достигать этой цели.

Данные занятия обеспечивает творческую реабилитацию учащихся с ОВЗ, реализуя целый комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, раскрытие творческих возможностей ребенка, на сохранение и укрепление его здоровья, на овладение им необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, приобщению к культурным ценностям, расширению круга общения и обогащению социального опыта.

Эти занятия дают реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

В своей работе для детей с ОВЗ на занятиях я использую различные методики - упражнения для развития мелкой моторики, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги и других материалов, вырезание различных силуэтов, составление узоров, выполнение аппликаций и т. д

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения - это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности ребенка. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования. 

Кроме развития мелкой моторики рук, эти занятия развивают также: осязание, эстетический вкус, воображение, фантазию ребенка, прививается умение подбирать цвета и т.д.

В ходе занятий, ребята учатся правильно общаться, избегая конфликтных ситуаций, они учатся работать командой, понимая важность и неоценимую пользу каждого. Это является первой ступенькой к осознанию себя в коллективе и коллектива для себя.

Таким  образом, основными коррекционными направлениями в работе  является: коррекция мелкой моторики, познавательных процессов, формирование аналитико-синтетической деятельности, развитие пространственной ориентации, цветочувствительности. Учащиеся с ОВЗ учатся работать по инструкции, плану, индивидуальному маршруту. В результате формируются навыки самоконтроля и самоанализа выполненной работы.

Вкладывая себя в творческую деятельность, ребенок изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Как показывает мой опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.

Ребятам моей группы очень нравится  заниматься творчеством и видеть результат своей работы. Научились уважительно относиться друг к другу во время выполнения любых работ (не кричать, не отвлекать, не топать ногами, когда кто-то работает чтобы не помешать, ровно проводить линию).

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель: -формирование установки на необходимость профессионального самоопределения, получение выбранной специальности. Задачи: Коррекционно-развивающие: -развивать интерес к профессиям, умение анализировать и сопоставлять; -способствовать обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков учащихся; -совершенствование невербальных средств общения; -формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; -коррекция произвольного запоминания и внимания. Образовательные: -формировать информационное пространство о профессиях; -обеспечить готовность девятиклассников к профессиональному самоопределению; -активизировать процесс профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий; -формировать адекватные установки на трудовую деятельность, рациональные ценностные ориентации. Воспитательные: воспитывать устойчивость профессиональной ориентации учащихся на трудовой, активный образ жизнедеятельности; совершенствовать навыки работы в группах. Оборудование: мультимедийная презентация, плакаты и иллюстрации по теме: «Мир профессий». Ход мероприятия. 1. Организационный момент (Слайд) Воспитатель: - Ребята! Мы сегодня с вами узнаем много нового и интересного, будем отгадывать загадки, читать стихи. А сначала давайте настроимся на хорошую работу, и передадим друг другу частичку удачи. (Передаем друг другу из рук в руки частичку удачи) Психологический настрой - Вставьте пропущенное слово - глагол настоящего времени. На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все … (видят). Уши внимательно … (слушают) И отлично всё … (слышат). Голова хорошо … (думает).
0 ₽
Одной из главных задач коррекционной школы является развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка познавательная активность представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для него взрослые. Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интерес не является врожденным, изначально данным и неизменным качеством: он возникает, формируется и развивается под влиянием общения ребёнка с людьми и, главное, под воздействием специально организованного воспитания и обучения. При возникновении и развитии интереса достигается необходимая глубина познания, открывающая ученику новые творческие возможности и способность эффективного применения полученных навыков в определенной области. Ребенок с ОВЗ, который учится без познавательного интереса, может не воспринимать и порой отталкивать полученные знания, а сам процесс обучения для него будет очень тяжелым и дискомфортным. И так, чтобы ребенку было интересно, педагог должен на протяжении всего занятия, удерживать его внимание: это: Слайд
0 ₽
Цель: активизация экологической культуры обучающихся. Задачи: углубление ранее полученных знаний обучающихся по экологии; развитие творческой и познавательной активности обучающихся; приобщение детей к природоохранной деятельности; развитие коммуникативных способностей обучающихся; воспитание бережного отношения обучающихся к природе. Ход мероприятия Вступительная часть В: Здравствуйте, ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня вы примете участие в эко- квесте, в ходе которого совершите интересное путешествие в мир природы. На вашем пути повстречаются различные препятствия. Вам представится возможность проверить свои знания по экологии. Давайте, вспомним, что такое экология. Экология - это наука, которая изучает законы природы и учит нас бережно относиться к природе, к нашей Земле. А что такое квест? Квест-это игра с сюжетной линией , которая заключается в решении различных головоломок, загадок и логических заданий. Предлагаю вам разделиться на 2 команды, выбрав себе одну из предложенных мной картинок. Если на картинке изображен объект живой природы (человек, животные, растения), вы становитесь участником команды «Живая природа», а если вам достанется рисунок с объектом неживой природы (вода, солнце, камни, звёзды, облака), то название вашей команды «Неживая природа». (Дети вытягивают карточки и распределяются по командам). Каждой из команд предстоит пройти 5 станций. Преодолев их, вы станете экспертами в решении современных экологических проблем.
0 ₽