Доклад
«Современные педагогические технологии в обучении географии»
Цель работы: повышение качества организации образовательного процесса на основе использования современных педагогических технологий.
Содержание
Введение
2. Классификация педагогических технологий.
3. Педагогические технологии, применяемые на уроках географии.
Заключение
Список используемых источников
Введение
Преподавание географии отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие другие направления. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества рассматриваются в географии и значительная роль должна отводиться методике ее преподавания, как предмета формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в нем происходящих. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное поведение, иной педагогический менталитет. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий.
Как ребенок самоутвердится в школе, какой личностный опыт он приобретет, зависит от педагогической среды, организованной педагогами: характера общения, психологического климата и технологии обучения.
Таким образом, внесение технологии в учебный процесс есть попытка получения гарантированного положительного результата преимущественно на реализации успешного усвоения учебного материала, хотя главная ценность любой педагогической технологии заключается в разработке общей стратегии развития личности и создании для этого соответствующих способов и средств.
Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия:технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения;и технология в обучении.
Под последним определением понимают использование технических средств обучения ( компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.
Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения — диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.
Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Процесс обучения — не производственный процесс изготовления по определенной технологии стали, кирпича, мороженого. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. В ней принята установка на четкое управление учебным процессом с точно заданными целями.
В целом, как нам представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты труда, как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства.
Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности,опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.
К главным признакам технологии обучения относят:
■ четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание
значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию
учебной деятельности школьников;
■ построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей
и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и
форм организации учебной деятельности школьников;
■ обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);
выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов)
■ организацию самостоятельной работы учащихся, направленную
на решение проблемных учебных задач;
■ широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки
результатов обучения.
Таким образом, внесение технологии в учебный процесс есть попытка получения гарантированного положительного результата преимущественно на реализации успешного усвоения учебного материала, хотя главная ценность любой педагогической технологии заключается в разработке общей стратегии развития личности и создании для этого соответствующих способов и средств.
2. Классификация педагогических технологий
В настоящее время, благодаря динамичному развитию методики преподавания, существует множество подходов к построению классификации педагогических технологий. Но в зависимости от характера среды (или условий) обучения все известные технологические способы обучения можно разделить на три группы:
1) технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие);
2) технологические способы, которые требуют организационной перестройки работы школы (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие);
3) технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).
Профессором Г.К. Селевко на основе рассмотрения педагогической технологии в научном аспекте и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, обобщая различные классификационные подходы, дается следующая классификация педагогических технологий (которая считается наиболее распространенной в отечественной педагогической науке).
По уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие технологии.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.
По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт-технологии, интериоризаторские, развивающие, суггестивные, нейролингвистические технологии.
По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.
По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
По организационным формам: классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способ обучения, дифференцированное обучение.
По подходу к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические технологии.
По преобладающему (доминирующему) методу: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.
По категории обучающихся: массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.), виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ.
3. Виды педагогических технологий
Игровые технологии
В своей педагогической деятельности, как средства активизации и интенсификации учебного процесса я использую игровые приемы, ролевые и деловые игры, уроки-путешествия, уроки-кроссворды и другие игровые импровизации, являющиеся составными частями игровых технологий.Я обратилась к игровым формам и методам не случайно. Игра позволяет человеку развивать способность самоопределиться в жизни, включаться в существующие учебные виды деятельности и находить новые формы общения с другими людьми.Учебная самостоятельность и умение учиться, субъектность ученика могут быть эффективно реализованы через игры и игровые приемы, введенные в учебную деятельность. Умение учиться, а также желание или нежелание учиться связаны с рефлексией (самоанализом и самопознанием, способом построения отношений человека к собственной жизнедеятельности), с самостоятельностью, инициативностью, субъективностью.
Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Технология дифференцированного обучения
При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровненные программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Например, в 9 классе при изучении темы : «Северо – Западный экономический район. Природа и население»в начале урока формулирую проблемную задачу: «Северо-Западный район один из самых известных и развитых районов Западной экономической зоны, но наряду с этим один из самых противоречивых. Докажите данное утверждение». Обучающиеся активно включаются в тему урока. Работают с картой атласа «Экономическое районирование» и определяют место Северо-Западного района на карте экономического районирования России.
У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем и вопросов для организации учебного спора:«Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Применять этот вид технологии учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии.
Проектная технология
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Практическое применение элементов проектной технологии.
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
Технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.Например, учащиеся составляют проекты развития малых городов, в которых они побывали в период каникул, проекты развития зеленых зон микрорайона школы и др.
Кейс – технология
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.Информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.При этом в процессе преподавания географии в школе использую следующие формы работы:лекции с мультимедийным сопровождением;создание учениками мультимедийных презентаций по темам; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме;тренинги навыков с использованием компьютеров;контроль обученности средствами интерактивного тестирования.
Применять информационные компьютерные технологии можно на разных этапах урока. Так, видеофрагменты о природных зонах учащиеся 7-х классов просматривают во время изучения нового материала или при актуализации знаний на уроках обобщения. Тестовые задания целесообразно использовать при закреплении полученных знаний в конце урока или на уроке обобщения и закрепления материала.
Модульная технология
Также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).
Здоровьесберегающие технологии
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.Организация учебной деятельности с учетомосновных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; четкая организация учебного труда;строгая дозировка учебной нагрузки;смена видов деятельности;обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.). Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Заключение
Знание дидактических особенностей, овладение первоначальными профессиональными умениями по применению педагогических технологий в учебном процессе позволят учителю реализовывать наиболее значимые идеи и подходы современной парадигмы образования.Все педагогические технологии содействуют реализации личностного подхода в обучении, направленного не только на усвоение основных компонентов географического содержания, но и на формирование личностных качеств ученика. Представленные педагогические технологии определяют возможность реализации и деятельностного подхода в обучении через обучение учащихся наиболее оптимальным приёмам самостоятельной познавательной деятельности. Не даром восточная мудрость гласит: я слышу - и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я действую - и я понимаю.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем — технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.
Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.
Список литературы
1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990.
2. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. М., 1995.
3. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.
4. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
6. Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 1998 № 2..
7.Федорова В.А. Изучение темы «Население» в курсе «География России» (IX класс) // География в
школе. 1998. № 5.
1