Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. Елена Фабиановна Гнесина в истории становления отечественного музыкального образования

Елена Фабиановна Гнесина в истории становления отечественного музыкального образования

Просветительский доклад о деятельности Елены Фабиановны Гнесиной (1874–1967), посвященный 150-летию со дня рождения, – крупнейшей, поистине легендарной фигуры в истории отечественной музыкальной культуры. Она сыграла огромную роль в развитии российского музыкального образования, высочайший уровень которого признан во всем мире. Масштаб деятельности Е. Гнесиной, как создателя самого большого комплекса музыкальных учебных заведений, одной из главных действующих лиц на важнейшем этапе становления системы музыкального образования в России, сопоставим только с деятельностью А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов – основателей первых профессиональных учебных заведений в стране в XIX столетии.

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Новикова Елена Михайловна,

преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО Духовщинская ДМШ

Елена Фабиановна Гнесина в истории становления

отечественного музыкального образования.

"Я преклоняюсь перед семьёй Гнесиных, их общественная и

преподавательская деятельность имеет огромнейшее

значение для развития русской музыкальной культуры.

Они сделали не меньше, чем семья евреев Рубинштейнов.

Их влияние колоссально, они по сути дела определили

развитие музыкальной культуры России, музыкального

образования в нашей стране".

Т. Хренников (композитор, пианист, педагог)

Елена Фабиановна Гнесина (1874–1967) – крупнейшая, поистине легендарная фигура в истории отечественной музыкальной культуры. Она сыграла огромную роль в развитии российского музыкального образования, высочайший уровень которого признан во всем мире. Масштаб деятельности Е. Гнесиной как создателя самого большого комплекса музыкальных учебных заведений, одной из главных действующих лиц на важнейшем этапе становления системы музыкального образования в России, сопоставим только с деятельностью А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов – основателей первых профессиональных учебных заведений в стране в XIX столетии. В 2004 году перед входом в Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных в Малом Ржевском переулке был установлен памятник Ел. Ф. Гнесиной в ознаменование ее исторической роли в развитии культуры Москвы.

Пианистка, педагог, общественный деятель, на протяжении 72 (!) лет Елена Фабиановна возглавляла комплекс музыкальных учебных заведений, созданный замечательной семьей Гнесиных (пятью сестрами и братом Михаилом), явив собой совершенно уникальный пример столь долгой и успешной директорской деятельности. Она обеспечила постоянный успешный рост учебных заведений, их сохранение при самых разных поворотах истории, появление новых специальностей и методов обучения, все возрастающие профессиональные успехи их воспитанников, наконец, строительство в Москве большого числа новых зданий для этих учебных заведений – что вряд ли сравнимо с деятельностью кого-либо из руководителей учреждений культуры.

Окончив гимназию в Ростове, в 1885 году Елена Гнесина поступает в Московскую консерваторию, где уже училась её старшая сестра Евгения. С тех пор вся ее жизнь проходит в Москве, в районе Арбата. В числе самых дорогих друзей, с которыми Елена училась в консерватории, были С. В. Рахманинов (его она боготворила всю жизнь) и А. Н. Скрябин. Можно также назвать И. А. Левина, Л. В. Николаева, Г. Н. Беклемишева, А. Б. Гольденвейзера, К. Н. Игумнова и других соучеников, с которыми она сблизилась в консерватории. Гнесина пробовала также заниматься композицией и вокалом (это ей советовали педагоги консерватории, в том числе А. С. Аренский и С. И. Танеев), активно участвовала в жизни консерватории, во всех ученических концертах. Её исполнительская деятельность продолжалась 25 лет. Закончив консерваторию в 1893 году с малой серебряной медалью, она постоянно выступала в многочисленных благотворительных и просветительских мероприятиях, концертах различных художественных обществ: это и «Кружок любителей русской музыки» А. М. и М. С. Керзиных, и «Общество по распространению камерной музыки», и лекции-концерты Народной консерватории, и благотворительные концерты в пользу самых разных организаций (детских, женских, фондов помощи, студенческих землячеств). Постоянными партнерами Гнесиной были певцы П. А. Хохлов, Л. В. Собинов, А. И. Книппер, она выступала с братьями И. И. и М. И. Пресс (скрипач и виолончелист), виолончелистами М. Е. Букиником, А. А. Крейном, своей сестрой – скрипачкой Елизаветой Гнесиной, с коллективом Московской симфонической капеллы под руководством В. А. Булычева. Ей довелось играть и с великим испанским виолончелистом Пабло Казальсом. Активнейшей творческой и общественной деятельности Гнесиной способствовали и её тесное общение со многими выдающимися деятелями искусства, и участие в различных объединениях – общество «Музыкально-теоретическая библиотека», «Общество свободной эстетики».

