Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Краеведение
  3. План подготовки к ОГЭ по географии

План подготовки к ОГЭ по географии

География — интересный и познавательный предмет.Серьезная, тщательная и кропотливая подготовка способствует приобретению знаний, умений и навыков, требуемых для успешной сдачи экзамена по географии.В план подготовки входят индивидуальный маршрут для учащихся и алгоритм решения заданий ОГЭ.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Краеведение

Категория

Краеведение
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Индивидуальный маршрут по подготовке к ОГЭ по географии.

Шкала перевода баллов ОГЭ в оценки

Оценка

2

3

4

5

Баллы

0-11

12-18

19-25

26-31

Учитель географии – Ивенкова И.В. Обуч-ся 9 класса _________________________________________

На выполнение работы по географии отводится 2,5 часа (150 минут).

КИМ содержит 30 заданий трех основных блоков: 1) с выбором ответа, 2) с кратким ответом , 3) с развёрнутым ответом. При проверке выполненных работ, выявилось следующее: +/- выполнено/ не выполнено

Дата выполнения работ (КИМ)

+/ -

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/ -

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

1

Географические особенности природы

2

Географическое положение России

3

Особенности природы России

4

Народы, заповедники

5

Циклоны и антициклоны

6

Прогноз погоды (атмосферные фронты)

7

Географические координаты

8

Расположить слои горных пород, по возрасту

9

Определение расстояния по плану местности

10

Определение направления по плану

11

Чтение и анализ карт (профиль местности)

12

Выбор участка по плану

13

Географические объекты и явления (проценты)

14

Природные и техногенные явления

15

Рациональное природопользование

16

Выявление эмпирических зависимостей

17

Положение Солнца

18

Анализ климатограммы

19

Последовательность встречи Нового года

20

Слоганы, соответствие

21

Географические термины (ключевые слова)

22

Анализ таблицы/графика

23

Определение величины МП или ЕП

24

Плотность населения

25

Расположить города по численности

26

Отрасли хозяйства

27

Анализ текста (ответ по карте)

28

Анализ текста (вопрос-загадка)

29

Анализ текста (почему)

30

Определение страны или региона по описанию

ИТОГО

Алгоритм решения заданий ОГЭ по географии (для обучающихся)

№1.

Особенности природы мира и народов Земли. Атлас 7 класса.

Первые 10 стран по численности населения (Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия, Мексика).

Первые 10 стран по площади территории: 1. Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Судан.

Рекордсмены мира: Самое глубокое место – Марианский желоб (Тихий океан); самая высокая t – Триполи (Сев. Африка), Волгоградская область (Россия); самая низкая t - Антарктида, в РФ Оймякон; самое влажное место – Черрапунджи (Индия); самое сухое место – пустыня Атакама (Юж. Америка); самый большой остров –Гренландия; самая длинная река – Нил (Африка), Амазонка (Ю.Америка); самое высокогорное озеро – Титикака (Юж. Америка); самая высокая точка – Джомолунгма (Евразия); самая наименьшая высота- уровень Мертвого моря (Евразия); самая большая низменность – Амазонская (Юж.Америка); самый высокий водопад – Анхель (Юж. Америка); самые протяженные горы – Анды (Юж.Америка); самые высокие горы - Гималаи (Евразия); самая большая пустыня – Сахара (Африка); самый высокий вулкан – Льюльяйльяко (Юж. Америка); самое большое озеро – Каспийское (Евразия); самое глубокое озеро – Байкал (Евразия); самая многоводная река – Амазонка (Юж. Америка).

По материкам. Евразия самый высокий вулкан – Ключевская Сопка; самое глубокое озеро – Байкал; самая высокая точка – Джомолунгма (Эверест); самая наименьшая высота - уровень Мертвого моря. Крайние точки: С.- м. Челюскин (РФ, п/о Таймыр); В.- м. Дежнева (РФ, Чукотский п/о); Ю. – м. Пиай (Малайзия, п/о Малакка); З.- м. Рока (Португалия, Пиренейский п/о). Растения: сосна, липа, дуб, береза, маслины, кипарис. Животные: индийский слон, леопард, носорог, бурый медведь, белый медведь, зубр, верблюд, панда.

