Индивидуальный маршрут по подготовке к ОГЭ по географии.
Шкала перевода баллов ОГЭ в оценки
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Баллы | 0-11 | 12-18 | 19-25 | 26-31 |
Учитель географии – Ивенкова И.В. Обуч-ся 9 класса _________________________________________
На выполнение работы по географии отводится 2,5 часа (150 минут).
КИМ содержит 30 заданий трех основных блоков: 1) с выбором ответа, 2) с кратким ответом , 3) с развёрнутым ответом. При проверке выполненных работ, выявилось следующее: +/- выполнено/ не выполнено
Дата выполнения работ (КИМ) | ||||||||||||||||||||||
+/ - | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/ - | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | ||
1 | Географические особенности природы | |||||||||||||||||||||
2 | Географическое положение России | |||||||||||||||||||||
3 | Особенности природы России | |||||||||||||||||||||
4 | Народы, заповедники | |||||||||||||||||||||
5 | Циклоны и антициклоны | |||||||||||||||||||||
6 | Прогноз погоды (атмосферные фронты) | |||||||||||||||||||||
7 | Географические координаты | |||||||||||||||||||||
8 | Расположить слои горных пород, по возрасту | |||||||||||||||||||||
9 | Определение расстояния по плану местности | |||||||||||||||||||||
10 | Определение направления по плану | |||||||||||||||||||||
11 | Чтение и анализ карт (профиль местности) | |||||||||||||||||||||
12 | Выбор участка по плану | |||||||||||||||||||||
13 | Географические объекты и явления (проценты) | |||||||||||||||||||||
14 | Природные и техногенные явления | |||||||||||||||||||||
15 | Рациональное природопользование | |||||||||||||||||||||
16 | Выявление эмпирических зависимостей | |||||||||||||||||||||
17 | Положение Солнца | |||||||||||||||||||||
18 | Анализ климатограммы | |||||||||||||||||||||
19 | Последовательность встречи Нового года | |||||||||||||||||||||
20 | Слоганы, соответствие | |||||||||||||||||||||
21 | Географические термины (ключевые слова) | |||||||||||||||||||||
22 | Анализ таблицы/графика | |||||||||||||||||||||
23 | Определение величины МП или ЕП | |||||||||||||||||||||
24 | Плотность населения | |||||||||||||||||||||
25 | Расположить города по численности | |||||||||||||||||||||
26 | Отрасли хозяйства | |||||||||||||||||||||
27 | Анализ текста (ответ по карте) | |||||||||||||||||||||
28 | Анализ текста (вопрос-загадка) | |||||||||||||||||||||
29 | Анализ текста (почему) | |||||||||||||||||||||
30 | Определение страны или региона по описанию | |||||||||||||||||||||
ИТОГО |
Алгоритм решения заданий ОГЭ по географии (для обучающихся)
№1. | Особенности природы мира и народов Земли. Атлас 7 класса. Первые 10 стран по численности населения (Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия, Мексика). Первые 10 стран по площади территории: 1. Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Судан. Рекордсмены мира: Самое глубокое место – Марианский желоб (Тихий океан); самая высокая t – Триполи (Сев. Африка), Волгоградская область (Россия); самая низкая t - Антарктида, в РФ Оймякон; самое влажное место – Черрапунджи (Индия); самое сухое место – пустыня Атакама (Юж. Америка); самый большой остров –Гренландия; самая длинная река – Нил (Африка), Амазонка (Ю.Америка); самое высокогорное озеро – Титикака (Юж. Америка); самая высокая точка – Джомолунгма (Евразия); самая наименьшая высота- уровень Мертвого моря (Евразия); самая большая низменность – Амазонская (Юж.Америка); самый высокий водопад – Анхель (Юж. Америка); самые протяженные горы – Анды (Юж.Америка); самые высокие горы - Гималаи (Евразия); самая большая пустыня – Сахара (Африка); самый высокий вулкан – Льюльяйльяко (Юж. Америка); самое большое озеро – Каспийское (Евразия); самое глубокое озеро – Байкал (Евразия); самая многоводная река – Амазонка (Юж. Америка). По материкам. Евразия самый высокий вулкан – Ключевская Сопка; самое глубокое озеро – Байкал; самая высокая точка – Джомолунгма (Эверест); самая наименьшая высота - уровень Мертвого моря. Крайние точки: С.- м. Челюскин (РФ, п/о Таймыр); В.- м. Дежнева (РФ, Чукотский п/о); Ю. – м. Пиай (Малайзия, п/о Малакка); З.- м. Рока (Португалия, Пиренейский п/о). Растения: сосна, липа, дуб, береза, маслины, кипарис. Животные: индийский слон, леопард, носорог, бурый медведь, белый медведь, зубр, верблюд, панда. Европа – Азия Африкасамая высокая точка – влк. Килиманджаро; самая низкая точка – оз. Ассаль; самая большая пустыня – Сахара; самая длинная река – Нил. Крайние точки: С.