Эссе: «Что сегодня важнее - воспитательный эффект или педагогическая эффективность занятий в дополнительном образовании?»
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" сказано, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения».
Сфера дополнительного образования детей – важнейшая составляющая политики государства в области детства, образования, культуры, спорта.
Обеспечение качества образования в сфере дополнительного образования детей, как неотъемлемой части общего образования, осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия.
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Качество дополнительного образования непосредственно зависит от уровня профессионализма педагога дополнительного образования. Педагог, обучая детей, постоянно учится сам. Он учится у детей, у своих коллег.
Наряду с процессами обучения и развития обучающихся педагоги дополнительного образования всегда преследуют и задачи воспитания. Воспитание детей - стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Воспитание в дополнительном образовании является системообразующим процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира.
Сегодня мы должны говорить о влиянии на воспитание подрастающего поколения изменяющейся цифровой трансформации общества, развитии цифровых технологий, появление различных социальных сетей, изменяющиеся реалии современного мира. Порой в жизни случаются события, которые нас душевно цепляют и вырастают в творческие проекты с детьми.
Ежегодно участие детей в социально-значимых мероприятиях Центра, города и края помогает взращивать в детях культуру социальную ответственности, а педагогу повышать свое профессиональное мастерство. Участие в таких мероприятиях оставляют след в душах детей, дают им ощущение жизни, умение сопереживать, проживать, чувствовать и понимать.Сейчас мы с ребятами цирковой студии работаем над проектом «Память сквозь поколения», который посвящен подвигу нашего народа в годы Великой Отечественной войны. И сегодня, в свете последних событий, это ощущается более трепетно для каждого из нас. Я вижу глаза детей, я чувствую их отклик, отдачу и понимание, когда они говорят о человеческом подвиге, о силе духа русского солдата. Работая над проектом, мы учимся все: и дети, и родители, и я.
Таким образом, процесс воспитания всегда был и остается главным в учреждениях дополнительного образования и находится в процессе постоянного усовершенствования и обновления.
Дополнительное образование уникально! Оно не только способствует развитию и воспитанию обучающихся, но и позволяет каждому ребёнку самому выбрать педагога, наставника, друга, способного создать ему условия для самоопределения, самореализации, выбрать дальнейший жизненный путь настоящего патриота, гражданина своей страны, уважающего память защитников Отечества. Здесь важную воспитательную роль имеет и личность самого педагога – пример для подражания и образец поведения для обучающихся. Огромной любовью и преданностью своему делу я зажгла своих студийцев, и они пришли в профессию. Сегодня в г. Хабаровске руководителями цирковых студий «Планета «Криц», «Ins-art», «Поколение «Z» являются мои выпускники. А это значит, я продолжаюсь в своих учениках.
Таким образом, можно смело сказать, что в дополнительном образовании воспитательный эффект не может быть отдельно от педагогической эффективности занятий, они очень тесно взаимосвязаны.