Европа – Азия

Африкасамая высокая точка – влк. Килиманджаро; самая низкая точка – оз. Ассаль; самая большая пустыня – Сахара; самая длинная река – Нил. Крайние точки: С.- м. Бен- Секка; В. – м. Рас – Хафун; Ю. – м. Игольный; З. – м. Альмади. Растения: финиковая пальма, банановая пальма, баобаб, олива, инжир, цитрусовые растения. Животные: африканский слон, буйвол, бегемот, жираф, зебра. Реки: Нил, Конго, Замбези Озера: Виктория, Ньяса, Танганьика. Водопад Виктория

АвстралияНЕТ ДЕЙСТВУЮЩИХ ВУЛКАНОВ! КРИКИ — это пересыхающие реки. Самая высокая точка- г. Косцюшко; самая низкая точка – оз. Эйр – Норт. Реки: Муррей, Дарлинг Озера: Эйр, Торренс

Крайние точки: С. – м. Йорк; В. – м. Байрон; Ю. – м. Саут – Ист- Пойнт; З. – м. Стип – Пойнт. Растания: эвкалипт, карри, баобаб. Животные: ехидна, утконос, собака Динго, кенгуру, страус Эму, коала, киви

Южная Америка самая высокая точка – г. Аконкагуа; самая низкая точка – п/о Вальдес; самый высокий вулкан – влк. Льюльяйльяко; самое высокогорное озеро Титикака, самый высокий водопад Анхель, самые протяженные горы – Анды; самая большая низменность – Амазонская; самая полноводная и крупнейшая река – Амазонка; самое сухое место – пустыня Атакама.

Крайние точки: С. – м. Гальинас; В- м. Кабу – Бранку; Ю. – м. Фроуард; З. – м. Париньяс.

Растения: гевея, каучуконосное дерево, бутылочное дерево, мангровое дерево, како – дерево. Животные: ленивец, броненосец, тукан, муравьед, пираньи, альпака, капибара, опоссум, колибри.

Северная Америка самая высокая точка – г. Мак- Кинли; самая низкая точка – впадина Долина Смерти; самый большой остров – Гренландия. Крайние точки: С. – м. Мерчисон; В- м. Сент -Чарльз; Ю. – м. Марьято; З. – м. Принца Уэльского. Озера: Великие Американские: Эри, Онтарио, Верхнее, Мичиган, Гурон. Реки: Миссисипи, Миссури

Растения: секвойя, кактус, агава. Животные: медведь Гризли, рысь, вилогор, пекари, бизон, койот.

Страны и их столицы (атлас 7 класс. «Политическая карта мира» или «Страны мира»).

Пустыни и материки:

Атакама — Южная Америка, южное полушарие;

Сахара — Африка, северное полушарие;

Калахари - Африка, южное полушарие

Гоби — Евразия, северное полушарие;

Руб-эль-Хали — Евразия, северное полушарие.

Моря окраинные и внутренние

Все моря делятся на внутренние и окраинные. Внутренние — моря, глубоко вдающиеся в сушу и сообщающиеся с океаном или прилегающим морем одним или несколькими проливами. (Балтийское, Черное, Азовское, Средиземное, Красное)

Окраинные— моря, прилегающие к материку, слабо отделённые полуостровами или островами от океана. Евразия - Аравийское, Филиппинское, Желтое, Восточно- Китайское, Японское, Охотское, Баренцево, Чукотское, Восточно- Сибирское, Лаптевых, Карское, Берингово, Норвежское, Северное, Гренландское. Австралия - Тасманово, Тиморское, Коралловое. Северная Америка – Карибское, Саргассово.

Течения

Теплые: Гольфстрим, Гвинейское, Южное Пассатное, Мозамбикское, Восточно- Австралийское, Бразильское, Гвианское, Северо- Атлантическое, Куросио, Норвежское

Холодные: Бенгельское, Перуанское, Калифорнийское, Сомалийское, Канарское, Фолклендское, Западных ветров, Калифорнийское

№2

Страны, граничащие с Россией. Крайние точки.

Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России».

Россия имеет сухопутную границу с 16 странами. На западе: Норвегия, Финляндия, Эстония,Латвия, Беларусь, Украина. Здесь же находится Калининградская область, граничащая с Польшей и Литвой. На юге от Черного к Каспийскому морю: Грузия, Южная Осетия, Абхазия, Азербайджан; От Каспийского до Охотского моря: Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея.

Морской границей называется линия, по которой проходит соприкосновение территориальных вод государств. Если же между территориальными водами есть еще нейтральные воды (как с Турцией, например), то с такой страной нет границы соприкосновения. По Берингову проливу Россия граничит с США.