- м. Бен- Секка; В. – м. Рас – Хафун; Ю. – м. Игольный; З. – м. Альмади. Растения: финиковая пальма, банановая пальма, баобаб, олива, инжир, цитрусовые растения. Животные: африканский слон, буйвол, бегемот, жираф, зебра. Реки: Нил, Конго, Замбези Озера: Виктория, Ньяса, Танганьика. Водопад Виктория АвстралияНЕТ ДЕЙСТВУЮЩИХ ВУЛКАНОВ! КРИКИ — это пересыхающие реки. Самая высокая точка- г. Косцюшко; самая низкая точка – оз. Эйр – Норт. Реки: Муррей, Дарлинг Озера: Эйр, Торренс Крайние точки: С. – м. Йорк; В. – м. Байрон; Ю. – м. Саут – Ист- Пойнт; З. – м. Стип – Пойнт. Растания: эвкалипт, карри, баобаб. Животные: ехидна, утконос, собака Динго, кенгуру, страус Эму, коала, киви Южная Америка самая высокая точка – г. Аконкагуа; самая низкая точка – п/о Вальдес; самый высокий вулкан – влк. Льюльяйльяко; самое высокогорное озеро Титикака, самый высокий водопад Анхель, самые протяженные горы – Анды; самая большая низменность – Амазонская; самая полноводная и крупнейшая река – Амазонка; самое сухое место – пустыня Атакама. Крайние точки: С. – м. Гальинас; В- м. Кабу – Бранку; Ю. – м. Фроуард; З. – м. Париньяс. Растения: гевея, каучуконосное дерево, бутылочное дерево, мангровое дерево, како – дерево. Животные: ленивец, броненосец, тукан, муравьед, пираньи, альпака, капибара, опоссум, колибри. Северная Америка самая высокая точка – г. Мак- Кинли; самая низкая точка – впадина Долина Смерти; самый большой остров – Гренландия. Крайние точки: С. – м. Мерчисон; В- м. Сент -Чарльз; Ю. – м. Марьято; З. – м. Принца Уэльского. Озера: Великие Американские: Эри, Онтарио, Верхнее, Мичиган, Гурон. Реки: Миссисипи, Миссури Растения: секвойя, кактус, агава. Животные: медведь Гризли, рысь, вилогор, пекари, бизон, койот. Страны и их столицы (атлас 7 класс. «Политическая карта мира» или «Страны мира»). Пустыни и материки: Атакама — Южная Америка, южное полушарие; Сахара — Африка, северное полушарие; Калахари - Африка, южное полушарие Гоби — Евразия, северное полушарие; Руб-эль-Хали — Евразия, северное полушарие. Моря окраинные и внутренние Все моря делятся на внутренние и окраинные. Внутренние — моря, глубоко вдающиеся в сушу и сообщающиеся с океаном или прилегающим морем одним или несколькими проливами. (Балтийское, Черное, Азовское, Средиземное, Красное) Окраинные— моря, прилегающие к материку, слабо отделённые полуостровами или островами от океана. Евразия - Аравийское, Филиппинское, Желтое, Восточно- Китайское, Японское, Охотское, Баренцево, Чукотское, Восточно- Сибирское, Лаптевых, Карское, Берингово, Норвежское, Северное, Гренландское. Австралия - Тасманово, Тиморское, Коралловое. Северная Америка – Карибское, Саргассово. Течения Теплые: Гольфстрим, Гвинейское, Южное Пассатное, Мозамбикское, Восточно- Австралийское, Бразильское, Гвианское, Северо- Атлантическое, Куросио, Норвежское Холодные: Бенгельское, Перуанское, Калифорнийское, Сомалийское, Канарское, Фолклендское, Западных ветров, Калифорнийское |
№2 | Страны, граничащие с Россией. Крайние точки. Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России». Россия имеет сухопутную границу с 16 странами. На западе: Норвегия, Финляндия, Эстония,Латвия, Беларусь, Украина. Здесь же находится Калининградская область, граничащая с Польшей и Литвой. На юге от Черного к Каспийскому морю: Грузия, Южная Осетия, Абхазия, Азербайджан; От Каспийского до Охотского моря: Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея. Морской границей называется линия, по которой проходит соприкосновение территориальных вод государств. Если же между территориальными водами есть еще нейтральные воды (как с Турцией, например), то с такой страной нет границы соприкосновения. По Берингову проливу Россия граничит с США. Страны, граничащие с Россией: Норвегия (Мурманская область), Финляндия (Карелия, Ленинградская область) ,Эстония (Ленинградская обл., Псковская обл.),Латвия (Псковская обл.),Литва и Польша(Калининградская обл.),Белоруссия (Псковская обл., Смоленская обл., Брянская обл.),Украина (Брянская обл., Курская обл., Ростовская обл., Крым), Грузия (Карачаево- Черкесская Республика, Кабардино –Балкарская республика, Ингушетия, Чечня, Дагестан),Азербайджан (Дагестан),Казахстан (11 субъектов, самая протяженная граница с Оренбургской обл.) ,КНР (Китай)(Алтай, Забайкальский Край, Амурская обл., Еврейская ОА, Хабаровский Край, Приморский Край), Монголией (Алтай, Тыва, Бурятия, Забайкальский Край),КНДР (Корея) (Приморский Край), по морю -Япония ( пр. Лаперуза) и США (пр. Дежнева). Крайние точки России: Северная — м. Челюскин (материковая) (Красноярский Край), м. Флигели (островная), Южная точка — г. Базардюзю (Республика Дагестан), Западная точка — Гданьская коса (Калининградская обл.) , Восточная точка — м. Дежнёва (материковая) (Чукотский АО), о. Ратманова (островная). Крайние восточные точки (островная и материковая) РФ находится в западном полушарии!!! |
