Экологический проект для детей раннего возраста
«Береги природу».
Актуальность проекта
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время становления первых отношений с миром природы.
Как известно, сущность экологического образования и воспитания заключается в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле. Природа – это источник здоровья, эстетического наслаждения. Но, к сожалению, мы убеждаемся зачастую в низком уровне экологической культуре родителей: они позволяют детям рвать первые цветы, появившиеся после долгой зимы, не пресекают действия детей, когда те ломают ветки деревьев. В. А. Сухомлинский говорил: «На красоту ребенок сам не обратит внимания, если ему не показать, не рассказать о ней». Взрослые, воспитывающие ребенка, сами должны обладать экологической культурой. Первая (и основная – как фундамент) ступень развития ребенка 2 – 3 лет связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне «хорошо – плохо»); выполнение предложенных педагогами правил поведения. Общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческих воплощений своих впечатлений в устах рассказа, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного участия в ней. Любовь к природе, сознательное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Длительность проекта: 3 недели (краткосрочный).
Цель проекта: создание благоприятных условий для экологического воспитания детей и формирования у них экологической культуры.
Задачи:
- формировать представлений детей о растительном и животном мире;
- формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);
- формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Предполагаемый результат:
• повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
• увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
• формирование навыков культурного поведения в природе родного края;
• формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе родного края: доброжелательность к живым существам;
• эмоциональная отзывчивость на их состояние;
• развитие познавательного интереса детей;
• вызвать желание и умение заботиться о живом;
Методическое сопровождение:
• подборка иллюстраций;
• подбор художественной литературы;
• дидактические игры;
• беседы;
• конспекты ООД;
• музыкальное сопровождение «Времена года» (шум леса, голоса птиц и. т. д).
• консультационный материал для родителей
Формы работы:
• ООД;
• Дидактические игры;
• Подвижные игры;
• Пальчиковые игры;
• Сюжетно- ролевые игры;
• Театрализованная деятельность;
• Продуктивная деятельность;
• Чтение художественной литературы;
• Музыкально-ритмические движения.
Этапы реализации проекта:
I. Организационный
Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.
II. Основной
Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов по теме проекта.
III. Заключительный
Анализ результатов проектной деятельности.
План реализации проекта:
1.Организационный
Подготовка проекта.
II. Основной
Работа с родителями:
Консультация «Зеленый мир на окне».
Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок,
Беседы: «В природе столько красоты», «Небо голубое», «Почему нельзя рвать цветы?»,, «Что растет в лесу, огороде?», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Полезные фрукты», «Витамины в лесу и на грядке», «Животные наши друзья» и т. д.
Дидактические игры: «Овощи, фрукты, ягоды», «Сложи солнышко», «Что лишнее?», «Кто, где живет?», «Разложи картинки по порядку», «Хорошо - плохо», «Подбери картинки», «Собери радугу», «Что где растет?», «Что для чего?», «Угадай на ощупь», «Найди пару», «Какого растения не стало», «Наши помощники - растения» и т. д.
Ситуативный разговор: «Как себя вести в лесу», «В какие игры можно играть на траве?», «Что можно увидеть в лесу», «Цветочки на лужайке», «Дождик капает по крыше».
Трудовая деятельность: «Посадка лука», «Уход за цветами в группе (полив, рыхление)».
Экспериментальная деятельность – «Какая она вода?», «Соломинка и воздушный шарик», «Послушный ветерок».
Сказки: В. А. Сухомлинский «Мальчики и колокольчики ландышей», «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Самая разноцветная сказка про утенка и радугу» Хоботова Л. Г., «Колобок», «Веселый огород», «Колобок в стране бабочек» и др.
Стихи: А. Бродский «Скачут побегайчики – солнечные зайчики», М Полянская «Одуванчики», О. Высотская «Одуванчик», О. Бедарева «Я по травке на лугу…», А. Барто «С утра на лужайку», О. Киселева «Цветы», Р. Рождественский «Береги природу».
Потешки: «Божья коровка», «Ворона», «Солнышко», «Дождик», «Одуванчик».
Прослушивание музыкальных произведений:
«Дождя не боимся — Песня из к/ф «Незнайка с нашего двора»
«Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!»
«Это хорошо!» песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда», «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот», «В траве сидел кузнечик», Барбарики и т. д.
Подвижные игры: «Зайка выйди в сад», «Беги к тому, что назову», «Огуречик», «Беги туда, куда дует ветерок», «На лугу» и т. д.
Гимнастика после сна: «Медвежата», «Я на солнышке лежу», «Жучки - паучки».
Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Мы делили апельсин», «Жили – были зайчики».
Ш этап проекта
Заключение для детей:
1) У большинства детей сформированы основы экологического образования и воспитания;
2) Дети ежедневно слышат информацию о природе, ее обитателях и взаимосвязи с человеком, о ценности природы для человека.
3) Пришло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
4) У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
5) Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
для педагогов:
1) Установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
2) Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей по экологическому образованию.