Страны, граничащие с Россией: Норвегия (Мурманская область), Финляндия (Карелия, Ленинградская область) ,Эстония (Ленинградская обл., Псковская обл.),Латвия (Псковская обл.),Литва и Польша(Калининградская обл.),Белоруссия (Псковская обл., Смоленская обл., Брянская обл.),Украина (Брянская обл., Курская обл., Ростовская обл., Крым), Грузия (Карачаево- Черкесская Республика, Кабардино –Балкарская республика, Ингушетия, Чечня, Дагестан),Азербайджан (Дагестан),Казахстан (11 субъектов, самая протяженная граница с Оренбургской обл.) ,КНР (Китай)(Алтай, Забайкальский Край, Амурская обл., Еврейская ОА, Хабаровский Край, Приморский Край), Монголией (Алтай, Тыва, Бурятия, Забайкальский Край),КНДР (Корея) (Приморский Край),

по морю -Япония ( пр. Лаперуза) и США (пр. Дежнева).

Крайние точки России: Северная — м. Челюскин (материковая) (Красноярский Край),  м. Флигели (островная), Южная точка — г. Базардюзю (Республика Дагестан), Западная точка — Гданьская коса (Калининградская обл.) , Восточная точка — м. Дежнёва (материковая) (Чукотский АО), о. Ратманова (островная).

Крайние восточные точки (островная и материковая) РФ находится в западном полушарии!!!

№3

Особенности природы России.

Атлас 8 класс. Климатическая карта

Минимальные температуры воздуха в нашей стране в зимний период наблюдаются в Восточной Сибири, максимальные на Восточно-европейской равнине из-за согревающего влияния Атлантического океана. Чем дальше на восток (от Атлантического океана), тем холоднее. Летом закономерность широтная, чем дальше на север, тем холоднее, на юг — теплее.

Континентальность климата в нашей стране возрастает при движении с запада на восток и выражается в уменьшении годового количества осадков и увеличении годовой амплитуды температуры воздуха. Чем восточнее, тем зима холоднее, а лето жарче.

Минимальное количество осадков в нашей стране наблюдается в Астраханской области и Республике Калмыкия, максимальное— регистрируется в районе города Сочи. Общая закономерность в распределении осадков в нашей стране сводится к тому, что чем дальше населённый пункт находится от побережья Атлантического или Тихого океана, тем меньше там осадков.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана. Макс. кол-во осадков: г. Сочи, г. Петропавловск-Камчатский, Мин.кол-во осадков: г. Астрахань, г. Якутск. Самое жаркое лето – г. Астрахань. Самая холодная зима-г. Якутск.

Атлас 8 класс. Почвы Плодородие почв в нашей стране увеличивается с севера на юг, от зоны арктических пустынь на севере до степей на юге. Плодородие почв напрямую зависит от содержания в ней гумуса, так минимальное содержание гумуса в тундрово-глеевых почвах крайнего севера, а максимальное— в чернозёмах степной зоны.

Самые плодородные почвы – черноземы (в степях).

№4

Природные ресурсы, их использование и охрана.

Атлас 8 класс. ООПТ. Памятники всемирного наследия

Традиционные занятия народов России:

Оленеводство, рыболовство, охота – ненцы, коми, карелы (Север Русской равнины); ханты, манси (Западная Сибирь); эвенки, якуты, юкагиры (Восточная Сибирь); чукчи, коряки (Северо – Восток Сибири).

Земледелие, бортничество, животноводство, охота, в степях кочевое скотоводство-мордва, марийцы, удмурты, чуваши, башкиры, калмыки, татары (русская равнина); алтайцы, тувинцы, хакасы, буряты, эвенки (Южная Сибирь).

Охота пушная и мясная, сезонное рыболовство, собирательство - нанайцы, удэгейцы, орочи, эвенки, нивхи (Приамурье, Приморье, Сахалин).

Земледелие, отгонное скотоводство, садоводство, виноградарство, виноделие, обработка шерсти - черкесы, чеченцы, ингуши, лезгины, осетины и др. (Северный Кавказ).

№5

Географические явления и процессы в геосферах.

Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте.

Антициклон— вихревое движение воздуха с высоким давлением в центре. Центр антициклона обозначен на карте буквой В.

Циклон— вихревое движение воздуха с низким давлением в центре. Центр циклона обозначен на карте буквой Н.

В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

№6

В опрос по синоптической карте.

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

№7

Определить координаты.

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира

Географические координаты включают географическую широту и географическую долготу.

Географическая широта— это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах. Широта бывает северная южная в границах от 0 градусов (экватор) до 90 градусов (широта полюсов). Географическая долгота— величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки в градусах. Долгота бывает

западная и восточная в границах от 0 до 180 градусов.

Если город, являющийся столицей республики в составе РФ - Атлас 8 класс – Федеративное устройство РФ.

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д.