№3 | Особенности природы России. Атлас 8 класс. Климатическая карта Минимальные температуры воздуха в нашей стране в зимний период наблюдаются в Восточной Сибири, максимальные на Восточно-европейской равнине из-за согревающего влияния Атлантического океана. Чем дальше на восток (от Атлантического океана), тем холоднее. Летом закономерность широтная, чем дальше на север, тем холоднее, на юг — теплее. Континентальность климата в нашей стране возрастает при движении с запада на восток и выражается в уменьшении годового количества осадков и увеличении годовой амплитуды температуры воздуха. Чем восточнее, тем зима холоднее, а лето жарче. Минимальное количество осадков в нашей стране наблюдается в Астраханской области и Республике Калмыкия, максимальное— регистрируется в районе города Сочи. Общая закономерность в распределении осадков в нашей стране сводится к тому, что чем дальше населённый пункт находится от побережья Атлантического или Тихого океана, тем меньше там осадков. Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана. Макс. кол-во осадков: г. Сочи, г. Петропавловск-Камчатский, Мин.кол-во осадков: г. Астрахань, г. Якутск. Самое жаркое лето – г. Астрахань. Самая холодная зима-г. Якутск. Атлас 8 класс. Почвы Плодородие почв в нашей стране увеличивается с севера на юг, от зоны арктических пустынь на севере до степей на юге. Плодородие почв напрямую зависит от содержания в ней гумуса, так минимальное содержание гумуса в тундрово-глеевых почвах крайнего севера, а максимальное— в чернозёмах степной зоны. Самые плодородные почвы – черноземы (в степях). |
№4 | Природные ресурсы, их использование и охрана. Атлас 8 класс. ООПТ. Памятники всемирного наследия Традиционные занятия народов России: Оленеводство, рыболовство, охота – ненцы, коми, карелы (Север Русской равнины); ханты, манси (Западная Сибирь); эвенки, якуты, юкагиры (Восточная Сибирь); чукчи, коряки (Северо – Восток Сибири). Земледелие, бортничество, животноводство, охота, в степях кочевое скотоводство-мордва, марийцы, удмурты, чуваши, башкиры, калмыки, татары (русская равнина); алтайцы, тувинцы, хакасы, буряты, эвенки (Южная Сибирь). Охота пушная и мясная, сезонное рыболовство, собирательство - нанайцы, удэгейцы, орочи, эвенки, нивхи (Приамурье, Приморье, Сахалин). Земледелие, отгонное скотоводство, садоводство, виноградарство, виноделие, обработка шерсти - черкесы, чеченцы, ингуши, лезгины, осетины и др. (Северный Кавказ). |
№5 | Географические явления и процессы в геосферах. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона. Вопрос по синоптической карте. Антициклон— вихревое движение воздуха с высоким давлением в центре. Центр антициклона обозначен на карте буквой В. Циклон— вихревое движение воздуха с низким давлением в центре. Центр циклона обозначен на карте буквой Н. В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление) |
№6 | В опрос по синоптической карте. В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт) В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт) Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт |
№7 | Определить координаты. Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира Географические координаты включают географическую широту и географическую долготу. Географическая широта— это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах. Широта бывает северная южная в границах от 0 градусов (экватор) до 90 градусов (широта полюсов). Географическая долгота— величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки в градусах. Долгота бывает западная и восточная в границах от 0 до 180 градусов. Если город, являющийся столицей республики в составе РФ - Атлас 8 класс – Федеративное устройство РФ. Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия) Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д. Широта: северная и южная, отсчитывается от экватора от 0до 900 Долгота: западная и восточная, отсчитывается от Гринвича (нулевого) от 0 до 1800 с.ш. з.д. . в.д ю.ш |
