Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр Волгограда» | |
Принята на заседании педагогического совета отдела от «___» _____________ 20____г. Протокол № __________________ | Утверждаю: Директор МОУ ДЮЦ Волгограда ____________________Т.М.Минина «___» ________________ 20____г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая адаптированная программа художественной направленности «Прикладное творчество». Третьего года обучения. Возраст обучающихся: 9-11 лет Срок реализации: 1год | |
Автор-составитель: Тарасова Надежда Григорьевна, педагог дополнительного образования |
г. Волгоград, 2024
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Предмет изучения адаптивная программа
«Декоративное творчество».
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа содержит все необходимые компоненты, предусмотренные следующими нормативными документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р;
Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы").
Общая характеристика программы
Направленность (профиль) программы. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Прикладное творчество» (далее-программа) имеет художественную направленность, реализует задачу творческой самореализации личности средствами прикладного творчества.
Программа адаптирована для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, способствует коррекции нарушений развития и социальной адаптации учащихся.
Актуальность программы.
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий учащихся с точки зрения их социальной успешности и личностного развития. Расширение образовательных возможностей учащихся посредствам реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей адаптивной программы «Декоративное творчество» (для детей с ОВЗ) позволяет разрешить проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и является наиболее продуктивным фактором социализации в обществе, развития творческой индивидуальности, а так - же жизненных и социальных компетенций. Предполагает целостный подход, позволяющий поднять возможности конкретного ребенка (психические, физические, интеллектуальные) на более высокий уровень развития.
В программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его состоянием здоровья и жизненной ситуацией, определяющие особые условия получения им образования, возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Педагогическая целесообразность. Программа направлена на работу с учащимися с ОВЗ нозологической группы-задержка психического развития (далее-ЗПР).
Дети данной нозологии отличаются неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, нарушением восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.
В процессе второго года обучения, учащиеся упрочат полученные навыки художественно-эстетической деятельности и включаются в процесс коррекции нарушений развития и социальной адаптации, совершенствуя мелкую моторику рук, речь, осваивая коммуникативные и трудовые навыки.
Коррекция нарушений развития ребенка осуществляется посредством словесных, наглядных, практических методов обучения. При изучении каждой темы с учащимися проводится беседа, стимулирующая обратную связь в форме ответов на вопросы. Новый материал объясняется педагогом лаконично, четко, эмоционально и выразительно. На занятиях используется наглядный материал в виде иллюстраций и демонстрация образцов выполнения заданий. В связи с тем, что большинство детей отличает замедленный темп и сужение объема восприятия, количество единиц наглядного ряда ограничено и представляется учащимся поэтапно.
Наиболее эффективные практические методы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития – метод упражнения и дидактической игры.
В течение занятия неоднократно проводятся развивающие игры и физические разминки, чередуя разные формы деятельности для снижения утомляемости и переключения внимания детей.
С целью развития коммуникативных навыков учащихся программой предусмотрены различные формы организации работы детей: коллективная, групповая, индивидуальная.
В процессе реализации программы ребёнок приобретает необходимые навыки для самостоятельного творчества и раскрытия индивидуальных способностей; расширяет круг общения; принимает участие в жизни детского коллектива.
Посредством виртуальных экскурсий, посещения тематических выставок у учащиеся формируется способность эмоционального восприятия искусства, создаются условия для приобщения к национальному культурному наследию и общечеловеческим ценностям.
Отличительною особенностью общеразвивающей (адаптированной) программы является ее доступность для конкретных детей. Программа ориентирована на развитие творческого потенциала каждого ребенка, его самореализацию и повышение уверенности в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания. Формированию содержания программы, выбору тем, форм и методов деятельности способствовало то, что детям с ОВЗ требуются особые, специфические методы обучения и воспитания, позволяющие в полной мере обеспечить процесс обучения.
Адаптация программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для учащихся имеющих инвалидность, разрабатывается индивидуальный учебный план, являющийся приложением к адаптированной программе. Индивидуальный учебный план учитывает специальные условия получения образования учащимся в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Программа включает в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.
Новизна программы.
Программа предоставляет возможность детям с ОВЗ с задержкой психического развития углубить знания и умения. приобретенные на первом и последующем году обучения, осваивать различные виды декоративно-прикладного творчества в соответствии с индивидуальными особенностями в развитии. В процессе обучения прикладному искусству у детей развивается наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев, мелкая моторика рук, коммуникативные качества, творческие способности и художественный вкус, социализация. Программа дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в удивительный мир фантазии, предусматривает развитие его художественно-эстетических способностей.