Широта: северная и южная, отсчитывается от экватора от 0до 900

Долгота: западная и восточная, отсчитывается от Гринвича (нулевого) от 0 до 1800

Shape1

Shape3

с.ш.

Shape4 з.д. . в.д

ю.ш

№8

Р асположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе.

Самый молодой желтый песок (вверху), самый древний суглинок (внизу)

№9

Расстояние на карте.

1см на карте = 100 метрам на местности

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами в сантиметрах 2. Умножаем на величину масштаба (например, в 1 см.100 м)

4 см х 100 = 400 м

Ответ: 400

№10

Направление на карте.

Для определения направлений можно воспользоваться стрелкой Север-Юг в левом верхнем углу карты.

Перпендикуляр к стреле укажет направление.

№11

Определить какой профиль подходит (по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

Сначала определяем высоту точки А, далее высоту точки В. Если протекает река, то на профиле изображается углубление. Чем ближе располагаются горизонтали друг к другу, тем круче склон. Отметки высот на горизонталях своим верхом обращены в сторону повышения рельефа.

№12

Определить какой из участков подходит для:

-Катания на санках, горных лыжах (Ответ: подходит участок под №1 т.к. на участке: 1. есть склон 2. Нет кустарников, ям, находится луговая растительность)

-футбольного поля, волейбольной секции (Ответ: подходит участок под №1 т.к. на участке: 1. ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса, находится луговая растительность)

- фруктового сада (Ответ: подходит участок под №1 т.к.: 1. Это склон южной экспозиции 2. Рядом проходит дорога для вывоза урожая)

13

Задачи на расчеты.

Задачи на определение доли (%), удельного веса . Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х %. (Меньшее число разделить на большее и умножить на 100)

Определите долю городского населения в % от общей численности населения Северо-Западного федерального округа, если известно, что численность его населения на 1 января 2013 г. составляла 13 718 994 человек, из которых горожан − 11 498 212. Полученный результат округлите до целого числа.

Процент — сотая доля числа. Составляем пропорцию: (11 498 212 · 100): 13 718 994 = 84%.

Задача на интенсивность землетрясения

Интенсивность землетрясения в баллах тем больше, чем больше его магнитуда и чем ближе к поверхности его очаг

Определитьt на вершине горы.

Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы высота (500м), если у подножия горы её значение составляет 12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 6 °С на каждые 1000 м

12 − (6 · 0,5) = 9.

1) высоту горы /1000, результат * на 6. 2) Из температуры у подножия отнять полученный результат (1).

Определить высоту горы по разности атмосферного давления: 1) Из атмосферного давления у подножия отнять атмосферное давление на вершине. 2)полученный результат умножить на 10,5

Определение атмосферного давления на вершине горы

Определите, какое атмосферное давление будет на вершине горы (400м), если у подножия горы его значение составляет 760 мм рт. ст. и известно, что атмосферное давление понижается на 10 мм на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.

Высота горы 400 м. Следовательно: 1. 400: 10 = 40 мм рт ст. давление снизится на 40 мм. 2. 760 − 40=720 мм

Определитьсоленость- количество солей в граммах, растворенное в 1 литре (кг.) воды. (Измеряется в промилле если соленость 15‰ то в литре воды растворено 15 грамм солей). Т.ечисло ‰ умножить на кол-во литров.

Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в 3 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа. 8*3=24 грамма

№14

Природные и техногенные явления. (землетрясения, вулканы, снежные лавины, цунами и т.д.)

По России. Землетрясения- г. Кавказ,г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян; вулканы – Камчатка, Курильские о-ва, о. Сахалин; пыльные бури, засухи, суховеи – Астраханская обл., Волгоградская обл. Р.Калмыкия; лавины, обвалы, сели- г. Кавказ,г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян, Уральские горы; цунами – около Охотского моря: Камчатский край, Сахалинская обл. Магаданская обл. ;таяние ледников – на берегу морей – Калининградская обл., Ленинградская обл.(Санкт – Петербург), и т.д.; многолетняя мерзлота –северная часть страны: Мурманская обл., Архангельская обл., Ямало – Ненецкий АО, Ненецкий А.О., Красноярский край, Р.Саха (Якутия), Магаданская обл., Чукотский АО.

Климатические явления засухи, суховеи и пыльные бури возникают в тех природных зонах, где испытывается недостаток влаги. К таким природным зонам мы можем отнести: степи, полупустыни и пустыни. Волгоградская область, Ставропольский край, Ростовская область находится в пределах зоны степей, Астраханская область, республика Калмыкия в пределах природных зон сухих степей, полупустынь и пустынь,

Каскады ГЭС – реки: Кама, Волга, Енисей, Лена, Ангара.