№8 | Р асположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Чем выше слои горных пород – тем моложе. Самый молодой желтый песок (вверху), самый древний суглинок (внизу) |
№9 | Расстояние на карте. 1см на карте = 100 метрам на местности 1.Измеряем линейкой расстояние между объектами в сантиметрах 2. Умножаем на величину масштаба (например, в 1 см.100 м) 4 см х 100 = 400 м Ответ: 400 |
№10 | Направление на карте. Для определения направлений можно воспользоваться стрелкой Север-Юг в левом верхнем углу карты. Перпендикуляр к стреле укажет направление. |
№11 | Определить какой профиль подходит (по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.) Сначала определяем высоту точки А, далее высоту точки В. Если протекает река, то на профиле изображается углубление. Чем ближе располагаются горизонтали друг к другу, тем круче склон. Отметки высот на горизонталях своим верхом обращены в сторону повышения рельефа. |
№12 | Определить какой из участков подходит для: -Катания на санках, горных лыжах (Ответ: подходит участок под №1 т.к. на участке: 1. есть склон 2. Нет кустарников, ям, находится луговая растительность) -футбольного поля, волейбольной секции (Ответ: подходит участок под №1 т.к. на участке: 1. ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса, находится луговая растительность) - фруктового сада (Ответ: подходит участок под №1 т.к.: 1. Это склон южной экспозиции 2. Рядом проходит дорога для вывоза урожая) |
№13 | Задачи на расчеты. Задачи на определение доли (%), удельного веса . Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х %. (Меньшее число разделить на большее и умножить на 100) Определите долю городского населения в % от общей численности населения Северо-Западного федерального округа, если известно, что численность его населения на 1 января 2013 г. составляла 13 718 994 человек, из которых горожан − 11 498 212. Полученный результат округлите до целого числа. Процент — сотая доля числа. Составляем пропорцию: (11 498 212 · 100): 13 718 994 = 84%. Задача на интенсивность землетрясения Интенсивность землетрясения в баллах тем больше, чем больше его магнитуда и чем ближе к поверхности его очаг Определитьt на вершине горы. Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы высота (500м), если у подножия горы её значение составляет 12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 6 °С на каждые 1000 м 12 − (6 · 0,5) = 9. 1) высоту горы /1000, результат * на 6. 2) Из температуры у подножия отнять полученный результат (1). Определить высоту горы по разности атмосферного давления: 1) Из атмосферного давления у подножия отнять атмосферное давление на вершине. 2)полученный результат умножить на 10,5 Определение атмосферного давления на вершине горы Определите, какое атмосферное давление будет на вершине горы (400м), если у подножия горы его значение составляет 760 мм рт. ст. и известно, что атмосферное давление понижается на 10 мм на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа. Высота горы 400 м. Следовательно: 1. 400: 10 = 40 мм рт ст. давление снизится на 40 мм. 2. 760 − 40=720 мм Определитьсоленость- количество солей в граммах, растворенное в 1 литре (кг.) воды. (Измеряется в промилле ‰если соленость 15‰ то в литре воды растворено 15 грамм солей). Т.ечисло ‰ умножить на кол-во литров. Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в 3 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа. 8*3=24 грамма |
№14 | Природные и техногенные явления. (землетрясения, вулканы, снежные лавины, цунами и т.д.) По России. Землетрясения- г. Кавказ,г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян; вулканы – Камчатка, Курильские о-ва, о. Сахалин; пыльные бури, засухи, суховеи – Астраханская обл., Волгоградская обл. Р.Калмыкия; лавины, обвалы, сели – - г. Кавказ,г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян, Уральские горы; цунами – около Охотского моря: Камчатский край, Сахалинская обл. Магаданская обл. ;таяние ледников – на берегу морей – Калининградская обл., Ленинградская обл.(Санкт – Петербург), и т.д.; многолетняя мерзлота –северная часть страны: Мурманская обл., Архангельская обл., Ямало – Ненецкий АО, Ненецкий А.О., Красноярский край, Р.