Адресат программы – Учащиеся 9-11 лет, МОУ СШ №102, имеющие статус ОВЗ дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) нозологической группы-ЗПР.
Дети с ЗПР – это дети с нарушением нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Для детей с ЗПР характерны:
недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений;
незрелость мышления, преобладание игровых интересов;
низкий уровень работоспособности, утомляемость при интеллектуальной нагрузке;
замедленная включаемость в работу;
неумение подчиняться правилам дисциплины;
замедленное развитие активных форм деятельности;
неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность;
недостаточная сформированность чувства долга и ответственности;
недостаточная способность к волевому усилию и труду;
несформированность навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Образовательные потребности детей с ОВЗ:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учётом функционального состояния нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, понижении общего тонуса);
организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи.
Для таких детей важно развивать творческую активность, мелкую моторику рук, коммуникативные качества, творческие способности и художественный вкус, иметь своё хобби и успешно социализироваться в обществе.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Данная программа – это третий год обучения (углубленный), развивающий, этап на котором знания и умения детей, полученные на первом и на втором годах обучения, расширяются с добавлением новых, ранее не используемых, более сложных техник, где ребёнок уже знаком с предметом и имеет определённые навыки творческой деятельности.
Программа тематически подразделяется на модули: ИЗО; Работа с бумагой, аппликация; Лепка; Бисероплетение; Работа с тканью.
Формы обучения - очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Программа реализуется на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 102 Дзержинского района» (далее-МОУ СШ №102) на основе нормативной и технической базы учреждения. Программа реализуется в соответствии с учебным планом.
Третий год обучения -80 часов
(1часа х 2раза в неделю).
Продолжительность академического часа 45 минут.
Особенности организации образовательного процесса. В группе учащихся с ОВЗ количество участников не более 12 человек.
Состав группы постоянный, в соответствии с учебным планом в объединении по интересам, контингент группы представлен учащимися одной или разновозрастной категорией детей, то есть подразделяться на подгруппы по уровням сложности. Добор в группы производится по мере необходимости из числа детей, желающих заниматься данным видом творчества. В группе третьего года обучения занимаются учащиеся среднего школьного возраста (9-11лет), и являются основным составом кружка. В последнем случае требуется индивидуальный подход и формирование дидактического материала для двух уровней сложности. Виды занятий по программе: практические и семинарские занятия, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тематические экскурсии, выполнение самостоятельной работы, выставки, и другие виды учебных занятий и учебных работ.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: третьего года обучения: создание условий для творческой самореализации учащихся в культурной, социальной и творческой среде, а также обретение своего хобби и успешная социализация в обществе. Последовательное знакомство с предметами декоративно-прикладного творчества. Знакомство с историей развития промыслов, стилизацией форм, своеобразием композиционных, орнаментальных и цветовых решений. Освоение техник, технологий и способов изготовления работ по темам ИЗО; Работа с бумагой, аппликация; Лепка; Бисероплетение объёмное и на нити; Работа с тканью, вышивка. А также духовно-нравственное воспитание личности посредством декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Предметные
- освоение технологических приемов работы с материалами и инструментами;
- формирование и укрепление навыков работы со схемами и технологическими картами;
-развитие знаний о цветоведении и композиции, видах декоративно-прикладного творчества;
- выделенные ориентиров действий в новых техниках, планирование своих действий;
- осуществление пошагового и итогового и контроля в своей творческой деятельности;
- коррекция и оценка сделанных ошибок;
- формирование и упрочнение знаний об истории развития промыслов, стилизации форм, своеобразии орнаментальных и цветовых решений, структуры узоров;
-формирование навыков реализации творческого проекта;
-развитие навыков коммуникабельности.
Личностные:
- развитие творческой индивидуальности, трудолюбия, терпения, усидчивости, ответственности;
-развитие интереса к национальной культуре, народным традициям;
-развитие эстетического вкуса, художественно-образного мышления;
- формирование коммуникационных навыков эффективного сотрудничества в коллективе.
Метапредметные:
- формирование мотивации к обучению;
- развитие мелкой моторики рук, логического мышления, глазомера;
-формирование способности анализировать и планировать свою деятельность.
