Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами в развитии указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства.
Л. С. Выготский подчеркивал, что у детей - олигофренов, помимо нарушенных, есть и сохранные стороны психики, опираясь на которые можно и должно их воспитывать и продвигать в умственном развитии, сглаживая их недостатки. Главная задача педагогов специальной (коррекционной) школы воспитателя способствовать личностному становлению умственно отсталого ребёнка (подростка), его позитивной социализации, подбирать такие формы работы, которые способствовали бы коррекции нарушений развития.
На занятиях художественным трудом, рисованием, декоративно-прикладным творчеством под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность. Это обусловлено тем, что такие занятия носят наглядный характер, позволяют вызывать у детей с интеллектуальной недостаточностью положительные эмоции и интерес к окружающему миру.
По мнению многих исследователей, художественный труд и занятия декоративно-прикладным искусством, наилучшим образом соответствует психофизическим возможностям умственно отсталых школьников, так как основывается на продуктивных видах деятельности, доступных данной категории детей. Как известно, практический результат является эффективным средством мотивации собственной деятельности ребёнка, а также мощным средством коррекционно-развивающего воздействия.
Все мы знаем, что дети с ограниченными возможностями здоровья это особая категория детей. Из-за различных дефектов организма практически у всех детей слабо развита крупная и мелкая моторика, неустойчивый эмоциональный фон, также у многих детей слабо развиты практически все основные психические процессы.
В своей работе с данной категорией детей я часто использую технологию арт-терапии — Эбру.
Эбру (акварисование) — это технология рисования на поверхности воды специальными нетонущими красками.
После того как работа над рисунком завершена, его можно отпечатать на любую поверхность - на бумагу, холст, керамику, стеклянные сувениры, ткань или одежду.
Эбру как новый вид арт-терапии — очень бережный и безопасный метод. Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.
В эбру целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение. Это безопасный способ разрядки напряжения. В особой символической форме через рисунок, мы может помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира. Эбру используется, как терапевтический метод арт-терапии, так же относится к правополушарному рисованию. Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали у ребенка. «Правополушарные» творческие виды деятельности — это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам, рисованию эмоциями и чувствами. Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, цветового восприятия, мышления, творческого начала.
Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает к природе и к себе.
Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии, позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
Рисуя на воде, ребенок расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству.
Данная нетрадиционная методика универсальна, так как оказывает:
• эффект на всех детей, и особенно на детей с ОВЗ, которые нуждаются в коррекции;
• целительное действие практически на все психические процессы ребенка;
• бережный и безопасный метод терапии.Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области «Верх -Ирменская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад по теме Эбру как средство коррекции познавательной деятельности у школьников с нарушением интеллекта.
Выполнила:
Вальтер М.А. воспитатель
Верх-Ирмень
2023 г.