​ ​ В 1895 году три молодые девушки – старшие из пяти сестер Гнесиных – основали в Москве частное музыкальное училище. На маленьком домике в Гагаринском переулке, где они тогда поселились и куда привезли подаренный им известным меценатом А. П. Кавериным рояль, 15 февраля появилась медная вывеска: «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных». В тот же день в училище пришла заниматься одна девушка – первая ученица. С этого дня, традиционно отмечающегося в Гнесинском Доме уже более 120 лет, началась история учебных заведений, ставших крупнейшим комплексом (все ступени музыкального образования) не только в нашей стране, но и во всем мире. В домике в Гагаринском переулке было трудно себе представить, что из маленькой школы когда-то вырастет столь мощное и знаменитое учреждение. Благодаря огромной преданности своему делу и таланту всех пяти сестер, привлекших к работе и своих друзей – молодых музыкантов, очень быстро росли и количество учащихся, и авторитет училища среди москвичей.

С самого начала Елена Гнесина становится главным руководителем училища, взяв на себя все административные и организационные дела. Будучи ведущим педагогом по фортепиано (ее класс был очень большим – в отдельные годы дореволюционного периода численность учеников достигала 36 человек), с 1899 года она организует и обязательный хоровой класс в училище (женский хор, затем смешанный), которым руководит до 1927 года, готовит множество выступлений хора на различных концертах. Гнесина одной из первых в России вводит и курс методики преподавания, и педагогическую практику учащихся.

В 1900 году сестры в поисках более вместительного пристанища для себя и своего дела – а в течение всей жизни они уже никогда не мыслили для себя отдельно дом и работу – обратили внимание на особняк с мезонином, стоявший в замечательном уголке старой Москвы – на Собачьей площадке. На стене особняка (он принадлежал Полетаевой) были барельефы в виде пяти женских головок: пять сестер восприняли это как знак судьбы. Они переехали в этот особняк, где в течение многих десятилетий продолжалась славная история развития Гнесинского Дома. Училище Е. и М. Гнесиных быстро завоевывает славу высокопрофессионального музыкального учебного заведения, с замечательной творческой постановкой дела и тёплой, семейной атмосферой. Начиная с первого выпуска (1901) отсюда выходят многие отличные музыканты.

Невероятные воля, упорство, энергия Елены Фабиановны сделали возможным тот уникальный факт, что после революции возглавляемое ею учебное заведение не было ликвидировано, осталось фактически в неприкосновенности, выжило в труднейшие годы разрухи и получило поддержку государства в своих начинаниях и дальнейшем широком развитии. В 1919 году по настоянию Гнесиной и при помощи А. В. Луначарского Училище было национализировано, а в 1920 году разделено на две части – училище и детскую школу (возглавлять их продолжала Елена Фабиановна). С этого времени, в тяжелейших условиях, учебные заведения быстро и существенно расширяются, приобретая всесоюзное значение. Гнесина активно включается в деятельность МОНО (Московский отдел народного образования), МУЗО (Музыкальный отдел) Наркомпроса, ОХОБРа (отдел художественного образования) при Профобре и других подобных организаций, становится одной из основателей художественного профсоюза музыкантов-педагогов, активно разрабатывает учебные планы, шефские программы, оказывает помощь открывающимся школам.

После революции в Гнесинских учебных заведениях открылось много новых специальностей (если долгое время здесь в основном учили пианистов и немного скрипачей и виолончелистов, то в дальнейшем появились и певцы, и композиторы, и исполнители на духовых инструментах), в училище был организован свой симфонический оркестр и ставились полноценные оперные спектакли. Разумеется, с течением времени в доме становилось тесно. В 1932 году Гнесинским учебным заведениям передали стоявший по соседству на Собачьей площадке дом Хомякова – замечательного философа XIX века: именно в этом доме когда-то собирались славянофилы, участники известнейшего литературно-философского течения.