-развитие умений находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников.
.
Учебно-тематический план 3 года обучения.
№ п/п | Наименование модуля | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | ИЗО. Рисование: Сюжетное; Декоративное; Нетрадиционные техники рисования. | 14 | 1 | 13 |
3. | Работа с бумагой. Бумагопластика: Оригами; Киригами; Модульное оригами; Квиллинг; Плетение; Торцевание. | 15 | 2 | 13 |
4. | Лепка. Сюжетная лепка; Декоративная лепка. | 14 | 2 | 12 |
5. | «Бисероплетение. Объемное бисероплетение; Аксессуары. | 21 | 1 | 20 |
6. | «Работа с тканью». Вышивка панно с цветами. Вышивка простыми швами; Вышивка лентами. | 14 | 1 | 13 |
7. | Итоговое занятие по курсу. | 1 | 1 | |
8 | Мероприятие по развитию личности учащихся. | 8 | 8 | |
| ИТОГО | 80 | 8 | 72 |
Содержание учебного плана 3 года обучения.
Раздел 1. Введение.
Теория: содержание и объём третьего года обучения. Цели и задачи. Расширение знаний и умений, полученных учащимися на первом и втором году обучения с добавлением новых, ранее не используемых техник: бисероплетение на нити, вышивка с её богатством приёмов и способов изображения и нанесения стежков на изделие декоративно – прикладного творчества.
Углубленный уровень. освоения знаний и умений. Знакомство с образцами и каталогами, литературой и оборудованием. Демонстрация выставочных работ из фонда кружка, каталогов, обучающей литературы, и оборудования, а также инструментов и материалов, применяемых в декоративно – прикладном творчестве Объяснение техник, технологий и способов изготовления работ. Ответы педагога на вопросы обучающихся, обмен мнениями. Выявление творческих интересов, обучающихся.
Практика: восприятие нового материала. Выявление творческих интересов в игровой форме.
Форма занятия- выставка- презентация.
Форма контроля: беседа, игра, физ. минутка.
Раздел 2. Модуль. ИЗО
Теория:
Подбор цветового решения, композиция при создании образов. Рисование: сюжетное; декоративное; нетрадиционные техники рисования. Значение цвета в композиционном решение. Использование средств наглядности (плакаты и др.); инструктаж по технике безопасности.
Практика: работа в альбомах или на листах бумаги цветными карандашами и красками в техниках сюжетного, декоративного и нетрадиционного рисования. Рисунки на темы: картина «А моё лето было таким»; картина «Здравствуй мой четвертый класс»; картина «Моя золотая осень»; картина «Веселая полянка»; картина «Лес стоит как бы хрустальный»; картина «Деревенский пейзаж»; картина «Дары осени»; картина «Осенние цветы»; картина «Подводный мир»; картина «Разноцветные круги»; картина «Сказочная Жар птица»; картина «Бабочки летают».
Формы занятия: практикум, игра, физ. минутка.
Форма контроля -просмотр.
Раздел 3. Модуль. Бумагопластика: оригами; киригами; модульное оригами; квиллинг; плетение; торцевание.
Теория: Виды бумаги, ее свойства. Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами. История возникновения техники аппликации. Разнообразие бумаги, ее виды. Правила пользования материалами и инструментами.
Практика: Изготовление поделок в технике бумагопластики: оригами; киригами; модульное оригами; квиллинг; плетение; торцевание. «Букет тюльпанов». «Объемная открытка». «Объемная закладка». «Белочка с орешком». «Салфетка плетеная лентами». «Декоративное панно с цветами». «Герой из сказки».Вопросы обучающихся в процессе занятия. Инструктаж по технике безопасности.
Формы занятия: практикум, физ. минутка, игра.
Форма контроля - просмотр.
Раздел 4Модуль. Лепка.
Сюжетная лепка;
Декоративная лепка.
Теория: Виды лепки, свойства материалов. Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами. История возникновения техники лепки. Разнообразие, виды. Правила пользования материалами и инструментами.
Практика: Изготовление поделок в технике лепки из пластилина на плоскости и в объеме: «Панно с цветами». «Спортивный праздник». «Гжель». «Хохлома». «Жостовский поднос». «Филимоновская игрушка».
Формы занятия: практикум, физ. минутка, игра.
Форма контроля - практическая работа.
Раздел 5 Модуль Бисероплетение.Объемное бисероплетение;
Аксессуары.