По миру. Землетрясения, вулканы, сейсмическая активность- Юж. Америка (Панама, Перу, Колумбия, Эквадор, Чили); Сев. Америка (Мексика, острова Карибского моря,США); Африка (Камерун, Кения, Танзания); Европа (Исландия, Италия, Турция, Греция,РФ); Азия (Пакистан, Индия, Непал, Китай, Япония, Индонезия, Филиппины), Австралия (НЕТ ВУЛКАНОВ, НЕТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ). Цунами – Тихий океан (Япония, Таиланд, Филиппины, Индонезия, Китай, Малайзия, Мальдивы, Гавайи, Аляска (США), Россия (Курильские о-ва и о. Камчатка), Чили, Мексика.

№15

Влияние деятельности человека в природе.

Рациональное (правильное) и нерациональное (неправильное) природопользование.

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Shape6Shape7 Природные ресурсы

Shape8Shape9 Исчерпаемые Неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов)

Невозобновимые Возобновимые

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

Рациональное природопользование

- Рекультивация — восстановление земель после добычи полезных ископаемых; заготовка древесины с последующими посадками леса способствует сохранению и восстановлению лесных ресурсов;

-создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях способствует охране поверхностных вод от загрязнения;

- для борьбы с эрозией почв (разрушением под действием ветра и воды) в зоне степей создают полезащитные лесополосы.

- комплексное использование добываемого сырья, т.е. его полная переработка;

-выращивание мальков ценных видов рыбы на рыбозаводах для дальнейшего выпуска их в водоёмы приводит к восстановлению популяции ценных пород рыб в природе;

-развитие ветровой и солнечной электроэнергетики уменьшает объёмы выбрасываемых парниковых газов в атмосферу;

-производство бумаги из макулатуры способствует сохранению лесных ресурсов страны;

- создание полезащитных лесополос в степной зоне способствует снижению силы ветра, снегозадержанию и сохранению влаги в почве;

-способствуют предотвращению образования оврагов на склонах холмов в зоне лесостепей и степей высаживание деревьев на склоне, террасирование склонов. Высаженные деревья и кустарники своими корневыми системами скрепляют склон и делают его менее подверженным разрушению. Созданием искусственных террас также делают стенки склонов более прочными;

-производство электроэнергии из попутного нефтяного газа при добыче нефти позволять использовать газ, а не просто выбрасывать его в атмосферу.

Нерациональное природопользование

-Избыточное орошение в засушливых районах земного шара очень часто приводит к засолению почв и их последующей деградации;

- использование на ТЭС каменного угля вместо природного газа приведёт к загрязнению атмосферного воздуха продуктами горения угля;

- захоронение токсичных отходов может привести к загрязнению окружающей среды, что особенно опасно в густонаселенных районах;

-распашка земель вдоль склонов приводит к развитию водной и ветровой эрозии и разрушению склона;

-осушение болот в верховьях рек может привести к их обмелению, опусканию уровня грунтовых вод;

-при строительстве ГЭС на равнинных реках затапливаются для создания водохранилища земли в долине реки, кроме прямого уничтожения ценных пойменных земель затопление вызывает повышение уровня грунтовых вод, заболачивание берегов;

-распашка склонов на возвышенностях приводит к развитию водной и ветровой эрозии и разрушению склона;

-сплав леса по рекам отдельными брёвнами приводит к большой потере леса во время его транспортировки;

-создание свалок бытовых отходов может привести к загрязнению окружающей среды, её деградации;

-добыча полезных ископаемых открытым способом приводит к деградации окружающей среды;

-сжигание попутного нефтяного газа в факелах в районах добычи нефти приводит к увеличению выбросов в атмосферу парниковых газов;

-подсечно-огневое земледелие, его применение приводит к деградации почвы;

- вырубка лесов в долинах рек которая может привести к обмелению реки.

16

Выявление эмпирических зависимостей.

Внимательно рассмотри таблицу. Из первого столбца узнай, о каких пунктах наблюдения идет речь. Во втором столбце с помощью значений широты определи расположение пунктов с севера на юг, с помощью значения долготы определи расположение пунктов с запада на восток. Для этого нарисуй «сетку» с координатами.

Сначала рисуем схему по градусной сетке расположения всех четырех точек.

Далее определяемся в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки).