Саха (Якутия), Магаданская обл., Чукотский АО. Климатические явления засухи, суховеи и пыльные бури возникают в тех природных зонах, где испытывается недостаток влаги. К таким природным зонам мы можем отнести: степи, полупустыни и пустыни. Волгоградская область, Ставропольский край, Ростовская область находится в пределах зоны степей, Астраханская область, республика Калмыкия в пределах природных зон сухих степей, полупустынь и пустынь, Каскады ГЭС – реки: Кама, Волга, Енисей, Лена, Ангара. По миру. Землетрясения, вулканы, сейсмическая активность- Юж. Америка (Панама, Перу, Колумбия, Эквадор, Чили); Сев. Америка (Мексика, острова Карибского моря,США); Африка (Камерун, Кения, Танзания); Европа (Исландия, Италия, Турция, Греция,РФ); Азия (Пакистан, Индия, Непал, Китай, Япония, Индонезия, Филиппины), Австралия (НЕТ ВУЛКАНОВ, НЕТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ). Цунами – Тихий океан (Япония, Таиланд, Филиппины, Индонезия, Китай, Малайзия, Мальдивы, Гавайи, Аляска (США), Россия (Курильские о-ва и о. Камчатка), Чили, Мексика. |
№15 | Влияние деятельности человека в природе. Рациональное (правильное) и нерациональное (неправильное) природопользование. Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива) Смог образуется в центрах черной металлургии Природные ресурсы Исчерпаемые Неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов) Невозобновимые Возобновимые (полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира) Рациональное природопользование - Рекультивация — восстановление земель после добычи полезных ископаемых; заготовка древесины с последующими посадками леса способствует сохранению и восстановлению лесных ресурсов; -создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях способствует охране поверхностных вод от загрязнения; - для борьбы с эрозией почв (разрушением под действием ветра и воды) в зоне степей создают полезащитные лесополосы. - комплексное использование добываемого сырья, т.е. его полная переработка; -выращивание мальков ценных видов рыбы на рыбозаводах для дальнейшего выпуска их в водоёмы приводит к восстановлению популяции ценных пород рыб в природе; -развитие ветровой и солнечной электроэнергетики уменьшает объёмы выбрасываемых парниковых газов в атмосферу; -производство бумаги из макулатуры способствует сохранению лесных ресурсов страны; - создание полезащитных лесополос в степной зоне способствует снижению силы ветра, снегозадержанию и сохранению влаги в почве; -способствуют предотвращению образования оврагов на склонах холмов в зоне лесостепей и степей высаживание деревьев на склоне, террасирование склонов. Высаженные деревья и кустарники своими корневыми системами скрепляют склон и делают его менее подверженным разрушению. Созданием искусственных террас также делают стенки склонов более прочными; -производство электроэнергии из попутного нефтяного газа при добыче нефти позволять использовать газ, а не просто выбрасывать его в атмосферу. Нерациональное природопользование -Избыточное орошение в засушливых районах земного шара очень часто приводит к засолению почв и их последующей деградации; - использование на ТЭС каменного угля вместо природного газа приведёт к загрязнению атмосферного воздуха продуктами горения угля; - захоронение токсичных отходов может привести к загрязнению окружающей среды, что особенно опасно в густонаселенных районах; -распашка земель вдоль склонов приводит к развитию водной и ветровой эрозии и разрушению склона; -осушение болот в верховьях рек может привести к их обмелению, опусканию уровня грунтовых вод; -при строительстве ГЭС на равнинных реках затапливаются для создания водохранилища земли в долине реки, кроме прямого уничтожения ценных пойменных земель затопление вызывает повышение уровня грунтовых вод, заболачивание берегов; -распашка склонов на возвышенностях приводит к развитию водной и ветровой эрозии и разрушению склона; -сплав леса по рекам отдельными брёвнами приводит к большой потере леса во время его транспортировки; -создание свалок бытовых отходов может привести к загрязнению окружающей среды, её деградации; -добыча полезных ископаемых открытым способом приводит к деградации окружающей среды; -сжигание попутного нефтяного газа в факелах в районах добычи нефти приводит к увеличению выбросов в атмосферу парниковых газов; -подсечно-огневое земледелие, его применение приводит к деградации почвы; - вырубка лесов в долинах рек которая может привести к обмелению реки. |