Теория: рассказ об истории создания игрушки из бисера, её символическое и утилитарное значение. Подбор цветового решения при создании образов. Техники изготовления несложных изделий из бисера. Способы низаний, переходов, закрепок. Применение учащимися знаний о основных, составных и дополнительных цветах и их сочетание, композиции. Значение цвета в композиционном решении с использованием средств наглядности (плакаты и др.); инструктаж по технике безопасности.
- работа с материалами (проволокой, нитью, бисером, рубкой ножницами);
- низание аксессуаров;
-способы выполнения объемной игрушки и изделий из бисера., аксессуаров.
Практика: подготовка рабочих мест. Работа со схемой рисунка по бисероплетению. Выполнение бижутерии на леске, объемной игрушки: «Енот». «Белка». «Ёж». Низание в одну нить. Низание в технике «Цветочек». Низание в технике «Восьмерочка». Низание в технике «Крест». «Кулон сердце». «Зайчик».
от простого к сложному, по технологии параллельного низания, низания в одну нить, цветочек, восьмерочка, крестиком, разновидностями петель, объемного низания, а также особенности переходов и закрепок. Вопросы обучающихся в процессе занятия. Инструктаж по технике безопасности.
Формы занятия: практикум, игра.
Форма контроля - практическая работа.
Раздел 6 Модуль. Работа с тканью. Вышивка панно с цветами: Вышивка простыми швами;
Вышивка лентами.
Теория: подготовка рабочих мест. Работа со схемой. Освоение навыков работы с тканью, нитями разного качества (армированными, шерстяными, мулине), ножницами, картоном, иглой, клеем ПВА.
Практика:Вышивка панно с цветами: Вышивка простыми швами. Вышивка лентами. Шов стебельчатый, тамбурный, в прикреп, петельный, узелки.
Формы занятия: практикум, физ. минутка, игра.
Форма контроля - практическая работа.
Раздел 7. Итоговое занятие по курсу.
Теория: подведение итогов первого года обучения.
Практика: Выставка. Акцентирование проблем и достижений учащихся; подведение итогов.
Форма занятия - групповая.
Формы контроля: выставка.
Раздел 8. Мероприятие по развитию личности учащихся.
Теория:плановые виртуальные экскурсии в городские выставочные залы; занятия – театрализации; занятия – праздники, викторины и тематические вечера общения.
Практика: участие в городских конкурсах творческих работ.
Экскурсии в городские выставочные залы, -«Экскурсия в картинную галерею». в музей боевой славы, краеведческий музей» Экскурсия в собор А Невского».
Занятия – театрализации: «Праздник рождества»; «Масленица»; «Пасхальная радость»; «День защиты детей».
Формы занятий: видео-экскурсия, занятие–театрализация; занятие – праздник, викторина, встреча.
Формы контроля: беседа, наблюдение.
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
Учащийся будет знать:
базовые техники рисования акварельными и гуашевыми красками;
основные принципы работы с бумагой, пластилином, тканью;
правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;
иметь представление о национальной культуре, народных традициях.
Учащиеся будут уметь:
применять техники и приемы рисования акварельными и гуашевыми красками;
применять техники и приемы работы с бумагой, пластилином, тканью;
использовать в работе инструменты и материалы в соответствии с правилами техники безопасности;
использовать полученную информацию в практической деятельности.
Личностные:
Учащиеся будут проявлять:
повышение уровня познавательной активности;
признаки трудолюбия, терпения, усидчивости, ответственности;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
коммуникационные умения эффективного сотрудничества в коллективе.
Метапредметные:
Учащиеся будут проявлять:
признаки познавательной активности;
признаки повышения уровня мелкой моторики рук, логического мышления, глазомера;
умения самостоятельной практической деятельности;
умения самоанализа, самоконтроля, самоорганизации.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
1 полугодие | 1 модуль | Зимние праздники | 2 полугодие | 2 модуль | Летние каникулы | Всего в год | |
01.09.-30.12. | 17 недель | 31.12.-08.01. | 09.01.-30.06. | 23 недель | 01.07.-31.08. | 40 недель | |
Этапы образовательного процесса | |||||||
Начало учебных занятий | 01 сентября | ||||||
Промежуточная аттестация | декабрь | ||||||
Итоговая аттестация | май | ||||||
Окончание учебного года | 30 июня | ||||||
Летние каникулы | 01 июля – 31 августа |
Календарный учебный график программы составляется ежегодно в соответствии с годовым календарным учебным графиком муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Волгограда» и МОУ СШ № 102.