-В умеренных широтах Евразии при удалении от Атлантического океана зимы становятся холоднее;

-В европейской части России при движении на юго-восток становится суше, осадки выпадают реже;

- В Евразии в средних широтах при движении от Атлантического океана (с запада) вглубь материка (на восток) зимы становятся холоднее;

- В европейской части России при движении с северо-запада на юго-восток лето становится теплее;

- Высота Солнца над горизонтом уменьшается при движении от экватора к полюсам

-Продолжительность дня увеличивается при движении с севера на юг (зимой), продолжительность дня уменьшается при движении с севера на юг (летом);

- Чем дальше на юго-восток, тем реже выпадают атмосферные осадки;

- Чем дальше на юго-восток, тем больше годовая амплитуда температур воздуха;

№17

Географические следствия движения Земли.

В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим. (т.е. солнце в зените)

23 сентября – день осеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)

22 июня – день летнего солнцестояния (солнце в зените над северным тропиком)

21 марта – день весеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)

22 декабря – день зимнего солнцестояния (солнце в зените над южным тропиком)

Широта тропиков – 23 градуса с.ш. и 23 градуса ю.ш

- Где наиболее длинный день или длинная ночь?

22 июня – Сев. Полюс – полярный день (самый длинный), юж.полюс – полярная ночь.

22 декабря – юж. Полюс – полярный день, северный полюс – полярная ночь.

- При ответе на эти вопросы учитываем долготу и время года. Зимой, 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, продолжительность дня увеличивается к югу. То есть, чем севернее город, тем позже встанет Солнце. Если города в задании имеют одинаковую широту, то позже встанет Солнце у города, расположенного западнее, так как Солнце встает на востоке. (летом наоборот - 22 июня день летнего солнцестояния)

- В день равноденствия Солнце одинаково освещает полушария. Раньше всего Солнце над горизонтом поднимется над самым восточным городом.

Дни

Северное полушарие

Южное полушарие

22 июня

день летнего солнцестояния

1) освещено больше

2) день длиннее ночи

3) между Северным полярным кругом (66,5° с.ш.) и Северным полюсом (90° с.ш.) – полярный день

4) лучи Солнца падают отвесно на широте 23,5° с.ш. (Северный тропик)

1) освещено меньше

2) день короче ночи

3) между Южным полярным кругом (66,5° ю.ш.) и Южным полюсом (90°ю.ш.) – полярная ночь

23 сентября

1) оба полушария освещены одинаково, день всегда равен ночи (по 12 ч.)

2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе

осеннее равноденствие весеннее равноденствие

день зимнего солнцестояния

22 декабря

1) освещено меньше

2) день короче ночи

3) между Северным полярным (66,5° с.ш.) кругом и Северным полюсом (90° с.ш.) – полярная ночь

1) освещено больше

2) день длиннее ночи

3) между Южным полярным кругом (66,5°ю.ш.) и Южным полюсом (90°ю.ш.) – полярный день

4) лучи Солнца падают отвесно на широте 23,5°ю.ш. (Южный тропик)

21 марта

1) оба полушария освещены одинаково, день всегда равен ночи (по 12 ч.)

2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе

весеннее равноденствие осеннее равноденствие

№18

Анализ информации о разных территориях. Климатограммы.

Сначала определяем полушарие: СП (летние температуры выше, чем зимние) ЮП (зимние температуры выше летних). Далее по графику определяем t января и июля, по столбчатой диаграмме среднегодовое кол-во осадков. Сопоставляем данные с Атласом 7 класс «Климатическая карта» либо по карте климата отдельных материков.

Арктика, субарктика – t низкие весь год, осадков мало.

Умеренный - t изменяется от – до +, осадки изменяются в зависимости от климатического района.

Субтропики – t высокая, жарко, осадки – зимние

Тропики – t высокая, жарко, осадков нет или очень мало (если прибрежная территория)

Субэкваториальный – t высокая, жарко, осадки – летом

Экваториальный – t высокая, жарко, осадков много весь год (ливни)

№19

Определение поясного времени. Атлас 8 класс

«Федеративное устройство РФ». Найти нужные регионы или города. Новый год начинается навостоке.

№20

Особенности природно-хозяйственных зон и районов России.

Слоган – субъект РФ, то Атлас 8 класса, а если слоган- страна, то Атлас 7 класса.

Записывать в бланке ответов, например 13, или 24, или 14

Музей янтаря, самый зап. регион – Калининградская обл.

Белые ночи –Ленинградская обл, Карелия, Мурманская обл.

Телецкое озеро – Алтайский край;

Дельта крупнейшей реки Русской равнины – Астрахань;

Река Катунь, горы Сибири – Республика Алтай;

Мин. Воды, лечебные грязи – Ставропольский край;

Водопад Кивач, озера, памятники – Кижи и Валаам,

белые ночи – Республика Карелия;

Субтропический климат, горы, море – Краснодарский край;

Морские пляжи, термальные источники – Республика Дагестан.