В 1937 году Ел. Ф. Гнесина добивается начала строительства специального здания для учебных заведений на улице Воровского (так тогда называлась Поварская). Строительство растянулось на многие годы. В 1941 году его приостановили из-за военных событий. Воля и упорство Елены Фабиановны, ее желание будущего развития учебных заведений, несмотря ни на что, привели к тому, что уже в конце 1943 года строительство возобновилось. В 1944 году к уже существовавшим училищу и детской школе прибавился Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне – Российская академия музыки имени Гнесиных), а в 1946 году – Специальная музыкальная школа (десятилетка). Был создан «музыкальный комбинат» (как тогда модно было говорить) из четырех учебных заведений, во главе которого продолжала стоять Елена Фабиановна Гнесина. К этому моменту закончилось строительство основной части здания, выходящей на Поварскую улицу. Бурная строительная деятельность Елены Фабиановны, называвшей себя «музыкантом-строителем», не прекращалась до конца ее жизни: были достроены часть учебного корпуса и концертный зал с выходом в Малый Ржевский переулок; обе Гнесинские школы получили собственные здания; для училища рядом с институтом было построено тринадцатиэтажное здание; в других районах города ее усилиями появились общежитие для студентов и жилой кооперативный дом для педагогов-гнесинцев. Столь поразительные результаты – следствие необыкновенных организаторских талантов Гнесиной, её упорства и дипломатически продуманных шагов в отношениях с властями всех уровней. Свидетельство тому – сохранившиеся в её архиве многочисленные письма «наверх», включающие почти все известные фамилии правительственных деятелей.

При этом Гнесиной пришлось неоднократно переживать и открытые гонения против своего детища. Так, с 1929 года началась длительная кампания против Гнесиных РАПМа (Российской ассоциации пролетарских музыкантов), которая привела к временному отстранению Ел. Ф. Гнесиной от руководства учебными заведениями по обвинениям в «буржуазной педагогике». Борясь за своё детище, Гнесина одновременно отстаивает и само существование музыкальных школ, которые объявлены ненужными. Угрозы существованию Гнесинских учебных заведений (в особенности Институту) возникали и позднее – в 1948–1953 годах, например, тяжкие преследования шли под вывеской «борьбы с формализмом и космополитизмом», – но смелость, воля и вера в собственное дело способствовали тому, что Гнесина не только отстаивала свои учебные заведения и большую «семью» музыкантов-гнесинцев, но и добивалась справедливости и защиты для многих коллег в других учебных заведениях.

Во время Великой Отечественной войны Гнесина лишь три месяца находится в эвакуации, работая в Казани. Вернувшись в Москву уже в январе 1942 года, она организует и активную работу училища (не прерывавшего своей деятельности всю войну), и множество мероприятий в помощь фронту, и добивается продолжения строительства здания, и, в конце концов – открытия нового вуза. Профессор Гнесина становится его директором и заведующей фортепианной кафедрой.

В дальнейшем Ел. Ф. Гнесина постепенно передает руководство учебными заведениями собственным ученикам – Ю. В. Муромцеву (институт), З. И. Финкельштейну (Спецшкола-десятилетка), Е. В. Давыдовой (Детская ​школа-семилетка), а сама до конца жизни занимает специально созданный пост художественного руководителя.

Елена Фабиановна Гнесина продолжала работать, несмотря на возраст – свыше 90 лет – и травму ноги, которая лишила ее возможности самостоятельно передвигаться в течение 12 лет: она продолжала преподавать в Институте, участвовала в работе других учебных заведений, постоянно сочиняла музыку для детей, занималась строительными делами. Это помогло на долгие годы сохранить замечательные традиции, которые передавала новым поколениям сама «прабабушка всех гнесинцев», как себя называла Елена Фабиановна. Количество учеников-пианистов, воспитанных Гнесиной, не поддаётся подсчёту. Среди ее воспитанников такие знаменитые пианисты, композиторы, дирижеры, как народные артисты СССР Л. Н. Оборин, А. А. Бабаджанян, Г. Н. Рождественский. Гнесина была педагогом, дававшим учащимся прекрасную профессиональную базу, воспитывая их музыкантами широкого кругозора и часто предугадывая их будущие специализации. Многие стали ведущими преподавателями Гнесинских учебных заведений, профессорами Московской консерватории, концертирующими исполнителями, руководителями коллективов и педагогами во множестве городов страны, учеными-музыковедами…

Педагогическая работа Елены Фабиановны теснейшим образом связана и с её композиторским творчеством, представляющим собой огромный вклад в создание детского учебного репертуара. Многие сочинения многократно переиздавались, в том числе за границей.

