МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Администрация Бобровского Муниципального района
МКОУ Юдановская СОШ
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________ Т.С. Поликарпова Приказ № 1 от «30»августа 2023 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы ________ Н.Н. Спесивцева Приказ № 38 от «01» сентября 2023 г. |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
курса внеурочной деятельности предмета
«Английский в чемодане»
5-9 класс
ФГОС ООО
(научно-познавательная)
Возраст обучающихся:(11-15 лет)
Срок реализации программы:(5лет)
Автор-составитель:
учитель английского языка
Молчанова Ирина Николаевна
с.Юдановка, 2023 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку.
Программа « Английский в чемодане» имеет научно - познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-9 классов.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом и страноведческом материале.
Данная программа отвечает требованиям к обязательному минимуму по английскому языку и предполагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка.
Этот курс должен помочь учащимся углубить знания не только по истории, но и по географии, общественно-политической жизни страны изучаемого языка, а также по ее науке, культуре и искусству; обогатить теми знаниями, которые необходимы для развития у них умения ориентироваться в межкультурном общении. Программа внеурочной деятельности « Английский в чемодане» обобщает и систематизирует знания о стране изучаемого языка, полученные в процессе обучения другим предметам.
Построенный с учетом межпредметных связей, он способствует повышению познавательной активности школьников, расширению их коммуникативных возможностей, активизации и развитию речевых навыков и способностей. Курс способствует созданию положительных мотиваций и тем самым является одним из резервов интенсификации учебного процесса и является своеобразным путеводителем по Англии, содержит интересные страноведческие материалы, которые знакомят с Великобританией ее традициями и обычаями и способствует расширению лингвострановедческой компетенции.
Срок реализации программы:5 лет.
Цели и задачи:
формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их готовность и способность общаться на английском языке в пределах изучаемых тем;
развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке;
углубление знаний о явлениях действительности, происходящих в Великобритании, через знания о культуре, истории и традициях страны;
осознание роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой англоговорящих стран;
воспитание понимания важности изучения английского языка как средства достижения взаимопонимания между людьми;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Рабочая программа « Английский в чемодане» для учащихся 5-9-х классов рассчитана на 68 часов в соответствии с планом внеурочной деятельности МКОУ Юдановская СОШ.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
-формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к совершенствованию в этой образовательной области;
-сознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
-толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
- познавательные - умение делать анализ и отбор информации (чтение и прослушивание текстов), умение работать с различными источниками;
- регулятивные – умение осуществлять само и взаимоконтроль, давать самооценку своей деятельности4
- коммуникативные - умение взаимодействовать с окружающими в процессе совместной работы, умение аргументировать свою позицию.
Предметные результаты:
- формирование речевой активности в области чтения и говорения посредством обсуждения прочитанных и услышанных текстов страноведческого характера;
- умение читать не сложные аутентичные тексты с пониманием основной ,полной и выборочной информации, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста ( языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;
- воспринимать на слух и понимать с опорой на языковую догадку, контекст несложные аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя основную, выборочную или полную информацию;
- умение составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
- формирование социокультурной компетенции посредством изучения национально-культурных особенностей страны изучаемого языка;
- формирование языковой компетенции.
В результате реализации данной программы учащиеся должны овладеть следующими умениями:
• умением использовать страноведческие знания о стране изучаемого языка в ходе построения собственных высказываний;
• умением обсудить, принять участие в беседе в рамках изучаемой страноведческой тематики по различным аспектам национальной культуры;
• умением использовать полученные страноведческие сведения, участвуя в различных мероприятиях, посвященных стране изучаемого языка;
• умением извлекать страноведческую информацию из различного рода письменных источников;
• умением находить нужную страноведческую информацию для устных выступлений;
• умением сделать вывод из прочитанного, услышанного, выразив при этом свое отношение, дать оценку получаемой страноведческой информации.
Основные задачи обучения:
1.Познавательный аспект
- обобщить и систематизировать знания о культуре изучаемого языка;
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
-совершенствовать умения учащихся в четырёх видах речевой деятельности: в области говорения, письма, аудирования и чтения;
-использовать межпредметные связи в обучении иностранному языку;
-активизировать работу учащихся с информационными источниками;
- формировать умения по извлечению и осмыслению страноведческой информации любого типа;
2. Развивающий аспект
-развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать языковые способности учащихся, умения оперировать полученными знаниями;
- развивать учебные умения и умения ориентироваться в информационном пространстве;
-развивать умения сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение;
-формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке.