Фьорды – Норвегия

Карфаген - Тунис

г.Альпы – Швейцария, Австрия,

Троп.леса, орангутанги – Индонезия, Индия

«Тысяча улыбок» - Таиланд

Северное сияние – Норвегия

Пляж, горы, о. Тенерифе – Болгария

Памятники византийской и османской культур- Турция;

Многообразие подводного мира, Красное море – Египет;

Пляжи, вулканы, тропическая природы -Мексика;

Сафари – Кения.

№21

Выбор верных утверждений о базовых географических понятиях 

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни (увеличение горожан)

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое (переезд, въезд, смена места жительства)

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений (родилось, умерло)

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Отраслевая структура хозяйства России — это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова, половодье, паводок, межень).

Дельта реки— низменность у устья реки, сложенная речными наносами.

Доли́на реки — отрицательная, линейно-вытянутая форма рельефа с однообразным падением.

Бассейн реки — район земной поверхности, с которого в данную реку собираются все атмосферные осадки, питающие ее.

Паводок - поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снега, от ливней.

Барханы- песчаные холмы, гейзеры – горячая вода под давлением.

Карстовые процессы - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот (пещер).

Погода – состояние тропосферы в данном месте в данное время.

Климат– многолетний режим погоды определенной территории.

№22

Территориальная обеспеченность ресурсами.

Определить по графику, таблице необходимую величину.

№23

Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами.

Естественныйприрост = Рождаемость – Смертность ЕП= Р-С

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост С= Р- ЕП

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция МП= И-Э

Иммигранты – приехавшие, эмигранты-уехавшие МП= Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения разделить на площадь ПЛ= Ч

П

Густота сети железных (авто) дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Естественная убыль – самый отрицательный Естественный прирост.

№24

Особенности населения России.

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6) Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

№25

Разные территории Земли: анализ карт. Города – миллионеры!

Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов – на Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград.

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения»

№26

Основные географические объекты России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

Западная Сибирь – нефть, газ. Кемерово – уголь. Курская обл. – железо. Европейский Север -лес. Волга- машиностроение. Юг РФ – с/х.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

П-во алюминия Северный р-он: Кандалакша, Надвоицы. С-З р: Волхов.П-жье: Волгоград У: Краснотурьинск, Каменск-Уральский ЗапС: Новокузнецк В-С: Красноярск, Саяногорск, Братск, Шелихов

П-во меди Северный р-он: Мончегорск Урал: Красноуральск, Кировград, Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш, Кыштым В-С: Норильск.

М-рож ж/руд Северный р-он Оленегорск, Ковдор (Череповец) Центрально-Черноземный Михайловское, Лебединское (Старый Оскол, Липецк) Урал: Серовское, Качканарское, Кушлинское, Нижнетагильское. Западно – Сибирский: Таштагол, Темиртау, Восточно-Сибирский: Ирбинское, Краснокаменское, Коршуновское, Рудногорское (Новокузнецк)

Выплавка стали (полный цикл) Череповец Липецк (Старый Оскол электрометаллургический) Тула Магнитогорск Челябинск Ниж.Тагил Новотроицк Серов Новокузнецк.

Энергетическое машиностроение – С-Петербург Подольск Белгород Ростов Волгодонск Барнаул Бийск Хабаровск. Комбайны Омск Новосибирск Ростов Красноярск.

ГЭС: Саяно-Шушенская Красноярская Братская Усть-Илимская Богучанская Волгоградская Волжская Бурейская Чебоксарская Саратовская Зейская Нижнекамская

АЭС: Курская Балаковская (Саратов) Ленинградская Калининская (Тверь) Смоленская НВоронежская Кольская Ростовская Белоярская (Сверд.обл.) Дмитровградская (Ульян.обл) Билибинская – АТЭЦ (Чукотка)

Азотные удобрения (природный газ – Щекино, Новомосковск, Дзержинск, Невинномысск, Великий Новгород, Россошь. Коксовый газ – Липецк, Череповец, Кемерово.

Фосфорные удобрения – Воскресенск (месторож. Егорьевское – Моск.обл. ), Уварово, Балаково, Пермь.

Каучук – Ярославль, Воронеж, Ефремов, Омск, Нижнекамск, Тольятти.

Химические волокна – Барнаул, Клин, Серпухов, Тверь, Рязань, Красноярск, Самара, Курск.