​ Жизнь Елены Фабиановны Гнесиной неотделима от истории созданных ею учебных заведений, как и от истории уникальной семьи Гнесиных. Это предстает во многих материалах музея-квартиры. Среди девяти братьев и сестер семеро стали прекрасными музыкантами!

Пять сестер Гнесиных были очень близки всю жизнь: они вместе жили, учились, посвятили себя без остатка учебным заведениям. Они были замечательными музыкантами-педагогами, трудившимися до конца жизни. При этом каждая обладала и своеобразным характером, и своими собственными увлечениями.

Старшая, Евгения Фабиановна Савина-Гнесина (1870–1940), окончившая Московскую консерваторию с серебряной медалью, была выдающимся педагогом и по фортепиано, и по теории музыки. Именно она создала в Школе Гнесиных в 1903 году первый в Москве детский хор. Блистательным начинанием стали и постановки детских опер силами учащихся (с 1911 года), чем также руководила на протяжении многих лет Евг. Ф. Савина-Гнесина. Ее роль в становлении учебных заведений, их работе и развитии музыкального образования в стране была чрезвычайно важной (отметим, что именно она являлась автором первой программы для детских музыкальных школ, действовавшей по всей стране начиная с 1920 года).

Мария Фабиановна Гнесина (1874–1918) – средняя из сестер, также работавшая с самого основания в Училище-Школе, сразу после окончания консерватории. Пианистка-педагог, женственная, утонченная художественная натура, она отличалась мягким и спокойным характером. Особенно ей удавались занятия с маленькими детьми, очень ее любившими.

Четвертая сестра, Елизавета Фабиановна Гнесина-Витачек (1876­1953) – единственная скрипачка из пяти сестер. Окончив Московскую консерваторию по классу И. В. Гржимали в 1901 году, она основала в Училище своих сестер класс скрипки, а в дальнейшем свыше полувека руководила струнными отделами в трех учебных заведениях – Училище, Детской школе и Специальной школе-десятилетке. Развитие всех классов струнных инструментов, оркестров, ансамблей – ее бесспорная заслуга. Инициативный и яркий педагог, она вела также класс детского сольфеджио, применив впервые в России оригинальную систему Шассевана, но главной ее сферой была подготовка скрипачей, что она успешно делала на всех ступенях обучения, включая вуз.

Самая младшая сестра, Ольга Фабиановна Александрова-Гнесина (1881–1963) в юности увлекалась театром и даже участвовала в гастрольных спектаклях Малого театра. Однако, как и все сестры, она посвятила себя музыке: будучи ученицей своей старшей сестры, Елены Фабиановны, она, закончив Училище Гнесиных, более шестидесяти лет преподавала фортепиано в Гнесинских учебных заведениях.

Оба младших брата Гнесиных – исключительно одаренные личности, весьма разносторонние по своим талантам. Михаил Фабианович (1883–1957) был замечательным композитором, одним из лучших учеников Н. А. Римского-Корсакова, в классе которого он занимался в Петербургской консерватории (он окончил ее в 1909 году и был занесен на почетную мраморную доску лучших выпускников). Еще в молодости он завоевал признание своими вокальными произведениями, написанными на стихи поэтов-символистов. В дальнейшем жизнь и работа М. Ф. Гнесина проходила в разных городах: он вел колоссальную просветительскую, педагогическую и общественную жизнь в Ростове в 1913–1921 годах, создав там и консерваторию, и три музыкальные школы, преобразив музыкальную жизнь города и подняв ее на качественно иной уровень. В 1923 году он присоединился к делу своих сестер, основав и возглавив в Техникуме (училище) Гнесиных творческий отдел (композиции и теории музыки), где воспитал много будущих известных композиторов. Педагог-новатор, он с успехом внедрял многие новые начинания, будучи также профессором и деканом Московской консерватории. В дальнейшем М. Ф. Гнесин работал и в Ленинградской консерватории, и был первым заведующим кафедрой композиции в Институте имени Гнесиных. Человек широких интересов, ученый-исследователь, он оставил ценнейшее композиторское и научно-литературное наследие, которое нуждается в полноценном изучении и донесении до широких кругов слушателей.