3. Воспитательный аспект:
-способствовать формированию уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого народа, его культуре, традициям и обычаям;
- способствовать воспитанию учащихся в духе толерантного отношения к другой культуре, философии, религии, к чужому мнению;
-приобщить к общечеловеческим ценностям;
-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве другими, уважение к себе и к другим)
-способствовать расширению кругозора учащихся.
Формы и режим занятий
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
- занятие;
- занятие-путешествие;
- дискуссия;
- тестирование;
- защита творческих работ и проектов;
- онлайн-экскурсия;
- итоговое занятие;
- самопрезентации.
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Способы проверки
начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН );
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Содержание курса внеурочной деятельности
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение. А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык – информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Виды и формы организации деятельности учащихся
№ | Виды деятельности | Формы организации |
1. | Познавательная деятельность | Письмо (реферирование, сообщение). Чтение. Просмотр видео фильмов. Сбор и обработка информации. Редактирование текста. |
2. | Творческая деятельность | Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: конструирование, моделирование, конференция, творческая мастерская, создание презентаций, видеоклипа, сценария, написание эссе, сочинения, выразительное чтение, работа с портфолио, художественное творчество |
3. | Совместно-распределенная проектная деятельность | Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных проектных задач, учебный проект |
4. | Учебно-исследовательская деятельность | Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, подбор материала, реферирование, и т.д. |
5. | Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей) | Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми группами людей: инструктаж, разновозрастное сотрудничество, консультации, взаимопроверки, дебаты, дискуссии и т.д. |
6. | Рефлексивная деятельность (контрольно-оценочная деятельность) | Практическая работа. Проект |
7. | Совместно-распределенная учебная (образовательная) деятельность | Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: работы с текстами учебных пособий (составление разных видов планов, таблиц,и т.д.) беседы, работа в малых группах, мастерские, экскурсии, практикумы и т.д.). |
8. | Игровая деятельность | Игра с правилами, ролевая игра, работа с электронно-образовательными ресурсами |
9. | Коммуникативная деятельность | Беседа, дискуссия |
Тематическое планирование
5-9 класс
№ | Тема | Кол-во | Дата | ||
план | факт | ||||
1 | Географическое положение Великобритании. | 2 | |||
2 | Что такое Union Jack? | 2 | |||
3 | Порты Великобритании. | 2 | |||
4 | Английский фунты. | 2 | |||
5 | Символика Канады. | 2 | |||
6 | Банк: пункт обмена валют(канадский доллар) | 2 | |||
7 | Нация изобретателей. От мусорного пакета до телефона. | 2 | |||
8 | Американские школы. | 2 | |||
9 | Национальный вид спорта – бейсбол. | 2 | |||
10 | Как работает английская почта | 2 | |||
11 | Государственный флаг Америки. | 2 | |||
12 | История королевской семьи. | 2 | |||
13 | It’s five o’clock или традиции британского чаепития. | 2 | |||
14 | Национальный праздник День президента. | 2 | |||
15 | Нации и народы США. | 2 | |||
16 | Народы Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. | 2 | |||
17 | Кемпинг по-американски. | 2 | |||
18 | Национальная кухня. | 2 | |||
19 | Разыгрывание диалогов «В кинотеатре». | 2 | |||
20 | Лас- Вегас – город огней! | 2 | |||
21 | Мистика Винздорского замка. | 2 | |||
22 | Голливуд – колыбель американской кинематографии. | 2 | |||
23 | Семейный уикенд. | 2 | |||
24 | Великий Шекспир. | 2 | |||
25 | Чарльз Диккенс. | 2 | |||
26 | Гарри Поттер ученик школы Хогвардс . | 2 | |||
27 | День в английской школе. | 2 | |||
28 | Интересные факты об английской школе. | 2 | |||
29 | Праздник воздушных змеев.. | 2 | |||
30 | Магазин или уличный рынок. | 2 | |||
31 | Подготовка проектов. | 2 | |||
32 | Подготовка проектов. | 2 | |||
33 | Защита проектов. | 2 | |||
34 | Рефлексия. | 2 |