№ 16 | Выявление эмпирических зависимостей. Внимательно рассмотри таблицу. Из первого столбца узнай, о каких пунктах наблюдения идет речь. Во втором столбце с помощью значений широты определи расположение пунктов с севера на юг, с помощью значения долготы определи расположение пунктов с запада на восток. Для этого нарисуй «сетку» с координатами. Сначала рисуем схему по градусной сетке расположения всех четырех точек. Далее определяемся в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки). -В умеренных широтах Евразии при удалении от Атлантического океана зимы становятся холоднее; -В европейской части России при движении на юго-восток становится суше, осадки выпадают реже; - В Евразии в средних широтах при движении от Атлантического океана (с запада) вглубь материка (на восток) зимы становятся холоднее; - В европейской части России при движении с северо-запада на юго-восток лето становится теплее; - Высота Солнца над горизонтом уменьшается при движении от экватора к полюсам -Продолжительность дня увеличивается при движении с севера на юг (зимой), продолжительность дня уменьшается при движении с севера на юг (летом); - Чем дальше на юго-восток, тем реже выпадают атмосферные осадки; - Чем дальше на юго-восток, тем больше годовая амплитуда температур воздуха; |
№17 | Географические следствия движения Земли. В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом. - Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим. (т.е. солнце в зените) 23 сентября – день осеннего равноденствия (солнце в зените над экватором) 22 июня – день летнего солнцестояния (солнце в зените над северным тропиком) 21 марта – день весеннего равноденствия (солнце в зените над экватором) 22 декабря – день зимнего солнцестояния (солнце в зените над южным тропиком) Широта тропиков – 23 градуса с.ш. и 23 градуса ю.ш - Где наиболее длинный день или длинная ночь? 22 июня – Сев. Полюс – полярный день (самый длинный), юж.полюс – полярная ночь. 22 декабря – юж. Полюс – полярный день, северный полюс – полярная ночь. - При ответе на эти вопросы учитываем долготу и время года. Зимой, 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, продолжительность дня увеличивается к югу. То есть, чем севернее город, тем позже встанет Солнце. Если города в задании имеют одинаковую широту, то позже встанет Солнце у города, расположенного западнее, так как Солнце встает на востоке. (летом наоборот - 22 июня день летнего солнцестояния) - В день равноденствия Солнце одинаково освещает полушария. Раньше всего Солнце над горизонтом поднимется над самым восточным городом. |
Дни | Северное полушарие | Южное полушарие |
22 июня | день летнего солнцестояния 1) освещено больше 2) день длиннее ночи 3) между Северным полярным кругом (66,5° с.ш.) и Северным полюсом (90° с.ш.) – полярный день 4) лучи Солнца падают отвесно на широте 23,5° с.ш. (Северный тропик) | 1) освещено меньше 2) день короче ночи 3) между Южным полярным кругом (66,5° ю.ш.) и Южным полюсом (90°ю.ш.) – полярная ночь |
23 сентября | 1) оба полушария освещены одинаково, день всегда равен ночи (по 12 ч.) 2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе осеннее равноденствие весеннее равноденствие день зимнего солнцестояния | |
22 декабря | 1) освещено меньше 2) день короче ночи 3) между Северным полярным (66,5° с.ш.) кругом и Северным полюсом (90° с.ш.) – полярная ночь | 1) освещено больше 2) день длиннее ночи 3) между Южным полярным кругом (66,5°ю.ш.) и Южным полюсом (90°ю.ш.) – полярный день 4) лучи Солнца падают отвесно на широте 23,5°ю.ш. (Южный тропик) |
21 марта | 1) оба полушария освещены одинаково, день всегда равен ночи (по 12 ч.) 2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе весеннее равноденствие осеннее равноденствие |
№18
Анализ информации о разных территориях. Климатограммы.
Сначала определяем полушарие: СП (летние температуры выше, чем зимние) ЮП (зимние температуры выше летних). Далее по графику определяем t января и июля, по столбчатой диаграмме среднегодовое кол-во осадков. Сопоставляем данные с Атласом 7 класс «Климатическая карта» либо по карте климата отдельных материков.
Арктика, субарктика – t низкие весь год, осадков мало.
Умеренный - t изменяется от – до +, осадки изменяются в зависимости от климатического района.
Субтропики – t высокая, жарко, осадки – зимние
Тропики – t высокая, жарко, осадков нет или очень мало (если прибрежная территория)
Субэкваториальный – t высокая, жарко, осадки – летом
Экваториальный – t высокая, жарко, осадков много весь год (ливни)
№19
Определение поясного времени. Атлас 8 класс
«Федеративное устройство РФ». Найти нужные регионы или города. Новый год начинается навостоке.