А Григорий Фабианович (1884–1938), самый младший в этой семье, был одновременно и певцом, и драматическим актером, и писателем – поэтом, драматургом, переводчиком… Столь разносторонняя одаренность сочеталась в нем с любовью к приключениям и путешествиям, с одной стороны, и с общественным темпераментом, характерной для семьи жаждой просветительства – с другой. Во всех сферах своей деятельности он проявил себя очень ярко и талантливо. Работая, в основном, в Ленинграде, он выступал и как певец, и как актер, работал на радио, создавая программы для детей, переводил пьесы, оперы, романсы. Знаток литературы и искусства, он был одним из самых крупных библиофилов города. Главным в его наследии является увлекательная, романтическая книга «Воспоминания бродячего певца. Очерки Италии», основой которой стало реальное путешествие Григория Гнесина «с гитарой в руках» по Италии в 1903-1905 годах. К сожалению, жизнь младшего из братьев оборвалась трагически, в период сталинских репрессий.

«Ей удалось объять необъятное», – сказал о Гнесиной выдающийся дирижер Евгений Светланов, воспитанник Гнесинских учебных заведений. Ее грандиозная по размаху деятельность получила официальное признание: она дважды была награждена орденами Ленина и дважды – Трудового Красного Знамени, удостоена званий Заслуженного деятеля искусств РСФСР и Заслуженной артистки Республики, была депутатом Моссовета (1940–1948). Ел. Ф. Гнесина всегда общалась с самыми выдающимися людьми своей эпохи, привлекая своей творческой энергией, отзывчивостью, добротой и юмором в сочетании со строгой принципиальностью. Свою известность, общественное признание она всегда использовала только во благо людей и своих учебных заведений. С ростом этой известности к ней бесконечно обращались за помощью все большее число людей, и она неизменно обращалась с ходатайствами и добивалась решений для людей самого разного положения, став истинной «заступницей» для многих.

Список литературы:

Барцикян А.А. «Елена ФабиановнаГнесина: музыкант, педагог, композитор.» [Электронный ресурс] «//nauka–rastudent.ru. Электронный журнал».11.04.2014.http://nauka-rastudent.ru/4/1301/ (Дата обращения: 25.01.2015г.)

Викентьев И.П. «Елена ФабиановнаГнесина». [Электронный ресурс]  «//vikent.ru.Выдающиеся достижения». http://vikent.ru/author/2178/  (Дата обращения: 26.01.2015г.)

Энциклопедия Кругосвет. «Гнесины». [Электронный ресурс] « //Универсальная научно-популярнаяонлайн-энциклопедия». http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/GNESINI.html (Дата обращения: 08.02 2015г.)

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Просветительский доклад о деятельности Елены Фабиановны Гнесиной (1874–1967), посвященный 150-летию со дня рождения, – крупнейшей, поистине легендарной фигуры в истории отечественной музыкальной культуры. Она сыграла огромную роль в развитии российского музыкального образования, высочайший уровень которого признан во всем мире. Масштаб деятельности Е. Гнесиной, как создателя самого большого комплекса музыкальных учебных заведений, одной из главных действующих лиц на важнейшем этапе становления системы музыкального образования в России, сопоставим только с деятельностью А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов – основателей первых профессиональных учебных заведений в стране в XIX столетии.
0 ₽
В методическом докладе рассмотрены вопросы работы над произведениями малой формы в классе фортепиано. Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика - пианиста. Согласно программным требованиям ученик музыкальной школы изучает в течение одного учебного года 10-12 (младшие классы) и 6 -8 (старшие классы) пьес малой формы различного стиля, характера, уровня сложности. Для педагога работа над пьесами – это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами и классической частью репертуара, который ученики любят меньше. Но, несмотря на такую всеобщую любовь к этому жанру, работа с пьесами имеет свою специфику, свои задачи, свои трудности. Также описаны четыре этапа работы над пьесой: ознакомление, работа над деталями, оформление (то есть приспособление и корректировка деталей) и подготовка пьесы к сценическому воплощению. Дана характеристика основным типам пьес малой формы.
0 ₽