2.2. Условия реализации программы.
Для реализации программы используется учебное помещение с достаточным естественным и искусственным освещением, оснащенное необходимым оборудованием для занятий кружка:
стол для педагога -1шт.;
учебные столы для учащихся на 12 посадочных мест;
стулья для учащихся на 12 посадочных мест.
доска настенная маркерно-магнитная-1шт.
Инструменты и материалы: наборы пластиковых и деревянных стеков, клеенки, бумага (цветная, гофрированная, газетная), картон, салфетки, клей ПВА, кисти, штампы, леска, пластилин, доски для лепки, стаканы для воды, краски (гуашь, акварель), восковые мелки, фломастеры, ножницы, губки, ткань разной фактуры и плотности, проволока, бисер.
Информационное обеспечение.
Информационные источники: видео-уроки, мастер-классы, мультфильмы. Библиотека учреждения, обучающие семинары, методические мероприятия.
2.3. Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, отзывы детей и родителей, результативность конкурсно-выставочной деятельности.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: просмотр, анализ работы, готовое изделие, выставка, праздник, участие в конкурсной деятельности.
2.4. Оценочные материалы.
В течение учебного года осуществляется диагностика уровня освоения образовательной программы. Контроль знаний, умений и навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Программа предусматривает текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в форме наблюдения, в процессе практической работы, игры, по результатам практической работы.
Промежуточный контроль знаний проводится в форме беседы; контроль умений проводится в форме анализа практических работ.
Итоговый контроль проводится в форме выставки работ, анализа практической деятельности, результатов наблюдения, опроса.
Критерии оценки результатов учебной деятельности
По результатам промежуточной и итоговой аттестации выявляется уровень освоения программы: высокий, средний, низкий.
Оцениваемые показатели | Уровень выраженности оцениваемого показателя |
Уровень понимания и осознанности применения в своей речи терминов, понятий и определений | «Низкий» -учащийся овладел минимальным набором понятий и определений, испытывает затруднения в понимании и применении специальной терминологии; «Средний» -учащийся овладел минимальным набором понятий и определений, не испытывает затруднений в понимании и применении специальной терминологии; «Высокий» -учащийся осознанно употребляет специальную терминологию в построении речевых формулировок. |
Уровень владения на практике различными техниками и приемами | «Низкий»- учащийся усвоил 20-40 % приемов, методов работы с различными материалами; «Средний»- учащийся усвоил 40-60 % приемов, методов работы; «Высокий»-учащийся усвоил более 60 % приемов, методов работы; |
Уровень целесообразности применения приемов и техник в работе с различными материалами | «Низкий»- учащийся затрудняется в самостоятельном выборе техник и приемов в работе с различными материалами; «Средний»- учащийся использует одни и те же приемы; «Высокий»- учащийся самостоятельно выбирает и комбинирует приемы работы. |
Уровень познавательной активности | «Низкий»-учащийся не проявляет интереса к изучаемому предмету, работает по инерции; «Средний»-учащийся проявляет эпизодический интерес к изучаемому предмету; «Высокий»-учащийся проявляет инициативу в процессе обучения, энтузиазм в практической работе. |
Уровень трудолюбия, терпения, усидчивости, ответственности | «Низкий»-учащийся долго приступает к работе, быстро устает, не доводит работу до завершения; «Средний»-учащийся с интересом приступает к работе, но не всегда доводит до завершения; «Высокий»-учащийся с энтузиазмом приступает к работе, действует в соответствии с технологией, аккуратно прорабатывает детали, доводит до завершения. |
Уровень развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | «Низкий»-учащийся не владеет навыками этического общения, допускает проявления недоброжелательности, не отзывчив на просьбы окружающих; «Средний»-учащийся владеет навыками этического общения, редко допускает проявления недоброжелательности, в основном отзывчив на просьбы окружающих; «Высокий»-учащийся владеет навыками этического доброжелательного общения, отзывчив на просьбы окружающих. |
Уровень взаимодействия, сотрудничества с другими обучающимися | «Низкий»-коммуникативная культура не развита, учащийся равнодушен к общению с другими учащимися; «Средний»- учащийся испытывает потребности в коллективном сотрудничестве, но не является инициатором; «Высокий»- учащийся обладает коммуникативными навыками, легко идет на контакт, с энтузиазмом работает с другими учащимися. |