№20
Особенности природно-хозяйственных зон и районов России.
Слоган – субъект РФ, то Атлас 8 класса, а если слоган- страна, то Атлас 7 класса.
Записывать в бланке ответов, например 13, или 24, или 14
Музей янтаря, самый зап. регион – Калининградская обл. Белые ночи –Ленинградская обл, Карелия, Мурманская обл. Телецкое озеро – Алтайский край; Дельта крупнейшей реки Русской равнины – Астрахань; Река Катунь, горы Сибири – Республика Алтай; |
Мин. Воды, лечебные грязи – Ставропольский край; Водопад Кивач, озера, памятники – Кижи и Валаам, белые ночи – Республика Карелия; Субтропический климат, горы, море – Краснодарский край; Морские пляжи, термальные источники – Республика Дагестан. | Фьорды – Норвегия Карфаген - Тунис г.Альпы – Швейцария, Австрия, Троп.леса, орангутанги – Индонезия, Индия «Тысяча улыбок» - Таиланд Северное сияние – Норвегия Пляж, горы, о. Тенерифе – Болгария Памятники византийской и османской культур- Турция; Многообразие подводного мира, Красное море – Египет; Пляжи, вулканы, тропическая природы -Мексика; Сафари – Кения. |
№21
Выбор верных утверждений о базовых географических понятиях
Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни (увеличение горожан)
Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое (переезд, въезд, смена места жительства)
Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений (родилось, умерло)
Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью
Отраслевая структура хозяйства России — это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.
Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова, половодье, паводок, межень).
Дельта реки— низменность у устья реки, сложенная речными наносами.
Доли́на реки — отрицательная, линейно-вытянутая форма рельефа с однообразным падением.
Бассейн реки — район земной поверхности, с которого в данную реку собираются все атмосферные осадки, питающие ее.
Паводок - поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снега, от ливней.
Барханы- песчаные холмы, гейзеры – горячая вода под давлением.
Карстовые процессы - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот (пещер).
Погода – состояние тропосферы в данном месте в данное время.
Климат– многолетний режим погоды определенной территории.
№22
Территориальная обеспеченность ресурсами.
Определить по графику, таблице необходимую величину.
№23
Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами.
Естественныйприрост = Рождаемость – Смертность ЕП= Р-С
Смертность = Рождаемость – Естественный прирост С= Р- ЕП
Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция МП= И-Э
Иммигранты – приехавшие, эмигранты-уехавшие МП= Приехавшие – Уехавшие
Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост
Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост
Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост
Плотность населения = Численность населения разделить на площадь ПЛ= Ч
П
Густота сети железных (авто) дорог = Длина железнодорожных путей
Площадь территории
Естественная убыль – самый отрицательный Естественный прирост.
№24
Особенности населения России.
Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6) Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).
№25
Разные территории Земли: анализ карт. Города – миллионеры!
Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов – на Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград.
Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения»
№26
Основные географические объекты России.
Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.
Западная Сибирь – нефть, газ. Кемерово – уголь. Курская обл. – железо. Европейский Север -лес. Волга- машиностроение. Юг РФ – с/х.
Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.
П-во алюминия Северный р-он: Кандалакша, Надвоицы. С-З р: Волхов.П-жье: Волгоград У: Краснотурьинск, Каменск-Уральский ЗапС: Новокузнецк В-С: Красноярск, Саяногорск, Братск, Шелихов
П-во меди Северный р-он: Мончегорск Урал: Красноуральск, Кировград, Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш, Кыштым В-С: Норильск.
М-рож ж/руд Северный р-он Оленегорск, Ковдор (Череповец) Центрально-Черноземный Михайловское, Лебединское (Старый Оскол, Липецк) Урал: Серовское, Качканарское, Кушлинское, Нижнетагильское. Западно – Сибирский: Таштагол, Темиртау, Восточно-Сибирский: Ирбинское, Краснокаменское, Коршуновское, Рудногорское (Новокузнецк)
Выплавка стали (полный цикл) Череповец Липецк (Старый Оскол электрометаллургический) Тула Магнитогорск Челябинск Ниж.Тагил Новотроицк Серов Новокузнецк.
Энергетическое машиностроение – С-Петербург Подольск Белгород Ростов Волгодонск Барнаул Бийск Хабаровск. Комбайны Омск Новосибирск Ростов Красноярск.