Тракторостроение – Петрозаводск С-Петербург Владимир Чебоксары Липецк, Волгоград, Челябинск, Рубцовск

Автомобили– Москва «АЗЛК» «Москвич», Нижний Новгород «ГАЗ», Набережные Челны «КамАЗ», Ульяновск «УАЗ», Тольятти «ВАЗ», Сызрань «Рослада», Ижевск «Ижмаш», Серпухов «СеАЗ», Миасс «УралАЗ». Москва - «ЗиЛ»,

Троллейбус – Энгельс,

Автобус – Москва, Ликино «ЛиАЗ», Нижний Новгород «ГАЗ», Павлово «ПАЗ», Краснодар, Ульяновск, Курган.

№27

Анализ текста о природных особенностях Земли.

Ответ ищите в тексте.

Например: В пределах какой горной системы произошло данное землетрясение? Запишите в ответ её название.

Землетрясение в Непале.

15 января 1934 года в Непале произошло землетрясение магнитудой 8,2, приведшее к крупным разрушениям в стране и в соседней Индии (на территории современного штата Бихар). Эпицентр располагался в 10 км к югу от горы Эверест на глубине 33 км. Погибли, в общей сложности, от 18 до 20 тыс. человек. В результате землетрясения сильно пострадал город Катманду — в частности, обрушились две смотровые башни, Бхисмен и Дхарахара, построенные в 1824−1832 годах, поврежден дворец в Бхактапуре.

Только в Непале полностью были разрушены 80,8 тыс. построек. Стоит отметить, что землетрясения на территории страны происходят регулярно, что свидетельствует о том, что процессы горообразования здесь ещё не завершены.

Пояснение. В тексте говорится о том, что землетрясение произошло недалеко от Эвереста (Джомолунгма). Данная вершина является высочайшей точкой горной системы Гималаи.

О т в е т: Гималаи.

№28

(C2). Анализ текста о природных особенностях Земли (на основе задания 27)

В пределах какой эпохи горообразования (складчатости) были образованы эти горы? (атлас 7 класс)

Горная цепь Гималаев является примером столкновения литосферных плит. Индийская плита столкнулась с Евразийской 40 миллионов лет назад, что соответствует кайнозойской (альпийской) эпохе горообразования. Гималаи молодые и высокие складчатые горы.

№29

(C3). Анализ текста о природных особенностях Земли (на основе задания 27)

Почему в Непале часто происходят землетрясения?

Непал находится в зоне взаимодействия Евразийской и Индийской литосферных плит. В результате столкновений литосферных плит регулярно происходят землетрясения.

№30

Выявление признаков географических объектов и явлений.

Общее правило! 1. Смысловое чтение текста. 2. Выделение (поиск) ключевых слов (понятий). 3. Поиск по карте территорий с заданными характеристиками.

Если указана страна, то берем Атлас 7 класс «Политическая карта мира», если указан регион РФ, то берем Атлас 8 класс «Административная карта» или «Федеративное устройство РФ»

Например:Содержание вопроса КИМа.

По северной части этого озера, расположенного в центре низменности, проходит государственная граница РФ. Озеро является крупным пресным водоемом на территории края, в котором оно расположено. На озере организован международный заповедник.

Ход рассуждения.

1.Читаем текст. 2. Ищем ключевые слова:

А) Это озеро. Б) Расположено на низменности. В) В северной части проходит государственная граница РФ. Г) Это озеро находится в одном из краев РФ.

Работаем с текстом! Берем атлас 8 или 9го класса, поскольку указана РФ.

Прямо в северной части этого озера проходит граница РФ. Ведем вдоль границы и проверяем, какое озеро пересекает граница. Это озеро ХАНКА.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

География — интересный и познавательный предмет.Серьезная, тщательная и кропотливая подготовка способствует приобретению знаний, умений и навыков, требуемых для успешной сдачи экзамена по географии.В план подготовки входят индивидуальный маршрут для учащихся и алгоритм решения заданий ОГЭ.
0 ₽
В последние годы в методике преподавания географии вёлся целый ряд теоретических исследований в области поиска новых подходов к организации учебного процесса. Среди этих исследований выделяется большая группа, посвященная проблеме разработки и внедрения новых педагогических технологий.
0 ₽
Творческие работы, особенно рисунки, отражают восприятие детьми окружающего мира, отношение к природе. В материале представлены работы учащихся - победителей и призёров районных и областных конкурсов, посвящённых 180-летию со дня рождения Н.М.Пржевальского, 120-летию со дня рождения Е.И.Чарушина ("Эти забавные животные"), а также экологического конкурса СОГБУ ДО "Станция юннатов" ("Домашние питомцы").
0 ₽