Уровень развития мелкой моторики рук, логического мышления, глазомера. | «Низкий»- уровень показателей находится практически на уровне первичной диагностики; «Средний»- учащийся в основном справляется с заданием в заданное время, способен понять логику последовательности действий, может соотнести части изделия между собой по величине; «Высокий»- учащийся справляется с заданием в заданное время, работает аккуратно, понимает логику последовательности действий, может соотнести части изделия между собой по величине. |
Уровень способности к самостоятельной практической деятельности | «Низкий»- учащийся не способен вести самостоятельную деятельность без сопровождения педагога; «Средний»- учащийся способен вести самостоятельную деятельность при частичном сопровождении педагога; «Высокий»- учащийся способен планировать и самостоятельно вести практическую деятельность. |
Уровень способности к самоанализу, самоконтролю, самоорганизации | «Низкий»- учащийся не умеет организовать свое рабочее место, не способен вести самостоятельную деятельность, адекватно оценить результат; «Средний»- учащийся умеет организовать свое рабочее место, способен вести самостоятельную деятельность только при сопровождении педагога; «Высокий»- учащийся умеет организовать свое рабочее место, способен вести самостоятельную деятельность, проявляя усидчивость, терпение. |
2.5. Методические материалы.
Методы обучения.
В процессе обучения применяются следующие методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, практикум, выставка, игра, конкурс, мастер-класс, праздник, экскурсия.
Педагогические технологии.
Технология адаптивного обучения
Является разновидностью технологии разноуровневого обучения и предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Центральное место в этой технологии отводится учащемуся, его деятельности, качествам его личности.
При использовании технологии адаптивного обучения педагог работает со всей группой (сообщает новое, объясняет, показывает и т.д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т.д.). Деятельность учащихся совершается совместно с педагогом.
Данная технология эффективна для детей с ОВЗ не имеющих опыта взаимодействия с детским коллективом и проявляющих признаки тревожности и напряжения.
Игровая технология
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.
Алгоритм учебного занятия.
Организационная часть:
психологический настрой учащихся на занятие;
проверка присутствующих.
Вводная часть.
сообщение темы занятия;
постановка цели, выделение дидактических задач занятия.
Теоретическая часть.
изложение нового материала или повторение основ пройденного материала.
Практическая часть.
самостоятельная работа учащихся;
первый целевой обход (выяснение все ли приступили к работе, проверка техники безопасности, организации рабочего места);
второй целевой обход (оказание индивидуальной помощи учащимся);
третий целевой обход (анализ работы учащихся).
Заключительная часть.
подведение итогов занятия;
уборка рабочих мест.
Все образовательные темы программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Список литературы:
1. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2013г.
2. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2014. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
3. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2015 г.;
4. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;
5. “Дошкольное воспитание” - журнал 2000-2005, 2006-2008 г
6. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 320 с.
7.Майорова Ю.А. ПОДЕЛКИ. Мастерим вместе с детьми. Н.Новгород ЗАО
«Издательство «Доброе слово» 2010.
Список литературы для учащихся
Звезды и ангелы из бисера. –М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2015. - 64с.: цв.ил. – (Рождественская коллекция).
Ярошевич А. «Умняша. Волшебный пластилин». ООО «ЮНИСЕРВИСПРЕСС» №12 (24).
Список литературы для родителей.
Снежинки из бусин, бисера и стекляруса: Практическое руководство/ Пер. с. Нем – м.: Издательство «Ниола – Пресс», 2019. – 64с.: ил.- (Умелые руки).
Новогодние украшения из флиса / Юлия Алешкина. -М.: Питер, 2016. -78c.
Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2015. – 72с.
Шмидт Гудрун. Любимое шитьё к праздникам. Украшения, игрушки, подарки ручной работы. Новогоднее оформление. – Москва. Эксмо. 2019. - 128 с.: ил. – (Новый год).
http:/ceramicportal.ru/
http://handportal.ru/
http://cluclu.ru/
http://podelki-bumagi.ru/
http://1000-podelok.ru/
http://letidor.ru/
http://boobooka.com/
http://infoniac.ru/
http://ejka.ru/
http://millionpodarkov.ru/
http://avivas.ru/
http://lady-zaza.ru/
http://trozo.ru/