ГЭС: Саяно-Шушенская Красноярская Братская Усть-Илимская Богучанская Волгоградская Волжская Бурейская Чебоксарская Саратовская Зейская Нижнекамская
АЭС: Курская Балаковская (Саратов) Ленинградская Калининская (Тверь) Смоленская НВоронежская Кольская Ростовская Белоярская (Сверд.обл.) Дмитровградская (Ульян.обл) Билибинская – АТЭЦ (Чукотка)
Азотные удобрения (природный газ – Щекино, Новомосковск, Дзержинск, Невинномысск, Великий Новгород, Россошь. Коксовый газ – Липецк, Череповец, Кемерово.
Фосфорные удобрения – Воскресенск (месторож. Егорьевское – Моск.обл. ), Уварово, Балаково, Пермь.
Каучук – Ярославль, Воронеж, Ефремов, Омск, Нижнекамск, Тольятти.
Химические волокна – Барнаул, Клин, Серпухов, Тверь, Рязань, Красноярск, Самара, Курск.
Тракторостроение – Петрозаводск С-Петербург Владимир Чебоксары Липецк, Волгоград, Челябинск, Рубцовск
Автомобили– Москва «АЗЛК» «Москвич», Нижний Новгород «ГАЗ», Набережные Челны «КамАЗ», Ульяновск «УАЗ», Тольятти «ВАЗ», Сызрань «Рослада», Ижевск «Ижмаш», Серпухов «СеАЗ», Миасс «УралАЗ». Москва - «ЗиЛ»,
Троллейбус – Энгельс,
Автобус – Москва, Ликино «ЛиАЗ», Нижний Новгород «ГАЗ», Павлово «ПАЗ», Краснодар, Ульяновск, Курган.
№27
Анализ текста о природных особенностях Земли.
Ответ ищите в тексте.
Например: В пределах какой горной системы произошло данное землетрясение? Запишите в ответ её название.
Землетрясение в Непале.
15 января 1934 года в Непале произошло землетрясение магнитудой 8,2, приведшее к крупным разрушениям в стране и в соседней Индии (на территории современного штата Бихар). Эпицентр располагался в 10 км к югу от горы Эверест на глубине 33 км. Погибли, в общей сложности, от 18 до 20 тыс. человек. В результате землетрясения сильно пострадал город Катманду — в частности, обрушились две смотровые башни, Бхисмен и Дхарахара, построенные в 1824−1832 годах, поврежден дворец в Бхактапуре.
Только в Непале полностью были разрушены 80,8 тыс. построек. Стоит отметить, что землетрясения на территории страны происходят регулярно, что свидетельствует о том, что процессы горообразования здесь ещё не завершены.
Пояснение. В тексте говорится о том, что землетрясение произошло недалеко от Эвереста (Джомолунгма). Данная вершина является высочайшей точкой горной системы Гималаи.
О т в е т: Гималаи.
№28
(C2). Анализ текста о природных особенностях Земли (на основе задания 27)
В пределах какой эпохи горообразования (складчатости) были образованы эти горы? (атлас 7 класс)
Горная цепь Гималаев является примером столкновения литосферных плит. Индийская плита столкнулась с Евразийской 40 миллионов лет назад, что соответствует кайнозойской (альпийской) эпохе горообразования. Гималаи молодые и высокие складчатые горы.
№29
(C3). Анализ текста о природных особенностях Земли (на основе задания 27)
Почему в Непале часто происходят землетрясения?
Непал находится в зоне взаимодействия Евразийской и Индийской литосферных плит. В результате столкновений литосферных плит регулярно происходят землетрясения.
№30
Выявление признаков географических объектов и явлений.
Общее правило! 1. Смысловое чтение текста. 2. Выделение (поиск) ключевых слов (понятий). 3. Поиск по карте территорий с заданными характеристиками.
Если указана страна, то берем Атлас 7 класс «Политическая карта мира», если указан регион РФ, то берем Атлас 8 класс «Административная карта» или «Федеративное устройство РФ»
Например:Содержание вопроса КИМа.
По северной части этого озера, расположенного в центре низменности, проходит государственная граница РФ. Озеро является крупным пресным водоемом на территории края, в котором оно расположено. На озере организован международный заповедник.
Ход рассуждения.
1.Читаем текст. 2. Ищем ключевые слова:
А) Это озеро. Б) Расположено на низменности. В) В северной части проходит государственная граница РФ. Г) Это озеро находится в одном из краев РФ.
Работаем с текстом! Берем атлас 8 или 9го класса, поскольку указана РФ.
Прямо в северной части этого озера проходит граница РФ. Ведем вдоль границы и проверяем, какое озеро пересекает граница. Это озеро ХАНКА.